А вот такой памятник нам нужен!

Apr 29, 2015 13:07

Оригинал взят у stary_sibiryak в А вот такой памятник нам нужен!


Война за и против различных памятников в Красноярском крае явно затянулась.
Недавно для меня стало ясно, что не смотря на развязывание некотрых узлов в этом вопросе, на горизонте уже вырисовывается новое противостояние, о котором еще напишу отдельно.

Но сегодня о проекте памятника, который должен объединить всех.
Дело в том, что в городе Красноярске до сих пор нет отдельного памятника летчикам перегоночной трассы Аляска-Сибирь (он же Алсиб).
Есть мемориальная доска на "Авиадоме". Есть хороший, новый памятник на городском кладбище, там где похоронены разбившиеся летчики. За это специальное спасибо нашим подвижникам-краеведам.

Но вот отдельного памятника военным летчикам в сквере, или на городской площади до сих пор нет.

Алсиб, или "Трасса мужества" по которой они летали во время войны, начиналась в США, на Аляске куда по соглашению о "лендлизе" американцы с авиазаводов пригоняли новенькие истребители и бомбардировщики для передачи СССР.

А заканчивалась трасса у нас, в Красноярске, в районе старого аэропорта, там где сейчас микрорайон "Взлетка". Далее американские истребители разбирали, и они шли уже в разобранном виде по железной дороге. Бомбардировщики летели на фронт своим ходом. Всего перегнали около 7831 самолетов - это невероятный поток, огромный человеческий труд!



Звезда слева на фюзеляже в синем круге - явный признак ленд-лизовского самолета. Первоначально звезда была белой - американской, на синем фоне. По прибытии в СССР сверху ее закрашивали красной краской, и получался знак советских ВВС, а синий фон часто оставался нетронутым.



Самолет, принадлежавший легендарному ассу А. Покрышкину тоже был американским. Советская красная звезда в синем американском круге.

Протяженность трассы от американского Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР - 5000 км. Огромное расстояние, по практически безлюдной местности дальнего востока и Восточной Сибири! Любая авария, даже вынужденная посадка грозила летчику гибелью просто от голода, спасатели не всегда могли обнаружить самолет на этих огромных пространствах. Поисковики до сих пор находят вдоль трассы самолеты с погибшими экипажами, которые не были обнаружены во время войны.

Так вот, Русское географическое общество узнало, что есть на Таймыре, в тундре севший в 1947 году на вынужденную посадку легендарный американский самолет "Дуглас". Не смотря на то, что самолет пропал уже после войны, спасатели нашли его только через 20 дней! При этом 9 человек с него ушли искать помощь, пропали, и не найдены до сих пор.
Самолет этот из тех самых, ленд-лизовских. Судя по фото самолет до сих пор в отличном состоянии, сохранилась даже часть приборов! Предлагают установить его у нас.



В общем, осталось достать его из болота, отремонтировать и установить в Красноярске.
Место для установки, как я понял, еще не нашли.

Я бы проголосовал за сквер в районе старого аэропорта, именно там садились самолеты ленд-лиза, и собственно, оканчивалась трасса. Есть и проблема - сквер маловат, неизвестно, решаться ли его использовать власти, наверное будут и возражения против этого варианта.

В любом случае, и мемориальный самолет, и идея отличные!
Буду очень рад, если все получится, и мы увидим такой замечательный памятник в нашем городе.

Небольшая справка о самолете, отсюда:
"Это Douglas C-47-DL, серийный номер - 42-32892, заводской - 9118. Самолет был передан ВВС США 24 февраля 1943 г., в состав ВВС СССР передан 12 марта 1943 г., где и был зачислен под номером "СССР-Н-328".
Первоначально был причислен к 7-му Полярному авиационному полку 1-й Полярной авиационной дивизии.
Согласно приказа №ОК/071 от 16 апреля 1943г., откомандирован в распоряжение Управления полярной авиации, для проведения ледовой разведки.
В период с 22 октября по 10 ноября 1943г.производил позднеосеннюю разведку льдов Карского моря, под управлением летчика М.А. Титлова
В период с 30 июня по 24 июля 1944г. совершал вылеты с базы в Андерме, так же для производства разведки льдов Карского моря.
С 1945 года входил в состав Чукотской авиагруппы полярной авиации.
Далее получил номер Л-3072.
Вот что пишет Вадим Денисов в книге "Неведомый Норильск"
"Аварийно сел 13 апреля 1947 года в районе р. Дудыпты, севернее пос. Волочанка - отказ левого двигателя. Сели удачно и "сидели" так двадцать дней, пока их не обнаружил экипаж Ф. Шатрова. Выжило 28 человек: у некоторых небольшие обморожения рук и лица (в основном дети). Командир Тюриков, бортрадист Смирнов и с ними семь пассажиров пропали без вести - ушли в поисках помощи в заснеженную тундру и не вернулись."



Сохранился даже американский серийный номер самолета



Некоторые приборы целы, а ведь самолет пролежал 68 лет!

Фото с сайта ИА "1-LINE"

памятники, Красноярск, проекты, Таймыр

Previous post Next post
Up