Село Маковское

Mar 14, 2016 17:52



Следующим пунктом нашей программы, после Енисейска, стало старинное село Маковское. Напомнию, поездку организовывал Сиюбирский туристический центр SibWay Tur, услугами которого в ближайшее время могут воспользоваться все жители нашего города.




Современное село стоит рядом с тем местом, где находился Маковский острог, охранявший волок между бассейнами Оби и Енисея. "12-километровый волок между рекой Кетью (бассейн Оби) и рекой Кас (приток реки Енисей на уровне города Енисейска) заходили суда с продовольствием и прочими припасами. Из Маковского товары на волокушах доставляли в Енисейск, откуда шло снабжение других сибирских поселений: Красноярского, Абаканского, Саянского, Мотыгинского, Тасеевского и даже Якутского острогов. Этим же путем вывозили пушнину".



Острог был основан в 1618 году, на год раньше, чем Енисейск. Путь до Енисейска получился более 100 верст по тайге, болотам, ручьям и рекам.


В наше время ничего не поменялось - добраться до села зимой никаких проблем не составляет, а вот летом передвигаться можно толкько на специальной гусеничной технике, либо на вертолете.



Жителей немного - по переписи 2014 года здесь проживало всего 289 человек. Население живет за счет охоты, рыболовства, сбора дикоросов и пчеловодства, а также подсобных хозяйств и заготовки древесины. В настоящее время в Маковском есть фельдшерско-акушерский пункт, сельский клуб с библиотекой, начальная общеобразовательная школа. Здесь проживают несколько десятков семей староверов.



Маковский волок активно функционировал еще в начале ХIХ века. Но уже тогда на его значение покушались проекты строительства Обь-Енисейского канала и Кеть-Сымовского волока, более активного использования водного пути по Чулыму. Реально же свое значение волок стал терять с появлением в 1740-х годах Московско-Сибирского почтового тракта и, позднее, со строительством железной дороги. Именно по ним и пошла основная колонизация Сибири.



По Маковскому волоку зимой 1662 г. везли в ссылку неистового протопопа Аввакума Петрова. В 1675 г. с посольством в Китай здесь ехал ученый Николай Спафарий Милеску: "а от Маковского острогу поехали через волок в Енисей. А тот волок держит верст с 5 летнею порой, а зимним путем сказывают, что с 50 верст: Везде на нем великие мосты построены. Потом елани. Там деревня небольшая, а недалеко деревня большая, в которой острог и церковь - Елань". В 1734 г. волоком проезжал Герард Фридерик Миллер, первый исследователь Сибири. В 1923 г. через Маковский волок на Кеть ехал отбывавший енисейскую ссылку удивительный человек ХХ века епископ Лука Ташкентский (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), профессор медицины и хирург с мировым именем. Сейчас по дороге проезжают лишь лесовозы, вывозящие лес.



Еще в первой половине XVII в. здесь была построена Покровская церковь, а 1847 г. - Свято-Покровский храм. Стоит он до сих пор, хотя, конечно же, перестраивался много раз.



В нем до сих пор, несмотря на то что официально уже вышел на покой, служит удивительный человек - отец Севостьян. "Отец Севастьян всегда отличался добротой, желанием и готовностью помогать. Несмотря на преклонный возраст, он всегда находил силы для страждущих. Хотя, конечно, очень уставал, как обычный человек. Бывает, после службы пойдет к себе в келью отдохнуть.Кто-то приезжает. Ему говоришь: «Вот, батюшка, снова приехали». Вздохнет так. Видно, что тяжело ему. Спросишь: «Может, сказать, чтоб завтра приходили?» «Нет, - отвечает, - люди приехали издалека, значит, беда какая-то их привела, надо поговорить»…", - рассказывал о нем иеромонах Варахиил, Благочинный Спасского мужского монастыря Енисейска. Фотографий старца, которому исполнился уже 91 год, нет - он не позволяет снимать себя. Но нас он принял, как нам показалось, даже с радостью и нашел время для службы и разговора.



Несмотря на то, что в последние годы люди возвращаются в село, заброшенных домов много. Хотя часть из них представляют большой интерес для краеведов - они построены так, как строили их в Сибири с давних времен. Под одной крышей и дом, и постройки, и двор. Окна маленькие, крыши низкие, без больших чердаков, чтобы максимально сохранять тепло.



На нескольких домах мы заметили старые таблички с обозначением, какой инвентарь владелец дома должен был принести на пожар - ведь тушить приходилось самостоятельно, без надежды на профессионалов. Замечены были ведро и лопата, а богра нигде не заметили.


Кстати  1927 году, в отчете о жизни в селе упоминалась пожарная машина, стоявшая в специальном сарае. Где-то сейчас та машина? Наверняка сгнила где-то рядом с селом.



Одна из экспедиций, побывавших здесь, обнаружила место острога - он был чуть в стороне от современной деревни, а также сделала большое количество находок. Это и фрагменты керамики, серебряные монеты чешуйки середины XVII века, а на небольшой глубине - битый кирпич, из которого было что-то построено. Местные жители тоже передали в музей семейные реликвии и интересные находки, среди которых были ружейные стволы, чеканная церковная главка из меди, железный меч, какими пользовались кыргызы, тунгусы и остяки - местное коренное население. После этого в деревню зачастили "черные копатели". Их местные жители не любят, прежде всего, за обман - один из них в течение года "втирался" в доверие, расспрашивал местных, а потом несколько лет приезжал и устраивал "раскопки".


По дороге туда и обратно мы останавливались еще в одном месте, которое связано с местными поверьями. Раньше здесь была деревня Рыбная с ямской станцией и 12 дворами, но ее уже давно нет, даже дома вывезли. Потом здесь жила бабка Акулина, про которую говорили, что она была ворожеей. Экскурсовод Енисейского краеведческого музея Наталья Борисовна Скурихина, сопровождавшая нас в этой поездке, рассказала, что помнит бабку Акулину, у которой всегда жило много собак и кошек. От всех, кто останавливался около нее, она просила привезти ей хлеба. Тем же, кто проезжал мимо не остановившись и не поговорив, потом приходилось все равно задерживаться - то колесо пробьют, то еще что с транспортом приключится. Бабушки давно нет, умерла, говорят, в Енисейске, куда ее увезли родственники, но до сих пор около креста, поставленного на поляне в ее память, останавливаются машины и люди оставляют хлеб и другие подношения.



В Маковское мы уезжали при температуре -32, а вернувшись в Енисейск обнаружили, что потеплело до -6. И со всех шиферны крыш теперь свешиваются огромные прозрачные сосульки.



А проводить нас домой решили таким вот закатом.

сельская жизнь, Енисейский район

Previous post Next post
Up