Давно чего-то не было в сообществе ничего про Севастополь, и мне захотелось перенести сюда одну запись из своего ЖЖ. За два дня до Нового года вспомнить одно из его главных собыйтий - поездку в давно любимы Город...
Я решил в целом не повторяться и не "грузить" своими впечатлениями. Те, кому они интересны, прочитают их у меня в ЖЖ. Я же просто расскажу о тех "крапивинских" местах, которые, как мне кажется, удалось запечатлеть. Постараюсь не повторяться (так, 3-я и 44-я школы уже были, также как и Крепостной переулок, и Херсонес). Итак, начнем...
Встретив этот экскурсионный столик на площади Нахимова, я просто обалдел. Неужто Владислав Петрович настолько популярен в Севастополе, что уже проводятся экскурсии по мотивам его книг?! Но все оказалось проще и гораздо прозаичнее: в данном случае "Командор" - это название туристического агентства. Но с той минуты фраза "Крым маршрутами Командора" стала девизом всей поездки.
"...А ржавчина с морского якоря у меня давно уже есть. Бурая неровная пластинка лежит между листьями старого, давно исписанного блокнота с полузабытыми адресами и короткими строчками путевых заметок. На листке со следами ржавчины несколько слов: “Ист. бульвар, адм. якорь, лемуры”.
...
Я перекусил в кафе на Историческом бульваре и решил пройтись до Четвертого бастиона. За Панорамой открылась в кустах дрока каменистая площадка, на которой лежал трехметровый адмиралтейский якорь. С треугольными лапами на полукруглых рогах и длинным поперечным штоком на туловище-веретене.
Видно было, что якорь очень долго покоился на морском дне. Ржавчина покрывала его, как окалина. Полусгнивший деревянный шток выглядел обглоданным.
По якорю лазали два типично севастопольских (загорелых и с белыми от солнца волосами) пацана. Лет десяти. В синих школьных рубашках и пионерских галстуках. Рядом с якорем валялись пестрые ранцы.
Лазали мальчишки неторопливо и цепко (отсюда и сравнение с лемурами, хотя, конечно, ребята были проворнее). Казалось, они решили прощупать якорь ладонями, коленями, ступнями и животами. И даже обнюхать его. На серых просторных брюках одного и парусиновых шортиках другого была коричневая ржавая пыль. На ладонях и на носах тоже. Сочетание чугунной якорной монументальности и живого ребячьего любопытства показалось мне весьма выразительным. Я нацелился своим “Зенитом”. Мальчишка с носом-клювиком и круглыми птичьими глазами (он в этот момент балансировал на веретене) доброжелательно спросил:
- Может, нам пока спрыгнуть? Чтобы не мешать.
- Ни в коем случае! Вы прекрасно вписываетесь в кадр...
- Тогда я вот так! - второй пацаненок, курносый и круглоухий, забрался на верхушку торчащего штока и уселся там, обхватив гнилое дерево крепкими, кофейного цвета ногами.
- Отлично! - Я сделал несколько кадров. - Благодарю вас, джентльмены.
...
Поговорили о якоре. Пришли к выводу, что он, скорее всего, с линейного парусного корабля времен Первой обороны. Потом ребята помогли мне отколупнуть пластинку ржавчины. Я честно сказал, зачем она мне, и мальчишки отнеслись с пониманием. Шурка опять подобрался к штоку, отломил от него щепку. Предложил:
- Может, вам и деревяшку надо? Тоже на память.
Но я сказал, что не надо. Если все туристы начнут отламывать, скоро от штока ничего не останется. Вон какой он старый и рыхлый.
- Да... - Шурка погладил трухлявое дерево. - И дырчатый весь. Будто в нем пчелы свои жилища устроили.
- Это не пчелы. Это его источили морские черви.
Я рассказал мальчишкам все, что читал про корабельного червя торедо - в повести Константина Паустовского “Черное море”. Как они точат подводные балки, сваи и деревянные корпуса шхун и баркентин.
