Оригинал взят у
nord_ursus в
Путь из Петербурга в АбаканСибирское путешествие 2017 года, как и любое другое, началось с дороги из дома "туда". Поскольку первый пункт поездки уже находится на расстоянии нескольких тысяч километров, и добирался я туда почти четыре дня, дорога из Петербурга до сибирского города Абакана заслуживает отдельного рассказа. Впрочем, снимал я в пути не очень много, поэтому расскажу довольно кратко. Вообще, наверное, сама фраза "четыре дня на поезде" уже многих испугает, - в первую очередь, конечно, жителей европейской части России, поскольку в Сибири, по понятным причинам, народ более мобильный. Однако я считаю, что именно такой способ передвижения даёт всю полноту ощущений преодоления большого расстояния и просторов России. Так что, - вперёд!
Прямого железнодорожного сообщения Северной столицы России со столицей Хакасии нет. Туда, в стоящий на Енисее город Абакан, ходит прямой поезд из Москвы, на который мне нужно было пересесть на ближайшей подходящей для этого станции. На первый взгляд, самое простое - доехать до Москвы, и сесть на него там. Однако, разобравшись более детально, можно понять, что этот вариант, на самом деле, не самый быстрый, - удобнее поехать из Питера сразу на восток и дальше где-либо "перехватить" абаканский поезд. Идёт этот поезд по Северному ходу Транссиба - через Ярославль, Киров и Пермь, выходя на него, как и почти все московские поезда, на станции Буй на западе Костромской области. Пересаживаться можно было бы уже там, но все питерские поезда проходят Буй ночью, поэтому для пересадки я избрал Галич, который чуть дальше. Так что днём 27 июня я садился на Ладожском вокзале на поезд Петербург - Кострома, который назначали в регулярное курсирование на лето.
2. Вот и он стоит у перрона. Немного странно, идя на посадку, держать в руках билет до Галича, который будет уже завтра утром, при этом зная, что едешь, на самом деле, далеко в Сибирь.
Сажусь в свой плацкартный вагон, поезд вскоре отправляется. Вокруг галичские и костромские пассажиры - кто-то домой возвращается, кто-то в гости едет, а кто-то на дачу в родную деревню. Большинство попутчиков на соседних местах едут, как и я, до Галича. Кто-то из них там пересядет на автобус в Чухлому или Солигалич. Люди обсуждают жизнь в Костромской области с её радостями и печалями, и меня от этого сразу посещают воспоминания о разных поездках в этот край, последняя из которых была всего двумя месяцами ранее. И я продолжаю удивляться: неужели и правда сейчас, в конце моего текущего железнодорожного маршрута, будут не малые города и деревни костромской глубинки, а предгорья Саян и енисейские скалы?
3. Но да, это действительно так. Поезд, тем временем, идёт по Ленинградской области, пересекая сначала мост через Неву, потом Мгинский железнодорожный узел, а через два часа пути останавливается на станции Волховстрой.
4. А дальше мост через Волхов, за ним развилка с Мурманской магистралью, уводящей в край северных лесов и белых ночей. Я еду на восток. Ещё несколько часов по Ленинградской области, которая затем сменяется Вологодской. За окном вечереет.
5. После заката стоим полчаса на станции Бабаево, где все поезда меняют электровоз. Пока ещё совсем близкие к дому края. В
Бабаево я был весной прошлого года, а станцию очень много раз проезжал.
В первую ночь не спалось. В вагоне было душно, а я ехал на верхней полке. Заснуть удалось лишь после Вологды, когда уже почти рассвело, а до прибытия в Галич оставались считанные часы. Впрочем, это не страшно, если учесть, что дальше мне ехать три дня, где проблем с возможностью поспать точно не будет.
6. А в шесть утра я, как и многие пассажиры, покинул свой поезд в Галиче. Здесь он стоит полчаса, меняя направление движения, а также электровоз на тепловоз, - до Костромы он пойдёт по не электрифицированной однопутной ветке,
по которой я ездил в январе 2015 года.
