Самая северная железная дорога

Sep 02, 2016 22:28

Оригинал взят у zavodfoto в Самая северная железная дорога
Норильская железная дорога - это одна из самых северных железных дорог мира, в России уж точно. Более того, это крупнейшая изолированная железнодорожная сеть широкой колеи (1520 мм) на территории бывшего СССР. До ближайшей станции сети РЖД её отделяет около 700 километров. Кстати, она не входит и в структуру РЖД, а работает в составе Норильского Никеля. Именно по ней проходит большая часть грузов Заполярного филиала. В этом году у неё большой праздник, 12 февраля она отметила свое 80-летие. Многие в детстве, наверняка, мечтали проехаться в кабине поезда, поуправлять этим мощным железным конём, а вот мне повезло только сейчас, в Норильске, как всё прошло мой сегодняшний рассказ.





После того, как правительство СССР в 1935 году приняло решение строить в Норильске металлургический комбинат, решили подвести к нему и узкоколейную железную дорогу. К её строительству приступили осенью 1935 года. Первый паровоз был запущен 12 февраля 1936 года по узкоколейке от Норильска до Валька.

1945 год. ПВРЗ Капитальный ремонт паровоза



В июне 1936 года началось дальнейшее строительство узкоколейной линии протяжённостью 114 км от посёлка Норильск до порта Дудинка. Строить дорогу приходилось в очень сложных условиях, при этом сроки ещё поджимали. Это же Север, снег, плюс ветра, дорогу постоянно заносило. И вот один из заключенных, строивших дорогу, Михаил Потапов, изобрел защитные щиты от снега, они и сейчас в ходу. 17 мая 1937 года считается официальной датой завершения этого строительства. И уже на следующий день из Дудинки в Норильск вышел первый поезд, который прибыл на место назначения через три дня. Потом были проблемы с земляным полотном и другие трудности, но разве это уже могло остановить, всё исправили и наладили, конечно, скорость прохождения уменьшилась до суток, а при хороших погодных условиях аж за 10-12 часов долетали.

1963 год. Строительство железной дороги Норильск-Талнах



Узкоколейка, конечно, хорошо, но стремиться было к чему - 1520 мм, вот наша новая цель, позволявшая существенно увеличить пропускную способность дороги. Летом 1941 года в порт Дудинку пришёл с «большой земли» ширококолейный подвижной состав и уже в августе начал функционировать первый пятикилометровый участок железной дороги («Нулевой пикет» - рудник «Угольный ручей») широкой колеи рядом с Норильском. В 1942 году был даже электрифицирован один из ширококолейных участков.

1960 год. Первый тепловоз на станции Октябрьская Норильск



2. Здание управления Предприятия технологического железнодорожного транспорта. Раньше здесь располагался железнодорожный вокзал, чтоб как-то сохранить атмосферу того времени, было решено в 2010 году открыть здесь Музей истории развития Норильской железной дороги.



После войны эта тема стала набирать обороты дальше. В июле 1950 года прошёл первый поезд по линии широкой колеи от Норильска до Кайеркана. 22 ноября 1952 года в Норильск прибыл по широкой колее первый состав из Дудинки. Прошло ещё два года и про узкоколейку совсем забыли.
Изначально были и такие планы, чтоб Норильскую железную дорога связать с Трансполярной железной дорогой, которую строили с 1948 года. Она должна была связать енисейский порт Игарка («стройки № 501 и № 503» Главного управления лагерного железнодорожного строительства) с основной железнодорожной сетью. Таким бы образом наша Норильская стала бы не изолированной. В расчёте на бешенный трафик и был построен такой большой железнодорожный вокзал Норильск-Сортировочный. Но после смерти Сталина от таких подвигов было решено отказаться.

3.



4.



