Оригинал взят у
kraevushka в
Музей спорта общества "Локомотив"В самом центре города есть маленький музей, о котором мало кто знает, - музей истории спорта Красноярской железной дороги. В России 17 железных дорог, на каждой есть музей истории дороги, но только Красноярская дорога имеет музей истории спорта, в структуре РЖД он такой единственный. Он был основан по инициативе Юрия Николаевича Калинина, который был председателем спортивного общества "Локомотив". Собственно говоря, именно к юбилею общества 15 мая 2006 года музей и был открыт. Последние два года музей является филиалом Музея истории железной дороги. Даже площади, на которых музей сейчас расположен (а это стадион "Локомотив") являются арендованными. Говоря об уникальности музея, стоит отметить и тот факт, что в Красноярске находится 3 (!) музея спорта: Музей спорта общества "Локомотив", Музей спорта на о. Отдыха и музей Ивана Ярыгина - что также выделяет наш город.
Само общество было основано в 1936 году, через год оно отметит свой 80-летний юбилей. Однако спортивное движение на Красноярской железной дороге берет свое начало еще в 1920 году, когда в городе установилась советская власть. На территории, расположенной за железнодорожным техникумом, работники магистрали построили спортплощадки с футбольным полем, беговой дорожкой, ямой для прыжков в длину и высоту. В 1924 году состоялось открытие стадиона "Желдор", в результате чего в течение последующих лет коллектив физкультуры "Желдор" не раз становился сильнейшим участником всех городских соревнований. 1930 год стал временем расцвета спортивной жизни Красноярска, чему послужил в немалой степени введенный в стране комплекс ГТО, молодежь усиленно занималась спортом во всех доступных спортивных обществах. В декабре 1935 года вышло постановление №219/Ц ЦК Профсоюзов железных дорог и Народного комиссариата путей сообщений "О спортивном обществе железнодорожников "Локомотив", которое было зарегистрировано 12 января 1936 года, а в Красноярске был организован Красноярский краевой Совет "Локомотив Востока". Его первым председателем стал Сергей Александрович Иофель, участник Великой Отечественной войны, возглавлявший совет до 1945 года. На тот момент общество имело уже два стадиона в Красноярске, спортивный зал и вело физкультурно-оздоровительную работу круглый год.
На счету общества много славных и громких побед. Поэтому память о них хранится в этом небольшом музее. хранительницей и единственной сотрудницей которого является Гвоздилова Валентина Владимировна - увлеченный делом человек, не жалеющая ни сил, ни времени на развитие музея и его популяризацию.
На "лестнице успеха" любят фотографироваться гости музея.
Аллея славы. Портреты красноярских железнодорожников-спортсменов.
Символика общества тут везде.
15 представителей Красноярской железной дороги защищали честь страны на шести Олимпийских играх: Монреаль (Канада), 1976 г.; Атланта (США). 1996 г.; Сидней (Австралия), 2000 г.; Солт-Лейк-Сити (США), 2002 г.; Афины (Греция), 2004 г.; Турин (Италия), 2006 г.
Экспозиция "Достижения"
Билет участника соревнований по лыжному спорту 12 февраля 1949 года.
В музее есть нескоько спортивных кубков, которых нет больше нигде. Они появились в перестроечное время, в 1990-х годах, когда невозможно было изготовить что-то более дорогое.
Нижеприведенные кубки выполнены из металла на ЭВРЗ. Музей спорта железной дороги тесно сотрудничает с музеем спорта, расположенным в Москве. И столичные коллеги очень хотели бы видеть у себя подобные экспонаты.
Символический ключ от стадиона "Локомотив" - подарок к открытию реконструированного стадиона "Локомотив" 26 июня 1983 года.
Экспозиция "История спортивного инвентаря".
Велосипед, который здесь представлен, принадлежал Михаилу Андреевичу Князеву (1917-2006), участнику ВОв, легкоатлету, лыжнику, велосипедисту, чемпиону Красноярска и Красноярского края по бегу и велосипедным гонкам, ветерану спорта РСФСР. Он также являлся неоднократным призером городских и краевых соревнований, в 1972-2000 гг. был председателем Совета ветеранов ДСО "Локомотив".
Гвоздилова Валентина Владимировна.
Медаль с международных спортивных соревнований железнодорожников. Именно так выглядит их эмблема.
Спортивный комбинезон на манекене - подарок Алексея Бугаева, горнолыжника, чемпиона Паралимпиады в Сочи в 2014 г.
Одной из легендарных личностей, о ком рассказывают в музее, является Ванда Евгеньевна Швед, ровесница спортивного общества. КМС СССР по горным лыжам, член сборной ЦС "Локомотив", трехкратный чемпион Красноярского края, неоднократный чемпион Красноярска, тренер сборной края(1956-1967 гг.), почетный член ВСО "Локомотив", отличник физической культуры и спорта, ветеран спорта РСФСР. Она является дочерью первых учителей В. П. Астафьева, именно о них идет речь в его рассказе "Фотография на которой меня нет". В настоящее время Ванда Евгеньевна не рассталась с любимым делом и до сих пор работает на лыжной базе в Академгородке.
Листы из старых альбомов.
Валентина Владимировна рассказала о том, что по найденным рисункам она попробовала восстановить первый советский спортивный костюм. Его создательницей в начале 1920-х гг. стала Надежда Петровна Ламанова, до революции одевавшая российскую элиту. В сложные времена она отказалась эмигрировать, мотивируя отказ тем, что сможет быть полезной Родине. Она продолжила творчество и шила наряды для звезд кино, а также попробовала себя и в создании одежды для советских женщин.
При работе над костюмом Валентина Владимировна старалась придерживаться исторической достоверности и в подборе тканей. К сожалению, увидеть костюм нам не удалось, так как он в составе передвижной части музея экспонируется в настоящий момент в другом месте.
В последней комнате представлена экспозиция, посвященная Победе в ВОв. Она собрана из вещей семей железнодорожников и постоянно пополняется.
Так как музей имеет отношение к железной дороге, то наличие в нем подстаканников совсем не удивляет. Стоит отметить, что коллекция была подарена музею и в Красноярске это самая большая коллекция подстаканников.