Передо мной - старинный город
Галич, в котором я был тогда же, в январе 2015, в 20-градусный мороз. Кажется, что сейчас я, наверное, снова сяду на автобус до какого-нибудь Солигалича и поеду вглубь костромских лесов. Но нет, - до следующего поезда осталось чуть меньше двух часов, и в верхнем отделении рюкзака уже наготове лежит билет до Абакана. Завтракаю в вокзальном буфете, где по телевизору в этот момент шёл советский фильм "Приказ: перейти границу" - про войну с Японией в августе 1945 года. Затем, пока есть время, я решил прогуляться по окрестностям вокзала. Галич мне уже знаком, но был я здесь лишь зимой, а теперь немного увижу те же улицы и дома в летнем пейзаже.
7. Раннее утро, городок ещё не проснулся. И людей на улицах почти нет.
8. Красивые деревянные домики с резьбой (тот же дом
зимой).
9.
10. Поблизости от вокзала видел закатанный в асфальт подъездной путь к бывшему зерновому комбинату. Зимой я его, разумеется, не мог увидеть.
11. А тут хозяин оригинально оформил сарай:
12. А потом я дошёл до древнего галичского крепостного вала. Зимой он был покрыт снегом и служил ледяной горкой, с которой катались дети (
фото).
13. Но времени гулять по центру у меня особо не было, и уже после семи часов я пошёл обратно на вокзал. Вот снова он, северный ход Транссиба. И довольно симпатичный новый вокзал с башенкой (
он же зимой). Не прошло и двух часов, а мне снова на поезд. И теперь уже далеко.
14. На станции в этот утренний час малолюдно и достаточно тихо. Но потом тишину нарушает объявление "скорый поезд номер 68 Москва - Абакан прибывает на третий путь ко второй платформе. Стоянка поезда две минуты". На втором пути стоит грузовой, поэтому приходится переходить по мостику. С другой стороны стоит лесовозный грузовой состав, и пока я жду прибытия поезда, до меня доносится запах древесины.
15. А вот и мой поезд. К моему удивлению, тянет его грузовой электровоз ВЛ80. Причём целый, а не одна секция.
16. Большинство пассажиров, которые здесь садятся, едут, наверное, куда-нибудь в Шарью или Киров. А чтобы из маленького города в Костромской области, и прямо в Абакан, - наверное, случай редкий. Хотя какого-либо удивления на лице проводницы, когда она смотрела мой билет, я не увидел.
Только я сел, поезд сразу тронулся. Проводница выдаёт бельё, буднично объясняя про то, что в вагоне биотуалеты, а у неё в продаже есть чай, кофе и то, что прилагается. Галич за окном уплывает назад, а я располагаюсь на своём месте, которое станет для меня домом на ближайшие три дня. За окном пока ещё Костромская область и Северная железная дорога. Вагон мерно покачивается на ходу, и большинство пассажиров спит. Атмосфера полусонная и расслабленная.
17. Какая-то из последующих станций. Кажется, Антропово.
Дальше были - Николо-Полома, Нея, Мантурово (где я был этой весной), потом Шарья с 20-минутной стоянкой. В Шарью в тот момент приехала какая-то делегация железнодорожного начальства, из-за чего вокзальным охранникам пришлось создавать имитацию бурной деятельности в виде досмотра каждого пассажира, на которого на входе в вокзал зазвенела рамка (а это и есть буквально каждый пассажир). В сочетании с масштабами вокзала, а также его внешним состоянием, это выглядело полным абсурдом.
18.
После Шарьи я прилёг отдохнуть и проспал Котельнич и мост через Вятку, проснувшись уже на подъезде к Кирову. Что интересно, годом ранее я на этом же поезде ехал от Шарьи до Котельнича.
19. За окном - Кировская область и теперь уже Горьковская железная дорога. В Котельниче Северный ход слился с Нижегородским.
20. А это Лянгасово - крупная сортировочная станция на западном краю Кирова.
21. А дальше Киров. Много раз я проезжал этот вокзал, а в прошлом году был и в самом городе. Стоим 25 минут.
Киров тянется за окнами вагона достаточно долго. Хорошо видны высотные новостройки Нововятского района, потом знакомый мне по прошлому году переезд, где перед шлагбаумом стоял столь же знакомый автобус до Кирово-Чепецка. А потом снова леса...
