В поисках Комской церкви

Jan 08, 2016 01:54

Каменная церковь в затопленном селе Кома, что на территории Новоселовского района, окружена легендами. Церковь была построена в 50-х годах XIX века, а через сто с небольшим лет, в связи с заполнением Красноярского водохранилища, село Кома попало в зону затопления. Говорят, что уже после затопления при малом уровне воды церковная колокольня поднималась из волн как Китеж-град, и только позднее ее взорвали. Вопросов возникает много: с какой целью, кто и когда взрывал церковь, в какой степени она была разрушена на момент затопления, в каком состоянии находится сейчас, под водой?



В августе этого года поисками церкви занимались дайверы из Красноярского Подводного Центра: "В результате поисков, с большой степенью достоверности, были обнаружены развалины Комской церкви". Подробности здесь: http://diving-me.info/artefakt.html
А в октябре Комской церковью заинтересовался путешественник-велосипедист Владимир Черников, член Русского географического общества, инициатор проекта Памяти затопленных сёл и деревень. Проект сам по себе достоин всяческого внимания, но ниже речь пойдет о поездке в поисках информации о Комской церкви. На некоторые вопросы ответов пока нет, но то что удалось узнать, в любом случае очень интересно.

Нижеследующий текст и фотографии взяты с велофорума X-ride.ru.
Из городской суеты удалось вырваться только в прошедшие выходные.
До Новоселово добрались на машине, переплавились и уже своим ходом, через с.Кома и д.Черная Кома доехали до д.Енисей. По дороге нас догнал местный фермер Шалько Андрей Николаевич. Они здесь на таких вот машинах ездят - это Лэнд Крузер, установленный на шасси ГАЗ-66.



Он очень удивился велосипедистам и, по нашему прибытию в деревню, устроил нас на ночлег в гостевом доме своего друга, да еще и с неожиданными удобствами: русская печь, дрова без ограничений, ранетки, экологически чистая картошка и свежевыловленная щука. Так что весь первый день сбором исторических сведений мы не занимались: устали не слабо (очень уж крутыми оказались местные горки), потом роскошный ужин готовили, а после темно на улице стало и в гости идти было поздновато.

На ночь почитали вырезку из местной газеты* и стихи М.Коноплева: как раз в тему:

С воротами, с резными ставнями,
С хитрецой (знать, не без ума)
Средь тайги наши предки ставипи
Не избушки, а терема.
Били зверя простой рогатиной
Неводили по отмелям,
Лес рубили, дороги гатили
И взрослели не по годам.
Скот растили, пшеницу сеяли,
А гулять - так округой всей.
Вспомним ГЛЯДЕН** и КРИВОШЕИНО,
БЕРЕЖЕКОВО и УБЕЙ.
Ребятишек пугали ведьмами,
В Бога верили стар и млад.
Вспомним БРАГИНО и МЕДВЕДЕВО,
Где открыли небесный клад***.
Шли года с революцией, войнами,
С раскулачиванием крестьян,
Что с проклятиями и стонами
Отправлялись на Магадан.
И пустели деревни старые,
И в полях оседала тишь.
Старожилы лишь помнят СТАРУЮ
И ЕФРЕМОВНУ, и ИГРЫШ.
А прожекты спускались рьяные,
Но на деле-то дребедень.
Енисей, плотиной затянутый,
Три десятка залил деревень.
Под водой оказались пажити
С чьей-то легкой простой руки.
Это ж было на нашей памяти:
В город ринулись мужики.
А сейчас всей душою ратуем
Взять землицу на свой подряд.
Только это людей не радует
Не воротишь крестьян назад.
Необдуманность наша серая
Очень больно самих же бьет.
Все же верую,верую, верую
И в Россию, и в наш народ...

*Статья "Это начиналось 300 лет тому..." в газете Новоселовского района "Грани" за 10.07.2009г.
**Здесь и далее названия затопленных Красноярским водохранилищем деревень Новоселовского района.
***Речь идет о первом российском метеорите https://ru.wikipedia.org/wiki/Палласово_железо

В той же газете упоминается описание Комы первым Енисейским епископом Никодимом (был назначен 18 сентября 1861 г., уволен на покой 6 апреля 1870 г.). Возвращаясь из поездки по южным районам губернии, он посетил Покровскую церковь и сделал запись в своем дневнике:
"В десятом часу приехал к селу Комское. Великолепная местность, горы делают своеобразный амфитеатр. На дне его, у речки - село. Горы зелёные, покрыты тучной травою, березняком и прочим. Но есть и выдававшиеся скалы. Здесь есть в горах пещера. Крестьянин, бывавший в ней, сказывал: "Не - руками человеческими сотворена сия пещера. Сами горы треснули, сделали провалы и пустоты". Пещера эта недалеко от села.
Народ встретил нас у берега. Мне было жаль отказать им видеть меня сегодня. Сошел на берег и всех благословил (до 500 человек) падают в землю, даже стучат по ногам моим своим челом и [не] внемлют моему уговору не делать сего. Я умом подумал: "Они не меня величают, а величают сан архиерея во мне".
Позднее, когда уже разошелся народ, двое пришли ко мне с жалобами: один на церковный устав, другой - на поборы священника. Было грустно».

