Про столицу Сибири и хозяев тайги

Jan 23, 2016 03:01

Оригинал взят у ts58 в Красноярск, ч.5 - Про столицу Сибири и хозяев тайги



Белая "Тойота Камри" последней модели строго соблюдая скоростной режим везла меня по широкому шоссе от аэропорта в сторону Красноярска. Таксист, не очень похожий на сибиряка, сосредоточенно вёл машину по грязной слякоти, держа руль обеими руками, попутно расспрашивая про погоду в Москве. В то время как в столице светило яркое солнце и стоял крепкий мороз, в Красноярске температура была выше нуля, а вдоль дорог дотаивал рано выпавший снег. Всё вокруг было каким-то масштабным, величественным. За три года в Красноярске изменилось многое, но, к счастью, не всё.
Мой восторженный рассказ про Красноярск я завершаю бытом и деталями местной жизни. Постараюсь рассказать про то, что бросилось в глаза и запомнилось во время двух поездок в город на Енисее.

1. Надо сказать, что наибольший интерес в красноярском быте вызвал у меня транспорт и всё, что с ним связано.
Крайне необычный пешеходный переход. Во-первых, форма моста изогнута, как видно на кадре. Зачем было вместо прямого мостового перехода городить резко удорожающий строительство изгиб в форме кочерги ума не приложу. Во-вторых, по обе стороны колонны моста оборудованы работающими лифтами, павильоны которых даже как-то попытались оформить. На фото колонны и двери лифтового холла на обоих уровнях хорошо видно:


2. Здание терминала бывшего аэропорта "Красноярск-Северный". Аэропорт был построен в годы войны как промежуточная точка для перегона самолётов с востока на запад, в том числе - из США на фронт. Закрыт в 80-е, т.к. из-за активной застройки города он оказался посреди жилых кварталов и приём воздушных судов стал слишком опасен. Рядом сохранилась диспетчерская вышка, которая и навела меня на мысль, что здесь когда-то был аэропорт. Прилегающий район называется "Взлёткой", а улица, на которой расположено здание, - Взлётной. На её месте когда-то была ВПП. В соседнем здании расположен красноярский автовокзал, благодаря чему площадь здесь почти круглые сутки шумная, грязная и с огромным количеством непрезентабельной рекламы. Многие воспринимают бывший аэровокзал как часть нынешнего автовокзала:


3. Но самое "интересное" в красноярском транспорте - это, конечно, пробки. Со всем размахом сибирской души стоят здесь насмерть, до упора. Вообще надо было суметь на территории, где на тысячи квадратных километров вокруг пустые незаселённые пространства с тайгой и полями, создать город с такими дикими пробками. Правда, с открытием четвёртого моста через Енисей, которое состоялось через несколько дней после моего второго визита в город в 2015-м году, этот дорожный ад вроде бы преимущественно остался в прошлом:


4. Транспорт это вообще слабое место Красноярска. Для города, население которого перевалило за миллион, да ещё и с такой обширной агломерацией, пути сообщения здесь развиты неприлично плохо. Многострадальное красноярское метро в последние 20 лет постоянно то начинают прокладывать, то зарывают. То говорят, что от него отказались окончательно, то вновь выбивают финансирование. Сам видел забор стройки с гордой буквой "М" три года назад, но воз и ныне там. Учитывая нынешнюю ситуацию, метро в Красноярске не будет ещё долго.
Рекреационный ресурс Красноярска - кинотеатр на центральной площади города:


5. Трамваи, которые как в Краснодаре могли бы спасти положение, здесь развиты слабо и только на правом берегу. Когда то они были и на левом, но пути на Коммунальном мосту разобрали, т.к. они там мешали.
Пивмаркет "Напильник". Три года назад я только начинал знакомство с провинциальной рекламой:


6. Красноярск - довольно разветвлённый ж/д узел. Ветки опоясывают весь город. Но и тут возможностями не пользуются. Тут не то что S-bahn, тут и обычного пригородного сообщения наладить не смогли. Казалось бы - насколько на поверхности лежит мысль вместо стояния в пробках на Коммунальном мосту переехать Енисей на электричке, прямо из спального района в центр. Но тут даже в город-спутник Дивногорск, расположенный в 12-и километрах, одним днём не съездишь: в расписании - полторы пары невероятно неудобных поездов в сутки.