22. И дальше на восток. Вскоре Кировская область сменяется Удмуртией, и стрелки часов переводятся на час вперёд. Скоро уже Урал. И природа постепенно меняется, - например, в лесах всё больше сибирской пихты.
23. А это Глазов. Промышленный город на северо-западе Удмуртии. Вокзал здесь недавно прошёл капитальную реконструкцию.
24. Под стук колёс постепенно начался вечер...
25. В семь часов прибываем на станцию Балезино (ударение на О) с получасовой стоянкой. Здесь тяга меняется с переменного тока на постоянный, и к нашему поезду прицепляют электровоз ЭП2К из депо Барабинск Западно-Сибирской железной дороги. Во время стоянки по перрону ходят торговцы пирожками, ягодами и прочей снедью.
26. Вокзал. Довольно многие пассажиры, выходящие здесь, пересаживаются на автобусы до Ижевска. Железная дорога в столице Удмуртии тоже есть, но поездов там мало, - магистрали обходят город мимо.
27. Есть в Балезино и паровоз-памятник:
28. Вскоре после Балезино проезжаем станцию Пибаньшур, от которой начинается ЖД ветка на Ижевск и дальше к Казанскому ходу. А затем Удмуртия сменяется Пермским краем, Горьковская дорога - Свердловской, а время становится ещё на час больше. Уже Урал! А ведь всего сутки с небольшим назад я был дома.
29. Россия мелькает за окном... Станции, посёлки, деревни, и леса, луга... На западе Пермского края довольно холмистые места, что из поезда смотрится живописно.
30. Солнце садится, освещая уральскую тайгу. В одном из мест железную дорогу пересекала высоковольтная ЛЭП, где на верхушке стоящей у путей опоры красовалась металлическая надпись "Слава советским космонавтам". Интересно, откуда она там?
31. Вечерний плацкартный вагон (я ехал не на боковушке, просто некоторое время сидел там).
На закате проехали без остановки на небольшой скорости городок Верещагино, потом уже стало темнеть, и я уже не снимал. В полночь по местному времени на 20 минут прибыли в Пермь, которая светилась в ночной темноте яркими огнями, отражающимися в водах широкой Камы. После отправления я заснул не сразу, поскольку организм ещё не успел выйти из московского времени. В ночи ещё успел увидеть Кунгур и следующую за ним долину реки Сылвы в отрогах Уральских гор. Сейчас она была покрыта ночным туманом, а два года назад я заснял её в дневное время, по
дороге в Омск. Потом я окончательно уснул, даже не проснувшись во время стоянки в Екатеринбурге в пол шестого утра.
А встал я, когда поезд ехал по востоку Свердловской области, на смену которой затем пришла Тюменская, - а значит, началась Сибирь. Почти сразу после границы областей вдалеке начинают мелькать высотки очередного большого города.
32. Это Тюмень. Стоим 21 минуту. Если вчера было тепло, но при этом не жарко, то здесь, в Западной Сибири, был настоящий летний зной. Температура близка к 30 градусам. Но в вагоне было значительно свежее. На одном соседнем пути стоит поезд Новосибирск - Адлер, а на другом - пригородный Тюмень - Тобольск, в котором аж шесть вагонов. За время стоянки я прогулялся до вокзала. В самой Тюмени я был в июле 2014 года.
33. После Тюмени я наблюдал ответвление на север тепловозной магистрали, ведущей в нефтегазовые края - в Сургут, Нижневартовск, Новый Уренгой. А мой поезд продолжает мчаться по Транссибу. Сегодня весь день пейзаж однообразный, - плоская Западно-Сибирская равнина с зелёной травой, болотами и берёзками. Транссиб в основном проходит по зоне лесостепи (а ведь многие думают, что сибирская природа - это обязательно тайга!).
34. За окнами жаркий летний день. И так же, как вчера, мелькают посёлки и маленькие городки. Надо сказать, что сибирская провинция выглядит заметно живее, чем в большинстве регионов, близких к столицам. Причём это относится и к богатой Тюменской области, и к более бедной Омской.
35. Станция Голышманово:
36. На ней сохранился дореволюционный вокзал времён постройки железной дороги, то есть 1911 года (этот участок Транссиба был построен как линия Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Омск, тогда как основным ходом Стального пояса страны был нынешний Южный - через Челябинск и Петропавловск).
