"Gorch Fock", он же "Товарищ".

Aug 01, 2011 21:14


Во время визита в Штральзунд я увидел у причала трехмачтовый барк "Gorch Fock". Я думал, что это печально известный по прошлогоднему бунту немецких курсантов на борту из-за постоянного их унижения офицерским составом "Gorch Fock II", и прошел мимо. Дома я начал искать информацию об этом судне и узнал, что когда-то он носил имя "Товарищ" и ходил под флагом Советского Союза. У этого парусника очень интересная судьба. Итак...

"Gorch Fock".

Барк был заказан Имперским флотом Германии, срочно искавшим замену трехмачтовику «Ниоба» (Niobe), затонувшего во время сильного шторма в июне 1932 года. В ходе расследования обстоятельств гибели парусника Niobe в его конструкции были выявлены технические просчеты. Они были учтены при проектировании нового учебного барка - более надежного, маневренного и устойчивого. В частности, представители флота требовали, чтобы он выдерживал крен в 90 градусов.
Заказ под № 495 был размещен на гамбургской верфи «Bloom und Voß», при этом значительная часть стоимости проекта была покрыта целевыми средствами, собранными «Флотским союзом немецких женщин» и «Немецким флотским обществом». Через 100 дней после закладки корабль 3 мая 1933 года был спущен со стапелей. Торжественную речь при церемонии произнес адмирал Эрих Редер. Первым капитаном корабля был назначен капитан 1-го ранга Рауль Мевес. За спуском корабля на воду в Гамбурге наблюдало более десяти тысяч зрителей. Церемония стала одной из самых массовых и торжественных в довоенный период. Барк назвали «шедевром» фирмы Blohm & Voss, которая сумела воплотить в нем качества как военного корабля, так и торгового судна. Его особенностью была подводная часть корпуса, выполненная в гладком, безсварочном стиле, что улучшает скоростные характеристики корабля. Парусник был назван в честь известного немецкого писателя-мариниста Ганса Кинау, который подписывал свои произведения псевдонимом Горх Фок.

Спуск Горх Фока на воду в Гамбурге.




Барк послужил образцом для серии из пяти немецких парусников: «Horst Wessel» (1936, ныне в США), «Albert Leo Schlageter» (1937, ныне в Португалии), «Mircea» (1938, ныне в Румынии), «Herbert Norkus» (1939, не окончен), «Горх Фок II» (1958, Германия), а также для целого ряда латиноамериканских парусных кораблей.

Начиная с 1934 барк использовался для учебных целей. Ежегодно он совершал несколько коротких рейсов по Балтике и Северному морю. Постоянная команда - 60 человек. Плюс 180 кадетов. "Корабль мечты" - так его называли не только в Германии, но и за границей. ВМС Третьего рейха использовали его в рекламных целях, чтобы привлекать курсантов - походами и морской романтикой.
После начала Второй мировой войны корабль, как и оба его побратима «Хорст Вессель» и «Альберт Шлагетер», служил главным образом плавучей канцелярией и общежитием для моряков в портах Свинемюнде и Киля, и лишь изредка использовался как учебное судно. Затем он был переведен в Штральзунд, где на его борту проходили курсы минеров. Команду сократили до 23 человек. На исходе Второй мировой войны барк был отбуксирован к острову Рюген, где с него частично был снят такелаж. 30 апреля 1945, после обстрела корабля с берега советскими танками,  был по приказу немецкого командования подорван и затоплен.

Gorch Fock уходит под воду недалеко от Штральзунда.




"Товарищ" в составе флота СССР.

По окончании войны барк достался СССР по Договору о репарациях. В 1947 г. парусник был поднят со дна моря штральзундской фирмой «B. Staude Schiffsbergung», в 1947-1951 гг. отремонтирован на судоремонтном заводе в Висмаре и переименован в «Товарищ».
В 1951 году, под командованием И. В. Трескина совершил свое первое под советским флагом плавание вокруг Европы, заходя по пути в Плимут, Гибралтар и Стамбул. 28 августа прибыл в Одессу. В этом же году был передан Херсонскому мореходному училищу им. Шмидта, становится базой для прохождения судовой практики курсантов мореходных училищ Одессы и Херсона, участвует в международных парусных регатах.