7. Как итог, отдуваются за всё автобусы, которые вопреки всему развиты и продуманы очень неплохо. Автобусные маршруты сплетены довольно хитро - почти всегда можно найти на чём доехать из точки А в точку В.
Удобный и информативный биллборд с достопримечательностями центра города. Сделано добротно:


8. В отличие от двух столиц, где для навигации удобно пользоваться Яндексом или Гуглом, в Красноярске пальма первенства у системы 2ГИС. Она "знает" город гораздо лучше и строит более оптимальные маршруты.
Калейдоскоп красноярских крыш и построек. В одном кадре собрались представители почти всех эпох и стилей:


9. Не знаю как сейчас, но лет пять назад в Москве для маршруток было нормой съезжать с маршрута и объезжать пробки всеми возможными путями, чаще всего - по дворам. Но в Красноярске на мелочи не размениваются. Со всей широтой суровой сибирской души водитель полноценного рейсового автобуса "ЛиАЗ", ревя двигателем, ворвался в жилой двор в порыве объезда осточертевших пробок. Не особо снижая скорости, он с диким креном входил в крайне узкие дворовые повороты, заставленные припаркованными машинами. При этом, из пассажиров, как маятники раскачивавшихся на резких поворотах, напрягало это похоже только меня. Я один с нервным выражением лица озирался по сторонам в попытках оценить безопасность происходящего. Остальные как ни в чём не бывало читали газеты, разгадывали кроссворды или продолжали спать.
На площади около краевого суда - ещё один фонтан, тематический - "Фемида":



10. В другой раз водитель опять же полноразмерного автобуса с кучей пассажиров разгонялся и газовал по снегу в горку так, что сжёг машине сцепление, отчего в салоне стало тяжело дышать из-за характерного запаха. Вспомнились выдержанные и безэмоциональные водители московских автобусов. Вероятно, такого жёсткого отбора по психологическим критериям красноярские коллеги не проходят.
Какая-то девушка три года назад снимала на IPad пустынную площадь Революции. Возможно, где-то ещё существует её кадр, точно такой же, как и у меня, когда я встал на её место...


11. На центральных улицах Красноярска почти невозможно сделать фото так, чтобы в кадр не попали автомобили. Движение тут очень напряжённое. Примерно как в Краснодаре, с которым их вечно путают.
Говоря про быт, невозможно не осмотреть жилой фонд. В городе очень много классных новостроек. Новые дома строят не по советским лекалам, когда возводят серые коробки, как в СССР, только новые (как в Ульяновске, например), а с попытками как-то их раскрасить, разнообразить, причесать. Это очень радует, такие дома и город слегка разбавляют, и сразу кажутся дороже.


12. Позднесоветские/раннероссийские жилые дома тоже бывают интересными. Даже малейшие отклонения от стандартов уже делают пейзаж немного веселее:



13. Кое-где современная архитектура встречается со старым городом:


14. Но конечно большая часть красноярского многоэтажного жилого фонда выглядит примерно так:


15. Ну или так:


16. Ну и нельзя забывать про частный сектор. Его размеры в Красноярске огромны. Попав в ещё далеко не самую глухую его часть, почувствовал себя не очень уютно. Почти за каждым забором агрессивно лают собаки. Людей почти нет. Преодолевая квартал, думал только о том, не сорвётся ли какая псина с цепи:



17. Встречаются и оригинальные советские дома. Правда оригинальность здесь не является синонимом красоты. Получить наслаждение от внешнего вида смогли бы пожалуй только совсем искушённые эстеты:


