Оригинал взят у
metalchemist в
Березовская ГРЭС - ДубининоНынешним летом мы ездили в Шарыповский район, по пути посетив Назарово. О Шарыпово (старом)
я писал в позапрошлом году, о Назарово -
совсем недавно. Пришла очередь Дубинино и Березовской ГРЭС. Не претендую на серьезный материал, скорее это личные впечатления плюс кое-какая вполне доступная информация.
Рядом с Березовской ГРЭС - стела в память одной из многих деревень, исчезнувших с лица земли в пучинах рукотворных водоемов. Аналогичный памятник я видел
у причала в Новоселово.
А вот и сама "виновница" ее исчезновения.
Несколько любопытных фактов.
1. Фактически Березовской ГРЭС владеют немцы, а именно - компания E.ON, которой принадлежит 82,3 % акций «Э.ОН Россия». Правда, мне неизвестно, кому принадлежит контрольный пакет акций самой E.ON. Может, русским? :))
2. Дымовая труба высотой 370 метров - самый высокий промышленный объект в России. Говорят, при ее строительстве в 1985 г. погибло несколько человек, из-за чего местные жители нередко называют ее "трубой смерти".
3. Из восьми планировавшихся энергоблоков сейчас работают только два, третий находится на стадии строительства. Строители не торопятся. Планировалось, что бурый уголь будет бесперебойно поступать на ГРЭС напрямую с разреза «Березовский-1» по двум транспортерным галереям, каждая - длиной почти 15 км. Однако в настоящее время галереи используются редко, поскольку ГРЭС работает далеко не на полную мощность. Кроме того, значительная часть угля (парадокс!) завозится на автотранспорте из Балахты, да неведомо откуда еще - железнодорожными составами, в соответствии с неизвестными простому смертному экономическими схемами. То ли так получается дешевле, то ли, как обычно, отмывают деньги… А у въезда в Березовский разрез стоят на приколе огромные роторные экскаваторы, надо думать - невостребованные и неисправные.
4. Берёзовская ГРЭС входит в список из 12 целей на территории РФ, в 2009 г. рекомендованных американскими учёными для «гуманного» ядерного удара.
Березовское водохранилище (на реке Береш). Красота!
От водохранилища к ГРЭС проведен канал. Вода необходима для охлаждения энергоблоков.
Подозреваю, что экологическое благополучие водохранилища - под большим вопросом.
Тем не менее, площадка у проходной ГРЭС на берегу канала - одно из популярных мест остановки молодоженов.
Березовская ГРЭС должна была стать сердцем КАТЭКа. Для энергетиков был в срочном порядке построен город Шарыпово (который слился с уже существующим селом), а для угольщиков - пос. Дубинино. В отличие от Шарыпово (в 1985-88 гг. носившего имя Черненко), выросшего в благоустроенный и нарядный город, в Дубинино совершенно не на что смотреть, но история его достаточно показательна.
Из книги "Энергия грядущему веку. Очерки о строителях КАТЭКа". - М.: Мол.Гвардия, 1986:
"Более десяти тысяч человек поселились в Дубинине, что в 16 километрах от города, невдалеке от строящейся ГРЭС. Черненко строит Минэнерго, Дубинино - Минуглепром, и этот поселок не предусматривался никакими планами. Наоборот, как сказал мне секретарь горкома ВЛКСМ М. Ищенко, согласно совместному протоколу Минэнерго и Минуглепрома, подписанному в 1978 году, половина жилья, возводимого энергетиками в городе, должна была предоставляться угольщикам. Им и предоставили «половину»... половину одного общежития, № 42. Минуглепрому ничего не оставалось делать, как в декабре 1979 года начать строительство временного поселка из деревянных двухэтажных домов.
Но, как известно, нет ничего постояннее, чем временные решения. Временный поселок зажил своей жизнью - стал расти, благоустраиваться, в нем стали появляться капитальные здания. Пока там неплохо, но к чему привело появление Дубинина?
Сейчас между Черненко и Дубинином проходит невидимая, но вполне осязаемая межведомственная граница. Получилось, что единый КАТЭК начал разделяться на два обособленных мирка: угольщиков и энергетиков. У каждых - свой план, свои заботы, своя жизнь..."
Сегодня Дубинино выглядит крайне непривлекательно: нормальный асфальт - на единственной улице, по остальным просто страшно ездить. Серые пятиэтажки времен позднего СССР наводят уныние, много домов в аварийном состоянии. При этом - никаких артефактов советских времен, как будто смели метлой. А они должны были быть, все-таки это КАТЭК!
Храм, однако, присутствует. Ну, хоть помолиться можно... за будущее процветание.)
По другую сторону путей - станция Дубинино. Она появилась раньше поселка. Я был уверен, что станцию построили в 1962 г. в связи со строительством ветки Кия-Шалтырь (Белогорск) - Красная Сопка, для переправки нифелиновых руд на Ачинский глиноземный комбинат, но
по некоторым сведениям ст. Дубинино была сдана в эксплуатацию еще в 1943-м.
Вдоль железной дороги тянется длинный ряд малоэтажных строений. На снимке - единственная местная достопримечательность. Получается, что знак поставили либо в 1983-м, либо в 2002-м.
В нескольких километрах есть еще деревня Дубинино (осн. в XIX веке), наполовину заселенная дачниками. В деревне сохранились развалины старого деревянного храма. Когда-то это была Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, основанная в 1914 г., а в 1930 г. переоборудованная под клуб. Церковь пережила пожар, но собираются ли ее восстанавливать - неизвестно.
В общем, Дубинино не процветает, но и в Шарыпово заметны признаки упадка. Вот, например, Шарыповский аэропорт, остатки прежней роскоши. Во времена КАТЭКа отсюда совершались регулярные рейсы в Красноярск, после перестройки - заказные рейсы в Норильск, а сейчас вообще все заглохло. За шлагбаумом, если не ошибаюсь, - плавающий бронетранспортер МТ-ЛБ, но никакой авиатехники мы не обнаружили. Мне сказали, что аэропорт в последнее время служил учебной базой какого-то летного училища из Ачинска, но в сети я нашел только Ачинское военное авиационно-техническое училище, которое было закрыто в 2000 г.
После созерцания дорожных знаков, развалин, гор угля и дымящих труб - отдых на
озере Сарбаголь. Это примерно в 4 км от границы озер Малое и Большое (последнее в народе иногда называют Парным). Вот где действительно красота!