В 1974 году "Товарищ" впервые принимает участие в престижной регате «Операция Парус» (Operation Sail), проводимую по инициативе «Организации по обучению молодежи морскому делу» (The Sail Training Association, STA). Парусник получает приглашение на состязание, в котором сказано, что ему отводится привилегированная роль в торжествах по случаю 30-летия освобождения Польши от немецко-фашистских захватчиков. И это обязывало. Из Одессы вместе с экипажем в рейс вышли 120 курсантов Одесского высшего инженерного морского училища. Старт балтийской регаты на 320-мильной дистанции от маяка Дрогден близ Копенгагена до Гдыни в Польше был назначен на 14 июля. В 9:30 начался парад участников регаты, который принимала королева Дании Маргрете ІІ. Полмиллиона зрителей с моря и берегов пролива Зунд наблюдали за парадом парусников. Дул шестибалльный юго-восточный ветер. Сама погода благоприятствовала тем, кто проявит сноровку, быстроту, уверенность, выносливость. В группе крупных полнорейных парусников класса «А» выступали польский «Дар поможа», западно-германский «Горх Фок II», советский «Крузенштерн», датский фрегат «Георг Стаг», бригантина «Вильгельм Пик» из ГДР и «Товарищ».

Одними из первых прошли стартовый створ «Товарищ» и «Горх Фок». В постановке парусов наши курсанты сумели опередить соперников. Штормовой ветер сразу подхватил парусник как на крыльях… «Товарищ» выжал скорость 15,7 узла (почти 30 км/час). Под креном в 30 градусов барк первым обогнул маяк и вышел в открытое море. Шторм постепенно сменяла маловетреная погода. Обогнув с севера Борнхольм, "Товарищ" изменил за поворотным пунктом близ Оланда курс на юго-восточный и поплыл одним галсом до финиша, следуя за направлением ветра, который ослаб и неблагоприятно менялся, вынуждая отставших соперников терпеливо лавировать. Преодолев трассу длиной в 320 миль за 39 часов и 20 минут, он финишировал в Гдыне на 16 часов 45 минут раньше немецкого «Горх Фока» и на 22 часа 6 минут - польского «Дар поможа». Это было сенсацией! Все морские газеты и журналы, специальный бюллетень комитета "Операции" печатали массу материалов о «Товарище» и его капитане. В августе 1974 года многие британские газеты и журналы (в том числе и «Англия», издававшийся для СССР) поместили снимок, на котором высокий покровитель STA супруг королевы Англии Елизаветы принц Филипп вручает награды победителю регаты «Операция “Парус-74”» капитану «Товарища» Олегу Ванденко. Это событие состоялось 3 августа. На следующий день «Товарищ» открыл парад свыше 45 парусных судов в Портсмуте, где проводились регатные торжества.

"Крузенштерн", "Dar Pomorza" и "Товарищ" в Портсмуте, 1974 год.




В 1976 году в  очередной регате «Операция Парус - 76» "Товарищ" вместе с "Крузенштерном" первыми пришли из Плимута к рейду порта Санта-Крус-де-Тенерифе . На втором этапе, от Канарских до Бермудских островов, остановленные штилем большие парусники вынуждены были включить двигатели, чтобы вовремя поспеть к очередному старту в Гамильтоне. Победителями на этом этапе также были признаны "Товарищ" и "Крузенштерн", так как в момент прекращения гонки они оказались ближе всего к финишу. На третьем этапе "Товарищ" занял четвертое место, но по сумме трех этапов разделил первое место в классе А с "Крузенштерном".
«Товарищ» участвовал в съёмках большого числа художественных фильмов как СССР, так и совместно с другими странами: "Максимка", "Алые паруса", "Дом, который построил Свифт" и др.

"Товарищ" в составе флота Украины.