Поутру пошли искать старожилов. Их оказалось немного: от некогда довольно крупной деревни (школа 9 классов, детсад, больница, два магазина, восемь 8-квартирных домов и пр.) осталось всего десяток строений, в которых из местных жителей проживают всего трое: преклонных лет сестры Дёгтевы и 62-летний Анашкин Виктор. У Дегтевой Августы Митрофановны оказалось несколько старых фотографий.

Село Кома. Фото 10 мая 1959 г. Размер фотографии чуть больше спичечного коробка, но качество очень хорошее.



Покровская церковь в с.Кома. Фото 1960 г. Судя по надписи на обороте, здание стояло на возвышенности берега Енисея и было взорвано в 1964 г.



Фото человека, который взрывал церковь: Майер Андрей Адольфович.



Со слов бабушки, это был немец из репрессированных, которого в Кому привезли в войну из г.Саратова 9-летним ребенком. В 1964 г. ему было чуть более 30 лет и церковь он уничтожал по приказу. У Майера было трое детей и все они сейчас проживают в г.Сосновоборске, уже пенсионеры.

Церковь была действующая и очень красивая: зеленая крыша, белые стены, голубого цвета наличники, три входа, отделанные плитами. На фото за 10 мая 1959 г. это хорошо видно.



По моим расчетам, высота колокольни была не менее 30 м, а это, между прочим, 10-этажный дом.
С момента строительства и до самого затопления церковные службы прекращались только в период Великой Отечественной войны.
В связи с закрытием церковные иконы вывезли в г.Абакан, а крест поставили на могиле тетки Устиньи, церковной служительницы (потом крест тоже увезли в Абакан).





Здание взрывали два раза. В первый раз ничего не получилось, только стекла в соседних домах повылетали.
Зачем церковь взрывали? Говорили, что необходимость уничтожения связана с возможной опасностью для судов, которые будут заходить в залив для швартовки. Но обещанный порт так и не построили, а воды в водохранилище наполнилось столько, что верх так и не разрушенных стен теперь находится на глубине более 20 м.

А это наша 75-летняя рассказчица, которая в 1940 г. в старой Коме и родилась:



Обаятельная женщина. И это тоже она:





Нарисованный бабушкой по памяти план села: посередине текла небольшая речка, на правом берегу стояли детдом, школа и больница, на левом берегу, напротив - церковь и машино-тракторная станция, а за ней - кладбище. Триста дворов в одну улицу без названия длиной в 3 км, да небольшой Кривой переулок.



В связи с затоплением большую часть домов разобрали и с 1963 г. стали перевозить на новые места: в Кульчек, Енисей, новую Кому, новое Новоселово. Многие дома существуют там и по сей день. В д.Енисей мы в таком как-раз и ночевали: внутри бревна стесаны, в стенах остались выемки от полатей, русская печка, а в соседней комнате - еще и круглая голландская. Оригинальная архитектура, которая ранее мне нигде не встречалась. Такие дома, как выяснилось, строили во многих затопленных деревнях Новоселовского района. Жаль не спросил, откуда в 19 веке приехали сюда переселенцы.







Не перевезенные дома попросту сжигали.
Компенсация за переезд полагалась 500 руб., но и эти деньги давали не всем. Например, на конном дворе в небольшой избушке жила семья приезжих "богомолов" (православных верующих). Уезжать им было не на что и потому они держались за свой домик до последнего. Вывезли семью из села насильно, а избушку сломали бульдозером. Людям же податься было некуда и они стали жить в землянке, выкопанной на берегу Енисея.

В нынешнем Енисее многие дома уже заброшены в связи со смертью хозяев.





Майер свой дом сумел перевезти, вообще не разбирая. На новом месте (ул.Медведева, 17) он основательно отстроился, закрывшись от дующих с реки ветров стеной тополей. Потом насадил еще и сосен, привив на них кедровые ветки.



Но взорванная церковь навсегда вошла в его жизнь: дверью в доме, снятой с одного из церковных входов,



и рисунком церковного здания:



Вот такая история.

После смерти Майера его родственники дом продали. Новый хозяин - молодой и энергичный предприниматель Сергей Новичков, менять ничего не стал и рисунок затопленной церкви по-прежнему украшает стену его дома.



Перед отъездом мы еще раз объехали окрестности и присмотрели место, где можно было бы поставить Памятный знак старой Коме. Заодно обсудили эту возможность с приютившим нас фермером, который, кстати, оказался еще и депутатом Новоселовского райсовета.



Теперь дело за Красноярским губернатором: многие в районе считают, что если именно он даст соответствующую команду, то на подобные памятные знаки деньги найдутся, а все необходимые работы будут сделаны. И тогда люди, лишенные государством своей Малой родины, вновь обретут о ней память.



Еще несколько старых фотографий Комской церкви, найденных Владимиром Черниковым в Одноклассниках:






храмы и монастыри, история, старые фотографии, Новоселовский район

Previous post Next post
Up