18. В спальных районах Красноярска обнаружился довольно подробный макет Эйфелевой башни высотой в 5 этажей. Кафе "Bonjour" организовало себе весьма недешёвую наружку:


19. В 2012-м на красноярском радио назойливо крутили рекламу, в которой почти целую минуту толстый мужской голос рассказывал про суровость сибирской тайги и про то, что только настоящий русский мужик способен её укротить. Заканчивалась его речь предложением выпить водки. "Водка "Хозяин тайги"! Для вас, настоящие сибирские мужики!". Бедные сибирские мужики... С ощущением собственной крутости они будут спиваться. И никакой "пятой колонны" не надо...
Ещё красивые новостройки из Красноярска:


20. А ещё на местном радио на полном серьёзе проводился опрос - какой город всё-таки является столицей Сибири - Красноярск или Новосибирск? Как известно, официально административным центром Сибирского федерального округа является Новосибирск, но поднявшийся в последние десятилетия Красноярск оспаривает это звание, хотя бы на неформальном уровне. В студии ведущие приводили аргументы "за" и "против", дозвонившиеся слушатели высказывали свои позиции. Учитывая, что радио красноярское, победил сами понимаете кто :=)
И ещё красивые новостройки:


21. БЦ "Первая башня" - самое высокое здание страны за Уралом, гордость Красноярска. Честно говоря, не впечатляет абсолютно. Облицовка как у дешёвого ТЦ на окраине. Высота на местности не ощущается. Более низкая башня КатэкНИИуголь куда интереснее.



22. Участок улицы Молокова, ведущий к "достопримечательности" с прошлого кадра. Обратите внимание на благоустройство: это вроде бы спальный район, а состояние у него как у центра какого-нибудь города, не обладающего исторической застройкой. Я уже подмечал в посте про правобережье Красноярска, что здесь одинаково хорошо ухожены и центр, и окраины. На фото справа видно ещё один интересный объект. Сейчас мы к нему подойдём...


23. Это не что иное, как памятник десятирублёвой купюре, благодаря которой все жители страны знакомы с Коммунальным мостом, часовней Параскевы Пятницы и плотиной Красноярской ГЭС.



24. Злободневный стрит-арт:



25. Даже не знаю, что меня здесь радует больше. Непонятно откуда взявшаяся южная хата на задворках Красноярска (ладно, всё же город создавали казаки), реклама автокурсов над заколоченным окном или надписи:



26. Сквер победителей, открытый к 65-летию Победы. В центре - огромный букет гвоздик:



27. Недалеко от сквера, около Троицкого кладбища, - более традиционный военный мемориал. Он здесь весьма внушителен:


28. Троицкий собор, построенный в начале XIX-го века. Со временем вокруг него разрослось кладбище, посреди которого он сегодня и стоит. В советское время был единственным действующим храмом Красноярска. Место мрачное, надолго задерживаться тут не захотелось.


29. Новодельный (2000-х годов) храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при красноярской клинической больнице:


30. Храм святителя Луки, при медицинском университете:


31. 2012-й год. Неподалёку от железнодорожного вокзала строится часовня Александра Невского - первое в России религиозное сооружение при военкомате. Предназначена для крещения призывников перед отправкой в армию. Всё-таки Красноярск потрясающе впитал в себя 2000-е годы, являясь во многом олицетворением жизни и духа России этого периода.
Уже в 2013-м часовня была достроена, освящена и открыта.



32. В двух шагах от самого высокого здания за Уралом в 2003-м построена первая армянская церковь за Уралом. Совпадение?


33. А вот евреи, в отличие от армян, ведут свою историю в Красноярске с давнишних времён. Как я писал ранее, следов иудейской культуры в городе на Енисее предостаточно: это и большое количество улиц, носящих имена отличившихся евреев, это и большое еврейское кладбище, это и факт того, что половина роскошных исторических особняков в центре города принадлежали изначально представителям этой нации. Евреи стали массово заселять Красноярск сразу как он начал превращаться из военного города в торговый. Первая синагога появилась здесь ещё в начале XIX-го века. Современная синагога здесь новая, 90-х годов, т.к. ни один еврейский молельный дом не пережил советской власти. Она считается одной из крупнейших в Сибири и на Дальнем Востоке.