...
На площадку с якорем я приходил и после, в разные годы. Там появились и другие старинные якоря - всяких видов и конструкций. Целая коллекция. Первый якорь-старожил теперь ничем не выделялся среди них. Но я все же отыскивал его глазами. Тех мальчишек я больше никогда не встречал. Но запомнил их. Казалось бы, и встреча была мимолетная, пустяковая, и снимков не осталось (испортил пленку при проявлении), а вот помню до сих пор..."
ВПК, "Ржавчина от старых якорей", рассказ "Якорь"
Судя по всему, это и есть тот самый якорь, о котором говорится в рассказе. По крайней мере, он один подходит под описание. А вообще-то сейчас там действительно уже десятка два якорей, а охраняет их очень колоритный дядька в одежде запорожского казака.
================================================================================
"...- Вот видишь, мурашки. Это какое-то невидимое излучение действует. Они понаставили антенны и давят на нас...
- Где же эти антенны? - жалобно спросила Гайка.
Лесь быстро сел.
- Да везде! Мы же не разбираемся, где что! Вот, например, снесли старый дом, где была детская флотилия, и поставили пятиэтажку, а на крыше - белый шар. Это чехол такой для антенны. Как на кораблях, которые за космосом следят. Видела?
Гайка кивнула. Лесь опять смотрел вдаль.
- Говорят, новая метеостанция. А никто не знает толком, зачем она и откуда. У входа дядька с пистолетом... Они, наверно, засели в этой станции и шлют свои лучи на город. Может, из-за того и стрельба у штаба случилась...
Гайке было неуютно. Она помнила новый пятиэтажный дом - облицованный голубой плиткой, с большим белым шаром на крыше. И здание, и шар всегда казались ей такими красивыми. А теперь..."
...
"По шару шли змеистые черные трещины. Потом он распустился как бутон, куски скорлупы откинулись. Гайка и Лесь увидели кузнечика.
Издалека он казался обыкновенным желтым кузнечиком.
Но он занимал всю центральную площадку крыши."
(с)ВПК, "Дырчатая Луна"
Хотя в "Дырчатой Луне" изображен и не реальный Севастополь, но мне кажется, что это здание как раз и стало прообразом инопланетной "метеостанции". Сходство усиливается от того, что на здании нет никаких опознавательных знаков. Впрочем, для севастопольцев оно не являестя загадкой, принадлежит заводу "Муссон" и кличется в народе "одеколоном" ;)
================================================================================
"...Зажглись фонари. Сзади, в Приморском саду, играла музыка. Старинная мелодия Листа, "Грезы любви". Воистину вечная музыка...
Я пошел сквозь полутьму аллей и оказался на площадке перед эстрадой. Узнал это место: эстрада та же, что в прошлые времена, те же каменные львы по краям. Только скамейки другие, с удобными спинками."
(с)ВПК, "Кораблики, или Помоги мне в пути"
На открытой эстраде, что на Приморском бульваре, каждый вечер проходят бесплатные концерты. На этой фотографии - фестиваль "Моя спивучая Украина".
Севастопольский вальс. Исполняет Народный молодежный эстрадно-симфонический оркестр п/у Бориса Миронова, солисты Евгений Устинов и Арина Синельникова.
"Алька коротко улыбнулся, но вдруг спросил очень серьезно:
- А вы знаете песню "Севастопольский камень"?
- Еще бы. С детства помню...
- Я тоже. И папа. Он ее на трубе играет.
- Песню?
- Ну, это не совсем песня. Это целая такая пьеса музыкальная. Фантазия на темы песен о Севастополе. Хотите послушать?
- Хочу, конечно...
- Тогда пошли! Еще успеем!
- Куда?
- Папин оркестр сегодня на Приморском бульваре выступает. Тут, совсем
рядышком... Слышите?