В 1957 году на Норильской железной дороге начали курсировать электросекции Ср, которые в 1985 году были заменены на электропоезда ЭР1 и ЭР2. Эти электропоезда курсировали по маршрутам Октябрьская (Норильск) - Угольный разрез, Октябрьская - Аэропорт, Аэропорт - Дудинка, Октябрьская - Дудинка. Октябрьская - Кайеркан.

5.



6. Рельсовые штампы.



7.



8. Колёсные пары. Одна от узкоколейки, другая пара обычной колеи.



9. Модель тепловоза ТЭ-109



10.



11.



12. Жезловый аппарат Трегера. Он применяется в электрожезловой системе, которая предназначена для организации интервального движения поездов на однопутных участках, при которой разрешением на занятие поездом перегона является жезл. На каждый перегон устанавливается два жезловых аппарата - по одному ограничивающий перегон станциях.



13.



14.



Кстати, Норильск долгое время был знаменит самой северной в мире электричкой. И прямо напротив моей гостиницы в Норильске, что на Октябрьской площади, до конца 1980-х годов располагался пассажирский вокзал (станция Октябрьская), куда приходили поезда из Дудинки, позднее из аэропорта Алыкель.

15.



Лихие 90-е оставили и здесь свой след. В первой половине 1990-х годов были отменены почти все маршруты пассажирских поездов, а в 1996 году пассажирское сообщение было полностью ликвидировано. В 1999 году на всех электрифицированных участках был демонтирован контактный провод и частично убраны опоры. А 32 вагона электропоездов ЭР2 и ЭР2Т, а также часть электровозов были проданы Свердловской железной дороге, кстати, некоторые норильские вагоны работали даже у нас, в Перми. В этом же году было принято решение ещё и норильский вокзал закрыть на клюшку.

16.



1 декабря 1999 года Норильская железная дорога вошла в состав Норильского никеля. Новая история продолжается.

17.



18. Рядом с административным зданием растёт взрослая ЖД коллекция. Вот, например, промышленный электровоз серии IV-КП



19. Автомотриса служебная АС-1 (или как её называли «Красная дрезина»), 60-го года выпуска. Такие машины поступили на Норильскую железную дорогу в 1966 году и работали до середины 90-х годов. Приобрели АС-1 в Норильск для организации работы путейцев на перегонах и для доставки заработной платы работникам, живущим в расположенных на трассе Норильск - Дудинка поселках.



20.



21. Прицепной вагон пассажирского электропоезда СР



22. ЭР1-229 версия 2.0



23. А мы постепенно добрались до Дудинки, где согласовав все формальности, устроились в этом тепловозе. Впереди нас ждала железнодорожная романтика и несколько часов пути до Кайеркана.



24.



25. Это для меня развлечение, а работу никто не отменял, мы загрузились углём.



26.



27.



28. Сегодня общая протяжённость Норильской железной дороги составляет порядка 333 км.



29.



30.



31. Вот и я немного подержался :)



32. Пейзажи за окном не сильно баловали своим разнообразием, плюс ещё снег с туманом, но то, что это самая северная железная дорога и ты покоряешь её, в эмоциальном плане останутся в памяти  надолго.



33.



34.



35.



36. Особо тут не разгонишься, средняя скорость км сорок в час.



37.



38.



39.



40.



41. Паровоз-памятник узкоколейный Гр-274



42. А вот и Кайеркан. С 1982 по 2005 годы это был город, а сейчас всего лишь один из районов Норильска.



43.



44.



45.



46. Большое спасибо всей пресс-службе ПАО «ГМК «Норильский никель» и её Заполярному филиалу за открытость и организацию моей поездки. А также лично Кирпичникову Андрею, Смирновой Татьяне, Демьянову Михаилу, Морозу Василию за интересную программу и тёплый приём! А нам пора дальше, продолжение следует...



Вся наша «Норильский никель» история:















Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 200 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:









Создал группу в ОК, прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto , а ещё и в фейсбуке - "Энергетика России": https://www.facebook.com/rusenergy.ru/

Норильск, транспорт, история, музеи и выставки, Таймыр

Previous post Next post
Up