Минусинский кирпич. Hand form brick

Aug 14, 2017 00:03

Оригинал взят у shaman_arto в hand form brick
Большие, натруженные руки с крепкими шершавыми ладонями брали очередной кусок тугого теста, обваливали его в муке и мяли, мяли… В упругий плотный колобок.

Меня всегда восхищала универсальность примитивных технологий.  Ведь для упругого теста неважно, чьи руки его мнут - мужские или женские. А для сильных рук неважно, какое тесто им месить.



Тот кирпич, из которого построены старые дома в сердце моего «Старого Города»,  вылеплен вручную. И именно в такой незамысловатой последовательности: замесили тесто  - обваляли в песке - шмякнули со всего размаха в форму  - срезали струной лишнее - выставили из формы на поддон. И снова, и снова, и снова…

Когда я запускал кустарное производство кирпича-сырца для своей реставрационной фирмы, то первые партии лепил сам  - руки начинали отваливаться после третьего комка, хотя и взбивалось перед этим глиняное тесто в самодельном миксере. Первый день  - сорок семь кирпичей. Потом два дня отдыхал, не в силах взять даже ложку и поднести ко рту самокрутку(хорошо ещё, что самокрутки мне крутила специальная итальянская машинка - а то бы помер без  курева).
К тому моменту, когда моё производство заработало в полную силу, я мог обвалять уже до трёхсот штук за один подход. Со мной перестали здороваться - прокачал кисти так, что лёгким(как мне казалось) рукопожатием давил чужие руки. А тесто на пельмени доминал до плотности чрезвычайной. И какие вкусные они были, эти уральские пельмени последних лет прошлого века!

История производства кирпича насчитывает несколько тысячелетий, но в моём городе лишь последние 80 лет он изготавливается на промышленном оборудовании. До начала индустриальной революции 30-х годов XX века кирпич изготавливался по технологии, которая мало отличалась от метода древних египтян и шумеров. И в то время выражение «кирпич ручной формовки» не имело смысла - ведь других способов изготовления просто не существовало.

Кирпича активно строящемуся городу требовалось сотни тысяч штук, и любой предприимчивый горожанин мог с практически «ноля» запустить своё производство в «кирпичном сарае», как тогда называлось это ремесло.

Вот они, эти труженики, давшие М возможность стать «очаровательной стариной» для потомков:
Пупков Василий Прокопьевич
Фомин Фёдор Яковлевич
Маслов [Матвей] Григорьевич
Широков Пётр Александрович
[Лаврентьев] Иван Ларионович
[Лаврентьев] [ Николай] Ларионович
Сотников Иван Васильевич
Шерстобитов Степан Лукьянович
Минусинский мещанин Исламов Хадият [Иксанович]
Минусинский мещанин Халенский Андрей Николаевич
Шадрин Николай Филлипович
Минусинский мещанин Торопов Сафон Иванович
Минусинский мещанин Кочедыков Александр Иванович
Ермаков [Ефим] Александрович
Минусинский мещанин Краснов Григорий
Белов Илья
Менщиков Павел Ионович
Медведев Семён Абрамович
Медведев [Егор] Семёнович
Гринёв Нестор Савельевич
Минусинский мещанин Фадеев Емельян Григорьевич
Никулин Анисим Семёнович

У меня скопилась небольшое количество клеймёных кирпичей, найденных в городе, кому какие принадлежат - вопрос дискуссионный:






Здесь, на сайте, посвящённом клеймёному кирпичу, как объекту коллекционирования(брикофилии), есть ещё два неатрибутированных клейма: http://www.v-smirnov.ru/pe.htm

Кто знает, возможно читающий меня пытливый краевед или «брикофил» сможет найти авторов клейм.
Однако авторство этих клеймёных кирпичей, наверное, не вызовет сомнений - Ефим Александрович Ермаков: http://www.v-smirnov.ru/pe.htm


Я же предлагаю вам насладиться несомненной романтической эстетикой как процесса формования кирпича на этом видео:

image Click to view


любовно снятым для зрителей специалистами компании «Петровский кирпич»:http://petro-brick.ru/

А так же фотографиями вашего покорного слуги:













история, Минусинск, артефакты

Previous post Next post
Up