37. Западно-сибирская лесостепь. На равнине магистраль прямая, поэтому поезд развивает очень приличную скорость.
И видео (звук, к сожалению, довольно плохой):
Click to view
38. Пять часов вечера. Стоим в Ишиме. Вокзал здесь тоже дореволюционной постройки, только с современной облицовкой.
39. А затем на смену Тюменской области приходит Омская, которая встречает городом Называевском и станцией Называевская. Стрелки часов переводим ещё на час вперёд. Здесь же вместо Свердловской железной дороги начинается Западно-Сибирская.
40. А после девяти часов вечера вдалеке неожиданно показался миллионный город. Это Омск, где я был уже дважды. Хоть он и большой город, но в окружающей местности стоит как-то одиноко и не образует вокруг себя никакой агломерации. Перед прибытием поезд пересекает по мосту реку Иртыш. Вдалеке можно увидеть трубы Омского нефтеперерабатывающего завода.
41. Стоим в Омске. Заканчивается жаркий день. Даже после девяти вечера температура выше 20 градусов.
42. Вскоре после отправления из Омска стемнело, и начиналась моя третья ночь в поезде. Омскую область теперь сменила Новосибирская, и снова прибавился один час во времени. Немногим больше двоих суток назад я был в Питере, а сейчас у меня разница с ним уже четыре часа. На фото - станция Татарская (город Татарск).
Заснул, когда поезд стоял на крупной станции Барабинск. Ранним утром, пока я крепко спал, проехали Новосибирск. А утро четвёртого дня в пути началось для меня на станции Тайга, знакомой по лету 2014 года. Дальше были станция Анжерская (город Анжеро-Судженск), где я три года назад
пересаживался с автобуса на поезд по дороге из Кемерово в Красноярск; потом станция Яя, которая везде последняя по алфавиту, потом Ижморская. Вдалеке пару раз видел терриконы угольных шахт, - видно, что поезд едет по Кузбассу, то есть Кемеровской области.
43. Вот такие пейзажи я видел за окном утром 30 июня. Погода была уже другой. Солнце просвечивало сквозь сероватую облачную дымку, и внутри вагона казалось, что снаружи, наверное, не так жарко, как вчера.
44. После полудня прибыли в Мариинск, где поезд стоит 38 минут. Выйдя на перрон, я понял, как сильно ошибался насчёт погоды. Жара стояла не менее сильная, чем накануне.
45. Мариинск - это третья на моём пути станция, где меняется тяга. На сей раз снова с постоянного тока на переменный. В голове поезда поменяли электровоз, и дальше нас будет тянуть ЭП1 из депо Красноярск.
46. Такой вид открывается на станцию в западном направлении (это же место видно на заглавном кадре). Переплетение рельсов и проводов, слева видно дореволюционное здание локомотивного депо, а ещё левее - старая кругломордая электричка (скорее всего, она служит рабочим поездом). А ещё в Мариинске не только меняется тяга, но и Западно-Сибирская железная дорога сменяется Красноярской, которая отсюда тянется до самого Тайшета.
47. В отличие от депо, вокзал в Мариинске современной постройки.
48. Так он выглядит со стороны города. Привокзальная площадь ухоженная и благоустроенная.
49. Есть тут и паровоз-памятник серии Л, установленный в 2009 году.
50. Рядом находится автовокзал. Чуть дальше виден сетевой магазин "Мария-Ра" (алтайская сеть, распространённая также в соседних регионах), в который я за время стоянки поезда сходил закупиться недостающими продуктами.
51. Ближе к отправлению возвращаюсь в вагон и продолжаю путь. Сегодня пейзажи за окном поинтереснее, и, наверное, более соответствуют традиционному представлению "настоящая Сибирь" в мыслях жителей европейской части страны. Вокруг теперь уже тайга, живописные сибирские деревни. Есть тут и рельеф, - неподалёку начинается горный хребет Кузнецкий Алатау, силуэт которого маячит на горизонте с южной стороны.
52.
53. Потом начался Красноярский край. Это станция Боготол, в одноимённом небольшом городе. На Транссибе особенно интересно наблюдать за грузовыми поездами: например, в Кузбассе почти каждая станция заставлена составами с углём, а вот тут на соседнем пути стоит состав с контейнерами, - скорее всего он идёт из Владивостока или Ванино.
