Южный вояж: землица Тубинская

Nov 24, 2014 18:08

Оригинал взят у vikarasik в Южный вояж: землица Тубинская
Зимой 1897 года староста Ермолай из деревни Апанасовка, что в Курской губернии получил такое письмо: «Обратно не пойдем, путь дальний, дел много. Выхлопотали землю под поселение деревни, под пашни, выгоны и луга и деляну леса под вырубку на строительство. Строим заимку. Место на берегу реки Туба, под горой Остыло, близ села Шалоболино Тесинской волости Минусинского уезда Енисейской губернии». Сегодня эта заимка - деревня Ильинка - известна на всю страну: в трех километрах от нее по Притубинским утесам разбросаны петроглифы Шалоболинской писаницы. О писанице я уже писала неоднократно, теперь расскажу про деревню и ее соседей разные разности. И покажу картинку - смотрите, какая там красота, недаром апанасовцы решили тут осесть.




В апреле 1895 года за Урал, искать место под поселение, из Апанасовки отправились ходоки - Сычев, Панченко, Романченко, Белоусов, Ткачёв и Сухоносов. Два года добирались казаки до своей новой родины. Гнало их на восток безземелье - вся земля в Центральной России, Ново- и Малороссии принадлежала помещикам, бывшим же крепостным аренда была не по карману, что уж говорить о покупке! Никаких наделов новорожденным, как того требовал закон, помещики нарезать не торопились, целинные земли стояли нетронутыми, новые деревни никто не ставил, а крестьяне задыхались на своих крохотных участках. Каждую весну бесконечные обозы переселенцев из Центральной и Южной России тянулись в Сибирь, где по слухам, всего было навалом - воды, земли, лесов, зверя, рыбы и птицы. Говорили, что власти дают пахотной земли, сколько хочешь, а земля та - плодородная, прутик ткни, и вырастет яблоня…

В общем, получив письмо от своих ходоков, апанасовцы до самой весны собирались в дорогу, дискутировали: Сибирь ли находится в Енисейской губернии или губерния в Сибири, прощались с родней, собирали пожитки. И с первым теплым ветром тронулись в путь. Сегодня на той самой горе над Ильинкой стоит крест - памятник им, первым переселенцам. Прогуляемся по деревне.

Ильинка. Вид с горы




крыши в тумане




набережная Тубы




домашние питомцы







в окрестностях деревни много плитняка - из него строят все подряд




на горе в 2006-м еще краснел комбайн, загнанный туда пьяной волей нынешних первопроходцев




аборигены







Не все потомки тех самых апанасовцев проживают сегодня в Ильинке (а всего там живет около 120 человек). Есть и те, кто перебрался в соседнее село Шалоболино, у которого тоже интересная история.

На въезде в село







Шалоболино основали тоже казаки - в 1719 году, как бы сейчас сказали «в рамках целевой программы по освоению Минусинской котловины». Приграничная, по сути территория была богата всем: бескрайние пастбища для скота, разветвленная речная сеть, много болот, леса, плодородная почва. Здесь сеяли в основном озимую рожь, ячмень, овёс, кормовые и овощные культуры. В конце 18 века жители села вели обширную торговлю - на больших лодках по Тубе и дальше - по Енисею, они вывозили плоды своих трудов на Туруханскую и Енисейскую ярмарки, плотогоны сплавляли лес. Сегодня Туба обмелела, и такое увидеть здесь - большая редкость.







В середине 19 века число жителей Шалоболино увеличилось из-за притока вольных переселенцев, ведь здесь бесплатно раздавали большие наделы земли. Тогда же началась постройка Свято-Троицкого храма. О нем можно почитать тут: http://www.nikava.ru/news/read/shalcerkov.html

руины храма в 2007-м и крохотная зеленая маковка вдалеке - в 1010-м







Шалоболинцы думали о будущем - в начале 19 века их руками рядом с селом был высажен Шалоболинский бор (опять бор!). К борам мы обычно подъезжали на закате, посему даже придумали девиз: «Бор-суп-сон!»







К концу 19 века Шалоболино было одним из крупнейших населённых пунктов Минусинского уезда по количеству дворов и численности населения. Тогда же у села появились соседи - вышеупомянутая Ильинка, деревня Курганчики и ныне почти заброшенная Усть-Шушь. На фото - дорога к Усть-Шуши.