После распада СССР и провозглашения Украиной государственной независимости, несмотря на заявленную возможность ремонта на Херсонском судоремонтном заводе, барк был направлен для ремонта в Великобританию. В 1993 году из-за плохого технического состояния срочно потребовалась замена главного дизельного двигателя. С этой целью немецкое общество Друзей парусного флота (Tall-Ship Friends) организовало свою первую акцию поддержки «Товарища». В Германии выпустили благотворительные сертификаты по сто марок с твердым процентом - один день на борту корабля.В том же году «Товарищ» участвовал в регате у берегов Великобритании. С воспитательной целью несколько дней на его борту провела группа «трудных» английских подростков. Участники плавания и организаторы были очень высокого мнения о педагогических результатах и захотели повторить акцию. Однако из-за плохого состояния барк не мог выйти в море. Английская сторона выразила готовность оплатить ремонт с условием, что «Товарищ» регулярно будет посещать Ньюкасл.
Весной 1995 года барк отправился на верфь в Ньюкасл. Часть расходов на топливо и провиант взяли на себя немецкое «Общество друзья парусника». Однако новый детальный осмотр в сухом доке Ньюкасла показал, что состояние барка намного хуже, чем первоначально предполагали эксперты в Херсоне. Новая смета увеличилась до двух миллионов фунтов. Английские спонсоры готовы были повысить сумму до 500 тысяч. Срок действия судовых сертификатов подошел к концу. Вследствие отсутствия валюты у владельца - Министерства образования Украины, ремонтные работы так и не начались. Из-за аварийного состояния «Товарищу» запретили выход в море и он был законсервирован. Большая часть команды вернулась на Украину. Поддержку одиннадцати членов экипажа, оставшихся при корабле вместе со своим капитаном Юрием Кушенко, взяла на себя общественная организация Towarischtsch-Support-Group, в которую вошли немецкие и британские друзья парусника. Барк провел в Ньюкасле два года.
В 1997 году барк был отбуксирован в Мидлсбро на северо-востоке Англии. Городские власти Мидлсбро на средства из регионального фонда собирались открыть верфь для парусников. «Товарищ» должен был стать показательным проектом - за бесплатный ремонт и оплату 400 тысяч фунтов накопившихся и текущих расходов. Однако верфь так и не была построена.

В 1999, будучи в плохом состоянии, при отсутствии финансов со стороны Украины, но при финансовой поддержке немецкого товарищества «Tall-Ship Friends» был отбуксирован в город Вильгельмсхафен, где был подвергнут капитальному ремонту, продолжавшемуся до 2003-го года. В 2000 году он служил флагманским кораблем на всемирной выставке Экспо-2000, морская часть которой проходила в Вильгельмсхафене.

Снова "Gorch Fock".
Немецкое общество «Tall-Ship Friends» продолжало содержать парусник и оставшуюся с ним украинскую команду, искать деньги и сухой док для ремонта. Однако отношения с хозяином парусника - министерством образования Украины постепенно ухудшились. В 2000 году немецкие энтузиасты начали переговоры с городскими властями Штральзунда, предложив выкупить корабль и вернуть его в первый порт приписки. Городские власти позитивно отнеслись к этой идее. Они гарантировали бесплатное место для стоянки барка и его финансовую поддержку. Украина требовала за корабль один миллион евро, но затем в процессе переговоров цена была снижена до 500 тысяч евро и сделка состоялась.

В 2003 общество «Tall-Ship Friends» за добровольные денежные пожертвования выкупило «Товарищ» у украинского министерства образования. В том же году в плавучем доке 'Condock V' был отправлен в «материнскую гавань» - город Штральзунд, где 25 сентября был встречен с официальными почестями. Здесь продолжилась его реставрация.

29 ноября 2003 ему официально было возвращено его прежнее имя Gorch Fock («Gorch Fock I»), с которым он под номером 3675 был зарегистрирован в Немецком морском Регистре.

С 2005 г. Gorch Fock размещен в качестве плавучего музея в гавани города Штральзунд, который и был его первоначальным портом приписки.

За свою долгую и интересную жизнь парусный корабль оставил за кормой более 600000 миль, обучив свыше 15000 курсантов, побывав в 102 портах и 87 странах. Вот такая судьба.

Технические характеристики:

Трехмачтовый барк. Корпус судна стальной клепанный, двухостровного типа с удлиненным баком и ютом и двумя непрерывными палубами. Длина судна 82,1 метра, ширина 12 метров, осадка 5,2 метра. Площадь парусов - 1862 м кв.  Высота главной мачты с 23 парусами - 41,3 метра. Имеет грузовместимость 1510 тонн. Силовая установка - дизельный двигатель «Deutz MWM» мощностью 369 л. с. Скорость - 8,5 узлов на машине, 12 узлов - под парусами. Экипаж: команда - 45 человек, курсантов - 145 человек.

"Gorch Fock" в море, 1933-й год.




"Товарищ" на верфи в Вильгельмсхавене, 2003-й год.








В плавучем доке "Condock V", возвращение в Штральзунд,  2003 год.







"Gorch Fock" на причале в Штральзунде, июль 2011-го года.






При подготовке статьи использовались следующие ресурсы:
- Статья "Барк Горх Фок" на страницах Википедии;
- статья "Трехмачтовый барк "Товарищ" c Корабельного Портала;
- глава 19 "Операция Парус" из книги "Увлекательный мир парусов", Владзимеж Гловацкий;
- фотогалерея с сайта www.gorchfock1.de.

парусники, Крузенштерн

Previous post Next post
Up