Дальше на восток природный пейзаж снова стал переходить в лесостепь. В сочетании с жарой и силуэтом гор на горизонте было полное ощущение того, как будто я еду по Крыму, а не по Сибири. "Надо же, а ведь зимой тут бывает минус сорок", - думал я в тот момент.
А потом был Ачинск. Перед ним поезд почему-то сильно замедлил ход и минут двадцать шёл почти со скоростью пешей ходьбы. Пересекаем мост через Чулым (приток Оби) и медленно втягиваемся на станцию. В Ачинске наш поезд прощается с Транссибом и уходит на юг - в Абакан. Из-за особенностей расположения станции относительно моста через Чулым ветка на Абакан уходит в западном направлении, и поезд здесь меняет направление движения. И стоит он в Ачинске... час, 45 минут! Правда, из-за опоздания стоянку сократили до 1:30, но и этого более, чем достаточно для прогулки по привокзальному району города. Впрочем, я всё же только этим районом и ограничился, поскольку центр города далеко от вокзала.
54. Вокзал в Ачинске я тоже помню по 2014 году, но с тех пор он сильно изменился в результате реконструкции. Впрочем, внутри она ещё вовсю идёт.
55. Железнодорожный район Ачинска выглядит примерно так. Это улица Кирова - фактически, главная его магистраль. К сожалению, надо сказать, что эта часть города производит впечатление довольно запущенной и неухоженной, но это почему-то часто бывает характерно именно для привокзальных районов, и делать по этому выводы обо всём городе нельзя. Вместе с тем я обратил внимание на неплохой (как и в Красноярске) парк городских автобусов. Кроме общественных маршрутов часто попадаются корпоративные автобусы "Роснефти", которой принадлежит местный нефтеперерабатывающий завод.
56.
57. Недалеко от вокзала находится парк Железнодорожников. Приятное место для прогулок. И погода меня сопровождала по-прежнему жаркая, хоть и уже начинался вечер.
58. Впрочем, гулял я неспешно - в основном просто ходил по дворам или ел мороженое, сидя на лавочке, и далеко от вокзала особенно и не уходил. На четвёртый день меня уже часто посещало ощущение того, что теперь-то уехал я действительно далеко от дома.
Как уже сказано, у Ачинска есть довольно далёкий от вокзала центр, в котором, сколь я знаю, немало старой застройки. Ачинск ведь вообще-то старинный сибирский город, основанный в 17 веке, - сначала острог, потом крепкий купеческий город, в советские времена разросшийся на промышленности. Сейчас в нём проживает 105 тысяч человек (было 120 перед распадом Союза).
59. Рельеф в привокзальном районе:
60. Между районом вокзала и центром много частного сектора. А на заднем плане дымит Ачинский глинозёмный комбинат (АГК) - крупнейшее предприятие города, действующее с 1970 года.
61. А вдалеке, на юго-западе, видны отроги Саян, переходящих в Кузнецкий Алатау.
62. А над городом красивое небо:
63. Панельные пятиэтажки. Такой до боли знакомый российский пейзаж. Где-то здесь я зашёл в магазин купить бутылку воды, подумав при этом "Интересно, а могут ли прохожие хотя бы заподозрить, что я житель Петербурга, который здесь вышел погулять с поезда?".
64. Но пришло время возвращаться на вокзал. Поезд сменил направление, и с другой стороны к нему прицепили дымящий тепловоз 2ТЭ10, - большая часть линии Ачинск - Абакан не электрифицирована, хотя контактная сеть идёт до станции Красная Сопка. Также к поезду прицепили беспересадочные вагоны Красноярск - Абакан.
65. За пять минут до отхода возвращаюсь в вагон. Поезд трогается в обратном направлении и, не доезжая до моста через Чулым, поворачивает на юг. Теперь я еду уже в прежде не знакомые мне места. За окном пока ещё Ачинск, с его улицами и многоэтажками, в том числе новостройками, которых на глаз тут немало.