Я и в самом деле услышал в отдалении упругие голоса труб.
...Все скамейки перед эстрадой были заняты, нам пришлось встать у края площадки. Но так было даже удобнее - лучше видно.
Над головами у нас, в гуще деревьев, качались цветные лампочки, а
белая раковина эстрады сияла ярким светом. И трубы сияли. И форменные
пряжки, и якоря на фуражках и ленточках. Я впервые увидел Алькиного отца
в морской форме - в рубашке с погонами главстаршины и фуражке с
"крабом".
Оркестр играл долго - марши, вальсы и, кажется, что-то из
"Кармен-сюиты". Я уже занервничал: вернемся поздно - влетит нам от
Алькиной мамы. Но Алька мой осторожный шепот не слушал и прирос к месту.
Наконец объявили "Голоса Севастополя". Олег Вихрев поднялся и встал
впереди оркестра.
Трубы сначала зазвучали глухо, медленно, и я узнал суровую мелодию
"Севастопольского камня". Она была похожа на тяжелый накат усталых волн.
Потому что печальная песня... Но Олег вскинул трубу, подхватил мелодию,
как бы поднял ее, и она зазвучала по-иному - непобедимо и дерзко. А
потом смешалась с другой музыкой, с мотивами иных песен - с "Легендарным
Севастополем", "Севастопольским вальсом", с "Вечером на рейде"... Голоса
этих песен переплетались, рождали новую музыку, в которой был и грохот
прибоя, и звон корабельных колоколов, и блеск приморского праздника...
Затем как напоминание издалека снова пришла песня о легендарном
камне. И Олег Вихрев опять подхватил ее голосом своей трубы, заставил
звучать тревожно и высоко, а потом перевел на новый мотив и закончил
музыку ясной, слегка печальной мелодией, похожей на ту, что играют на
палубах горнисты во время вечернего спуска флага".
(с)ВПК, "Шестая Бастионная", повесть "Бастионы и форты"
================================================================================
"В Севастополе у меня есть "свое" место для отдыха. Скамейка перед школой номер сорок четыре. Это в самом центре. Рядом гостиница "Севастополь", рынок, на котором можно купить гроздь винограда, сушеного краба или яркую корзину для фруктов; универмаг, куда то и дело забегаешь за фотопленкой; Артиллерийская бухта с причалами пассажирских катеров и паромов, а за ней, у подножия Хрустального мыса, - городской пляж. В общем, приезжему человеку трудно миновать улицу Одесскую. Ходишь, ходишь; ноги загудят, а тут, пожалуйста, скамейка. Я привык отдыхать здесь давным-давно, когда еще был в Севастополе новичком.
Говорят, раньше, года до пятидесятого, здесь тянулся Городской овраг. Сейчас на месте оврага детский парк с каруселями, фонтаном и крошечным кинотеатром в раскрашенном кузове старого автобуса. Когда в автобусе крутят мультфильмы, веселая ребятня снаружи приклеивается к щелястым стенам - как пчелы к сладкой арбузной корке...
Одесская улица, которая раньше проходила по правому берегу оврага, теперь - сплошная каштановая аллея. В сентябре разлапистые листья на старых деревьях подсыхают по краям и шелестят по-особому: будто шепотом слова выговаривают. Южное небо в разрывах среди листьев кажется еще более густым и синим. Сквозь листву солнце бьет лучами, похожими на стеклянные спицы. Оно рассыпает по песку и асфальту, по скамейкам и стенам киосков круглые светлые пятнышки. Они дрожат и скачут друг через друга. Когда раздается звонок и со школьного крыльца начинают разбегаться ребята, солнечные кружочки вспархивают, словно поднятые ветром. И прыгают по разноцветным лакированным ранцам, по смуглым ногам и голубым рубашкам, запутываются в волосах мальчишек и девчонок, вспыхивают в них белыми искрами..."
