Дуглас ждёт!

Aug 03, 2016 11:28

Сразу оговорюсь, фото самого самолёта не мои, найдено на просторах интернета в интересном блоге коллеги по ЖЖ. nordroden, знаю что фотки не твои, но стянул у тебя :)
Автор, отзовись!

1


Douglas С-47 DL SkyTrain (Серийный номер № 42-32892, заводской номер № 9118) был  выпущен на заводе в Long-Beach (Калифорния) и передан в военно-воздушные силы США 24 февраля 1943 года. Борт подлежал передаче в СССР по договору ленд-лиза, и 12 марта 1943 года. в г. Фербенкс (Аляска)  самолет был передан советской стороне с регистрацией СССР-Н238. С этого дня и по ноябрь 1943 года самолет находился в составе 7 перегоночного авиационного полка 1-й перегоночной авиационной дивизии Гражданского Воздушного флота на Красноярской Воздушной Трассе. Борт использовался для нужд АЛСИБа и на фронт попасть было ему не суждено. 16 арпеля 1943 года был официально передан Управлению Полярной авиации с регистрацией Л-1204: выполнял ледовую разведку, преимущественно в акватории Карского моря.

2


Трагедия произошла 23 апреля 1947 года. Самолёт под командованием КВС Тюрикова Максима Дмитриевича выполнял обратный рейс о. Костистый - Красноярск с промежуточными посадками в Хатанге, Дудинке и Туруханске, с загрузкой 26 (по другим данным - 32, возможно были "зайцы" на рейсе) пассажиров и 852 кг багажа. Погода была сложной: плотная облачность, нижний край 1000 метров, снегопад и видимость 1 км.

После вылета из Костистого на Хатангу обнаружилось падение давления масла в левом двигателе с повышением температуры. Возврат на аэродром вылета по погодным условиям не представлялся возможным, командир принял решение продолжить полёт.  Через 38 минут давление упало до 0, двигатель был заглушен, о чем экипаж сообщил диспетчеру, запросив попутно погоду Хатанги.  Продолжая полёт без визуальной привязки к местности, Хатангу они "проскочили" и продолжили полёт до ближайшего аэропорта Волочанка. После 5 часов в воздухе самолёт попал в зону обледенения, экипаж сменил курс и по выходу в район хорошей погоды пытался визуально определить свое местоположение, но не смог. Последняя радиограмма была получена Хатангой в 21:30 МСК, после чего связь прервалась. В ходе длительного полёта произошел перегрев работающего правого двигателя,самолёт шел со снижением и совершил и вынужденную посадку в тундре с выпущенными шасси на снег глубиной 1-1,5 метра. При посадке оторвало стойки шасси, был частично поврежден силовой набор фюзеляжа, капотированием замят носовой обтекатель, левый мотор отрван вместе с рамой. При этом никто не погиб.

3


Спустя 3 дня после посадки, вероятно потеряв надежу на то, что их найдут (связи с ближайшими аэропортами не было по причине отсутствия питания радиостанции) , командир экипажа Тюриков М.Д., бортмеханик Писмарев М.А., бортрадист Смирнов А.Д. и шесть пассажиров ушли от самолета, в надежде выйти к населенному пункту. Пропавший самолёт искали почти 3 недели, пока 11 мая место вынужденной посадки не было обнаружено экипажем Ли -2 № Н426 под командованием Ф. Шатрова. Люди были эвакуированы в удовлетворительном состоянии, с незначительными обморожениями лица и рук.

4


Останки командира корабля Тюрикова Максима Дмитриевича были обнаружены только спустя 6,5 лет, 23 октября 1953 г., случайно, охотником колхоза имени Калинина Авамского района Сахатиным Филиппом Николаевичем в истоках реки Шайтан примерно в 120 км юго-западнее от местонахождения самолета. Скелет опознан по найденным на месте обнаружения документам (партийный билет, свидетельство пилота, записная книжка). Об остальных членах группы до сих пор ничего неизвестно, они считаются пропавшими без вести.