Сегодня в Шалоболино проживает около 800 человек, среди которых так и не сложилось единого мнения по поводу названия села. Одни голосуют за киргизского князца Шабалу, некогда кочевавшего в этих местах, другие - за говорливую речку Шалоболку, третьи - за зажиточных здешних крестьян Шабалиных. Мне лично больше нравится четвертая версия - народ тут жил общительный, веселый, любивший потравить байки. Хотя, почему жил, и сейчас живет.

А еще, у Шалоболино есть именной вальс, музыку к нему написала директор здешнего ДК Любовь Копытина, а слова - отец Андрея Айзимана, дядя Коля, потомок художника Семена Айзимана, который в начале 19 века реставрировал фрески и иконостас Свято-Троицкого храма.

В лукоморье стоит большое село,
Шалоболино зовётся.
Между бором и гор основалось оно,
И Туба тонкой лентою вьётся.

Деревня моя - родная земля.
Здесь важен труд хлебороба.
Окружают тебя золотые поля,
Всё это Россия моя.

Здесь давно поселились любовь и добро.
Родились они вместе с землёю.
Словно ангел с небес, увидал то село,
Что стоит под счастливой звездою.

Так живи же, село, и не бойся невзгод,
Пронесутся все бури и страсти.
На отцовской земле будет жить наш народ
И стеречь каждый день от напасти.

Зачем мы приехали в Ильинку? Чтобы найти медведя и увидеть старых друзей. Андрей и Тамара Айзиманы - добровольные помощники археологов, ни одна наша экспедиция на писаницу не проходила без их участия.




На этот раз наговорились на полгода вперед. Пока Тома кормила нас домашним творогом со сметаной, Андрей рассказывал историю про ныне покойного мужика из Шалоболино, умудрившегося за один день оказаться в отряде красных и белых, причем по два раза в каждом. И таких историй у них не счесть. Про то, как основывали Ильинку, про первых археологов, про старые клады и охотников с лесорубами, про сражение под Шалоболино в Гражданскую и про затерянные в Восточном Саяне деревни оленеводов. Меня всегда поражал неуемный интерес Айзиманов к краеведению, если отправить к ним публику, интересующуюся любым периодом истории Курагинского района - диктофоны треснут.

Айзиманы фермерствуют. Весь двор забит техникой. В этом году взяли еще земли - под покос. Вечером у костра мы восхитилась стройными копнами сена вдоль дороги:




- Прямо как по линеечке стоят, за горизонт уходят, красота…
- Ага, это наши, сохнут еще.
- И коровы там пасутся.
- От суки!

Коров-то видели, а вот медведя опять не нашли, в смысле - нужного медведя. Нашли другого, по-моему, он охотился на свинью.




Хотели заночевать в лагере археологов, но ИП побоялся сесть на пузо в глубоких колеях, правда, Андрей этими переживаниями был крайне удивлен: «Ну, сел бы, ну сходил бы за мной, я бы приехал на тракторе и выдернул тебя». Короче, со всей этой беготней (нас с Надей выкинули из машины во тьму при первых признаках роковой жопы, типа - допустимые потери) чуть закат не проворонили




до писаницы добрались пешком, благо, протока пересохла, и можно было идти по руслу.







хотя обычно протока выглядит так




день стоял жаркий, гуляли свинки




колосились тыквы на огородах







накануне по всему краю проходили выборы Толоконского. Нашли в зарослях старый голосовательный пункт, символично.




покидались пушистиками







осквернили писаницу







Нашли тамговидные знаки




автограф современника




Любовались лосями и оленями всех видов и эпох










даже Бременские музыканты есть




И Тубой (очень хотелось купаться)




Откушали чем бог послал и потопали цурюк




Попрощались с Андреем и Тамарой, с Ильинским бором и степями. Впереди нас ждали булыжники и буераки, снег и лужи, Кизир и Казыр, Петропавловка и Убинское озеро. Поехали!




Фото: баба Надя, ИП, АВЭ, Владимир Капитоненко, Вадим Беловолов

сельская жизнь, Курагинский район

Previous post Next post
Up