66. Потом и город остался позади вместе с Транссибом. Когда поезд уходит с магистрали, да ещё и в таких далёких краях, ощущения всегда интересные. Сразу почувствовал, что я как-то глубже погрузился в Сибирь. Дорога тут не прямая, - пути начинают петлять по холмам, переходящим в горные отроги. И поэтому скорость у поезда невысокая.
67. Вечер, закатное солнце светит прямо мне в окно. А за окном снова меняется природа. Как-то незаметно почти пропали деревья, и началась безлесная степь. Вместе с этим всё ближе горные отроги, и местами железная дорога даже проходит сквозь скальные выемки. Чувствуется приближение Хакасии!
Эта линия, проходящая вдоль Енисея через отроги Саян, - это историческая Ачинско-Минусинская железная дорога, построенная большей частью в 1913-17 годах, а затем завершённая уже в середине 1920-х. Изначально строилась она для связи богатого полезными ископаемыми юга Енисейской губернии (Минусинского уезда) с общей железнодорожной сетью страны, на средства местных золотопромышленников. Впоследствии реалии несколько изменились, - роль главного города тех мест у Минусинска забрал Абакан, а затем была построена Южно-Сибирская магистраль: в 1950-е годы линия Новокузнецк - Абакан, а в 1959-63 - "Трасса мужества" Абакан-Тайшет, по которой я проехал в этом же путешествии. Линия Ачинск - Абакан теперь второстепенная "перемычка" Транссиба и Южсиба.
Проезжаем город Назарово, потом станцию Красная Сопка, где над головой заканчивается контактная сеть. А ещё незадолго до Красной Сопки была станция с названием Антропово - одноимённая той, которую я уже проезжал в Костромской области, недалеко от Галича... стоп! Неужели я сел в этот же вагон в Костромской области?...
68. Станция и село Крутояр. Совсем рядом с железной дорогой стоят сельские домики. Трудно поверить, но отсюда (из села!) можно прямым поездом уехать в Москву, до которой не одна тысяча километров.
69. После заката стоим 40 минут на станции Ужур. Вокзал здесь тоже прошёл капитальную реконструкцию, и площадь возле него в процессе благоустройства. Это районный центр Красноярского края.
70. Мой поезд:
71. У вокзала стоит паровоз - такой же, как в Мариинске. Вроде, даже стихи на тендере те же.
72. Пол 11-го вечера 30 июня. Непривычно темно для меня. Хотя широта и не сказать, чтобы очень южная. Вдалеке справа виден слегка таинственный силуэт элеватора, похожий на многоэтажный дом.
73. Саянские отроги здесь ещё являют собой пологие холмы, - более живописны они южнее, в районе Туима и Ербинской. Но там, к сожалению, поезд проходит ночью. Впрочем, в тех местах есть станция с названием Сон, что как бы намекает.
После Ужура окончательно стемнело. А вскоре незаметно началась Хакасия. Сначала Копьёво, потом Шира, - неподалёку известное солёное озеро Шира, на которое я даже подумывал съездить из Красноярска в 2014 году. После станции Шира, полюбовавшись в окно красивым звёздным небом, я лёг спать. Это четвёртая подряд ночь в поезде, - рано утром, в 5-40 местного времени, мне предстоит прибытие в Абакан.
Ночью поезд пересёк водораздел Оби и Енисея. А ещё переменилась погода. Несмотря на то, что Хакасия - один из наиболее солнечных регионов России, встречала она меня хмурым небом и моросящим дождём. Ранним утром за окном была уже голая степь, где далеко вокруг не было видно ни одного дерева. Перед Абаканом проходим станцию Тигей, где ветка из Ачинска соединяется с Южно-Сибирской магистралью, и сверху снова появляется контактная сеть. А потом степь сменяется городом, - вокруг улицы, многоэтажки, машины, и даже троллейбусы.
74. И вот, наконец, Абакан! Вокзал конца 1950-х годов, моросящий дождик (впрочем, таким будет только первый день, да и то, к середине дня распогодится), хотя при этом и не холодно. Поездов здесь не так уж и много, и прибытие каждого из них приносит на вокзал республиканской столицы оживление.
Время шесть утра, я с вокзала сразу пошёл в хостел, где после долгой дороги наконец помылся и лёг поспать, начав прогулку по городу уже в середине дня. Итак, активный этап путешествия начался! Следующий рассказ будет посвящён Абакану.