(с)ВПК, "Шестая Бастионная", повесть "Алька"
================================================================================
"Сейчас я выйду из гостиницы, неторопливо двинусь по Большой Морской, потом по улице Адмирала Октябрьского поднимусь до площади Восставших. Здесь вздымается стеклянно-высотная гостиница "Крым", от которой убегает вправо, к морским обрывам, Шестая Бастионная.
Впрочем, для меня начинается она не от этого ультрасовременного отеля, а от домика с зеленой калиткой. В каменный столб у калитки вделано чугунное ядро времен Первой обороны".
(с)ВПК, "Шестая Бастионная", повесть "Бастионы и форты"
Ни в прошлую поездку, ни в этот раз, мне не удалось найти в начале Шестой Бастионной дома, подходящего под это описание. Но потом подумал: может быть, имелся в виду этот дом? Правда, стоит он не в начале улицы, и не калитка здесь, а ворота, да и ядер не одно, а два... Но ведь мог же автор силой своей фантазии слегка изменить реальность... Владислав Петрович все-таки не путеводитель написал, а художественное произведение :)
================================================================================
"Яхт-клуб в двух кварталах. Он расположен на месте старой Александровской батареи. В конце Первой осады батарея была взорвана, потом ее отстроили, поставили новые орудия, но после Отечественной войны уже не восстанавливали - устарела. Теперь в сводчатых погребах и бетонных капонирах - кладовки, где хранится имущество яхтенных экипажей. Здесь, среди развешанных по стенам тросов и корабельных фонарей, среди компасов, карт, лоций и спасательных кругов, можно было бы снимать какой-нибудь фильм о пиратах и кладах. Одни двери чего стоят! То из сплошного железа с пудовыми петлями и засовами, то из могучих решеток..."
(с)ВПК, "Шестая Бастионная", повесть "Бастионы и форты"
Этот яхт-клуб не раз упоминается в цикле "Шестая Бастионная", особенно в повести "Заяц Митька" (кстати, он остался за Черномоским флотом России). С крутого и высокого берега я долго разглядывал яхт-клуб, но увы - кораблей с названиями "Фиолент" или "Таврида" там не оказалось. Зато понаблюдал за тем, как спускают на воду крошечные одноместные яхточки. Потом они пошли к Константиновскому равелину...
================================================================================
"...Но скоро Алька наносит крепкий удар по моему поэтическому настроению. Я спрашиваю, как называется похожее на пальму растение, которое раскидало у забора перистые листья, и Алька пренебрежительно отвечает:
- А, это вонючка.
Я озадаченно кашляю, потом возражаю, что это название, во-первых, не
научное, а во-вторых, обидное для такого красивого куста.
Алька заявляет, что научного названия не знает, а "вонючкой" эти
кусты названы за дело.
- Вы потрите листок между пальцами и понюхайте.
Я так и делаю. Да, запах не очень приятный. Но и не такой уж
противный. Скорее просто странный. Я это говорю Альке, он пожимает
плечами. Но скоро выясняется, что у Альки с этим растением личные счеты.
Именно с "вонючки", разросшейся в большое дерево, слетел Алька два года
назад - в тот раз, когда оторвал себе ухо".
(с)ВПК, "Шестая Бастионная", повесть "Бастионы и форты"
================================================================================
"5 ноября 63 г.
Улица Сергеева-Ценского - просто лестница. Двое мальчишек лет семи
козыряют морякам и просят "звездочку, конфетку или яблоко". В их
представлении это вполне порядочное дело, все закономерно: моряки -
большие, добрые люди, просто полубоги, они все понимают и все могут..."
(с)ВПК, "Шестая Бастионная", повесть "Путешествие по старым тетрадям"
Честно говоря, когда читал, представлялась этакая каментистая лесенка среди маленьких домиков и каменных заборов. Оказалось - самый центр, вокруг пятиэтажки. Но улица хорошая и очень тихая.