5


Несмотря на долгие годы в тундре Таймыра, самолёт пребывает в очень хорошем состоянии: он частично разукомплектован на сувениры охотниками и редкими туристами, но в целом - уровень его сохранности уникален. Некоторые специалисты уверены, что его возможно восстановить даже до лётного состояния.

6


Первые шаги к эвакуации самолёта были предприняты в 2015 году, когда специалистами РГО была совершена экспедиция к месту вынужденной посадки с целью оценки возможности разборки самолёта и определения возможных путей его перемещения. Сегодня, 02 августа, вертолёт "АэроГео" даст старт второй экспедиции к Дугласу, имеющей решительную цель - доставить самолёт в Красноярск.

7



Основные задачи экспедиции - по прибытию на место вынужденной посадки "Скайтрейна", бережно разобрать его: отстыковать консоли крыла, хвостовое оперение, двигатели, центроплан. Здесь может возникнуть множество трудностей: самолёт пролежал в тундре почти 70 лет, так что коррозия крепежных элементов, болтов и гаек доставит немало хлопот. Участники экспедиции везут с собой солидный запас разнообразного инструмента, гидродомкрат, и WD-40, конечно, куда без нее. После расстыковки, элементы самолёта (включая 19-метровую "сигару" фюзеляжа) будут на внешней подвеске вертолёта "АэроГео" доставлены на баржу, когорая уже сейчас вышла из норильского гидропорта "Валёк" к заранее обозначенной точке. По прибытию баржи в Норильск, самолёт ожидает перегрузка на автотралы, дорога по земле до Дудинки (около 100 км), погрузка на другое судно и финальный этап пути - по Енисею до Красноярска. В Красноярске самолёт ожидает сборка и реставрация. Планируется, что он станет одним из главных экспонатов Музея Освоения Русского Севера, который планируется к открытию в Краевом центре.
На месте вынужденной посадки самолёта по завершению работ при участии дочери командира Тюрикова будет установлен памятный знак.

На 01 августа была намечена подготовка и загрузка вертолёта необходимым оборудованием и запасами:

8



Участники с осторожностью отвечали на вопросы о сроках экспедиции: тундра преподносит сюрпризы.

9



10


Экипаж вертушки на соседней стоянке готовится на вылет по санзаданию и с интересом следит за подготовкой. С удовольствием отмечу, что вертолёт экспедиции будет пилотироваться опытнейшим экипажем. Пилоты "АэроГео" выполняют работы в самых разных, сложных и непредсказуемых условиях. Настоящие профессионалы.

11



Установка бортовых самописцев, обязательная процедура перед вылетом:

12



13



Среди участников экспедиции заметил знакомое лицо: это Глен Мосс, американец, пилот и большой ценитель Дугласов ушедшей эпохи. В качестве второго пилота он участвовал в перегоне двух Douglas DC-3 в рамках перелёта "АЛСИБ-2015" в прошлом году. Репортажи и фотографии со встречи самолётов в Красноярске можно посмотреть у меня вот здесь:


 


Налёт Глена на C-47 - более 3000 часов. Он отлично знает устройство самолёта, и несомненно будет очень полезен экспедиции.

14



Еще один участников экспедиции - Тюрикова  Авелина Максимовна, дочь командира Дугласа. На момент аварии самолёта ей было 6 лет. Она хорошо помнит те печальные для ее семьи события, поэтому побывать на месте вынужденной посадки и увидеть все своими глазами - нелегкая, волнительная, но вне всякого сомнения очень важная, знаковая миссия для неё:

15



Уже сейчас яркий Ми-8 с экспедицией в составе 15 человек летит на Север. Цель их - сохранить частицу истории освоения Заполярья. Это заслуживает уважения. Удачи!

16


На сегодня всё.
Спасибо за внимание!

транспорт, история, Таймыр

Previous post Next post
Up