34. Здание красноярского медицинского университета послевоенных лет постройки в 2012-м в ходе реконструкции превратилось из обычной советской коробки в одно из самых заметных зданий вне центра города. Помимо новой облицовки и колонн на нём смонтировали купол, украшенный медицинским символом - чашей со змеёй. Университет находится на возвышенности, и снизу, со стороны стрелки, он выглядит ещё более внушительно, чем изблизи. Оттуда его вполне можно принять за крупный собор.


35. В двух шагах от медицинской академии - памятник основателю Красноярска, казацкому воеводе Андрею Дубенскому. Скульптура установлена в 1997-м, а уже выглядит обтрёпанно и неухоженно, что для Красноярска редкость. В таком же состоянии здесь только фонтан "похищение Европы", показанный в прошлой части. На мой субъективный взгляд, памятник неудачный. Во-первых, вытянутая рука воеводы как-то больно напоминает позу памятника Юрию Долгорукому, основателю Москвы. Неужели все основатели отличаются таким характерным жестом? Во-вторых, с какой-то радости Дубенского окружает непонятная кирпичная стена с зубцами под московский кремль (видно на фото). С чего бы это? Кирпичных крепостей в Красноярске вроде бы отродясь не было. Наконец, скульптура хоть и установлена на возвышенности, визуально как-то не смотрится совершенно ни с одной из сторон:



36. От исторического центра Красноярска - стрелки Качи и Енисея - через протоку Татышева перекинут пешеходный вантовый Виноградовский мост. Ведёт он на остров Татышев, фактически представляющий собой большой зелёный парк, во многом оборудованный для активного отдыха (в дополнение к Столбам и острову Отдыха на Енисее). Мост был построен в 80-х. Конструкция позволяет использовать его и как автомобильный, но надеюсь этого не произойдёт:



37. Ещё один вид украшательства в Красноярске - объёмные вертикальные клумбы. Привожу в пример жирафов, но есть и другие, в том числе - слоны. Фигуры этих животных по необъяснимым причинам есть в каждом крупном городе страны, наряду с Лениным:



38. Перед музыкальным театром можно найти другую подобную клумбу - петуха. За ним можно увидеть искусственное дерево с подсветкой. Их на зиму, как пальмы, убирать не стали:


39. Итак, можно вспомнить все массовые объекты декора Красноярска, создающие в городе невероятный уют и выделяющие его тем самым на фоне большинства остальных городов страны: фонтаны, часы, радио на улицах, пальмы (летом), скульптуры, вертикальные формовые клумбы, искусственные деревья. Вот, кстати, ещё одно, поближе:


40. Закончу всю эту бочку сибирского мёда капелькой дёгтя на кончике ложки. При желании здесь тоже можно найти к чему придраться. Вот, например, в самом центре города красивое старинное здание стоит в заброшенном состоянии за каким-то убогим забором. На фоне окружающего лоска сильно режет глаз. Есть ещё над чем работать. Впрочем, разруху я нашёл даже в стерильно-музейном бельгийском Брюгге.



Ну да что уж там. Красноярск мне понравился. Очень сильно. Это один из моих любимых городов. Добавить, в общем-то, и нечего. Всё это и так было понятно ещё в предыдущих постах. Здесь привожу полный перечень моих записей про Красноярск и на этом про него заканчиваю.
Первая часть - самое главное в центре Красноярска.
Вторая часть - виды с городских смотровых площадок и заповедник "Столбы".
Третья часть - дополнение про центр.
Четвёртая часть - правобережье Енисея и ЦПКиО.
Пятая часть - текущая.

среда обитания, глазами гостей, Красноярск

Previous post Next post
Up