================================================================================
"Солнце поднимается очень быстро, нарастает его блеск. Оглядываюсь. Над куполом собора, в золотом яблоке, сверкает огненная точка...
Я помню время, когда вместо купола был ржавый каркас, а в стенах темнели щели и выбоины от снарядов. Но и тогда сверкающее яблоко на вершине собора отражало солнечные лучи, блестело над бухтами, как маяк..."
(с)ВПК, "Шестая Бастионная", повесть "Сентябрьское утро"
"Улица Генерала Петрова пересекает Шестую Бастионную как раз посредине, на горе, в Артиллерийской слободке. Перекресток здесь широкий. Это маленькая площадь. Каменистая, с небольшими островками зелени. С будкой, на которой ржавеет вывеска "Керосин". С магазинчиком на углу. Здесь я покупаю на ужин маринованные оливки и очень мягкий хлеб."
...
"Почти всегда улочки выводят меня на ту маленькую площадь. С одного края у нее - лестничная площадка. По лестнице улица Генерала Петрова спускается к шоссе, бегущему в Херсонес, к древним развалинам и раскопкам. А Шестая Бастионная тянется вдоль пологого верха горы дальше, к Катерной, где на углу до сих пор стоит оборонительная башня бастиона...
Если встать на парапет лестницы, увидишь берег Херсонеса с разрушенным храмом, а дальше - небоскребы нового района у Камышовой бухты. А над берегами, над развалинами и небоскребами - громадное светлое море И закат.
Закат бросает бронзовые отсветы на Городской холм - на белые дома, на зелень, на купол Владимирского собора. Яблоко и крест над куполом загораются золотым огнем. Этот огонь виден в море издалека. Недаром собор отмечен в лоциях и на морских картах как знак для судоводителей...
Все мне здесь знакомо-знакомо. И эти улицы вдали на холме, и эта кремнистая площадь, и эта лестница, и дворик рядом с ней - там, на плоском сарайчике, всегда лежит перевернутый корпус маленькой яхты. И запахи ласкового южного сентября, и стеклянные трели цикад, и голоса мальчишек - здесь, на площади, и в ближних переулках".
(с)ВПК, "Шестая Бастионная", повесть "Вечерние игры"
На последнем снимке как раз та самая площадь, вид от магазинчика. Честно говоря, сейчас это не очень приятное место, но вид на город оттуда, конечно, очень красивый.
================================================================================
"В квартале отсюда есть памятник артиллеристам береговой обороны. Это оставшийся от военных времен бетонный капонир и два корабельных орудия. Вчера три каких-то балбеса (класса из шестого!) полезли к орудиям и начали писать на щитах названия джинсовых фирм: и всякую другую ерунду. Андрюшка Сажин и еще двое ребят как раз играли там и увидели такое дело. Андрюшка первый увидел. И кинулся первый...
Он не стал вести разговоров про то, что надо уважать памятники, историю города и тех, кто здесь воевал. Не было на это у Андрюшки ни умения, ни времени. Он просто заорал:
- А ну пошли отсюда, гады! Это наши пушки!"
(с)ВПК, "Шестая Бастионная", повесть "Вечерние игры"
Этот памятник находится на улице Адмирала Владимирского. Неподалеку есть еще один такой же капонир, только заброшенный и без орудий.
===============================================================================
"За площадкой потянулась ровная земля с жесткой низкорослой травой. Эта земля обрывалась кромкой берега.
И дальше было только море. Впереди, слева и справа. И внизу - там, куда уходили стометровые обрывы. Славка подошел к самому краю, и его мягко качнуло. Он впервые видел такие кручи, такую высоту. Тим осторожно, но крепко взял его за плечи. Солнце давно уже ушло за пасмурные облака, но море вдали все равно оставалось синим. Только это была не праздничная, а суровая синева. Такими синими бывают иногда грозовые тучи. А ближе к берегу море
делалось зеленовато-желтым. Видимо, волны поднимали со дна песок.
Волны двигались на обрывы длинными пенными валами. Далеко-далеко внизу они заливали полоску пляжа и расшибались о красноватые утесы. Среди утесов росли кое-где большие деревья. Сверху они казались крошечными.
Ветер шел с моря плотным потоком. Он ударялся о подножие берега и взмывал вверх по бурым глинистым откосам. Длинные пряди мягкой высохшей травы струились на ветру, как серое несветящееся пламя".
(с)ВПК, "Трое с площади Карронад"
Пляж "Учкуевка" - прототип "Качаевки" из книги "Трое с площади Карронад". А вот совсем отвесных обрывов я там не нашел, хотя прошел практически по всему берегу от Учкуевки до равелина, они характерны скорее для южного берега.
На самом деле, конечно, это не единственное место в Севастополе, связанное с романом "Трое с площади Карронад", но фотографии остальных из тех, что мне попадались, уже не раз здесь выкладывали. А саму площадь Карронад я даже определил неправильно, поскольку чуть-чуть поздабыл текст книги. Кстати, надо было еще сфотографировать мостик от ж/д вокзала к троллейбусной остановке, он тоже постоянно мелькает в "севастопольских" книгах ВПК. :)
================================================================================
"Я ничего не понимал. Сандалик свернул карту и печально объяснил:
-- Из-за памятника... Вы на Малаховом новый памятник Корнилову видели? Его недавно сделали вместо разрушенного.
-- Знаю. Не видел еще, завтра собирался...
-- Вы посмотрите внимательно, там сзади надпись есть. Про те битвы, где Корнилов сражался, и корабли, которыми командовал. Надпись такую надо ведь или всю по-старинному делать, как раньше писали, или всю по-нашему, верно? Нельзя же половину так, а половину так?
-- А там?
-- А там по-всякому. Например, слово "тендер" с твердым знаком на конце, а слово "бриг" -- без. Название "Фемистокл" -- с твердым, а "Двенадцать Апостолов" -- опять без. Ну и еще... Я про это сказал, а они опять: "Ха-ха-ха, профессор...""
(с)ВПК, "Сандалик, или Путь к девятому бастиону"
Увы, то, о чем говорил Сандалик, оказалось правдой и в реальности...
================================================================================
"...Я сказал, что, конечно, видел. И по телевизору, и на большом экране. Мало того, несколько лет назад я с ребятами приезжал в Севастополь, и мы подружились с экипажем шхуны "Испаньола", что стояла в конце Северной бухты, у Инкермана. Той самой шхуны, что снималась в фильме. Это было настоящее парусное судно - с капитаном и матросами, с судовым журналом и специальным документом, именуемым "судовая роль". Ее, эту шхуну,соорудили для съемок из старого черноморского дубка, который раньше
назывался, кажется, "Клим Ворошилов".
- Очень красивый кораблик. Маленький, но вполне мореходный...
Я не стал рассказывать Мите про дальнейшую судьбу "Испаньолы". Про то, как потом ее отвели в Ялту, выволокли на берег и превратили в бар для туристов. Такое славное морское суденышко - в сухопутную забегаловку! Тьфу... Нет, не буду я расстраивать ни Митю, ни себя..."
(с)ВПК, "Заяц Митька"
Про "Испаньолу" и ее печальную судьбу Владислав Петрович писал не раз, есть даже фотография, где он стоит за ее штурвалом. А сейчас к этому кораблику даже подобраться поближе можно только с кормы, он крепко зажат между устьем речки Учан-Су и пляжем какого-то отеля...
Все фотографии из той поездки можно посмотреть по адресам:
http://imgsrc.ru/pasharus/5622901.htmlhttp://imgsrc.ru/pasharus/5920167.htmlhttp://imgsrc.ru/pasharus/5919693.htmlhttp://imgsrc.ru/pasharus/5919966.html