Дополнение к летописи:
fatangel - "Севастополь - пятая часть, последняя" -опубликованной ранее Сашей -вот ссылка:
http://community.livejournal.com/krapivin_ru/473204.html#cutid1 «Дорога в Севастополь». Продолжение (с началом)
Лето уже заканчивалось. Было ощущение незавершенности, что-то не
сделано, что-то важное...
будто прошло мимо. «На отдых тоже так и не выбрался. Вот жизнь, хоть бы случилось что!»,- тихо выругался, но тут зазвонил телефон. Состроить ему смешную рожицу несоставило труда, увидел боковым зрением свое отражение в зеркале и, улыбнувшись, снял трубку.
- В Севастополь-то не собираешься, - глухо спросили, из трубки, -
Крапивин вроде туда собрался…
- АнТошка, ты что-ли?! - не впопад спросил я.
- Ну, конечно… Мы собрались в начале августа, в Качу, под Севастополем,
могли-бы по городу побродить…- возникла пауза. - Ты заснул там? -
сострил Антон.
- А, откуда наводка?..
- В смысле?
- Да про Крапивина, естно, и в каких числах? - немного возбужденно
послал вопрос в трубку.
- А-а, знал, что зацепит, - что-то зашуршало, послышался смех. - В
Интернет чаще заглядывать надо, Вадим Филиппов уже всех в известность
поставил, ты один, как из тайги вышел, после спячки…Просыпайся давай. В
Москву прибудет четвертого утром а днем заново в поезд - на
перекладных. Встретим и проводим хоть. Слушай, ты подумай пока, что да
как, а мне столько успеть еще сегодня… Созвонимся, ладно?
В трубке послышались гудки. А внутри поднималось что-то, ну, как
после хорошей книги…
Что в таких случаях происходит с нашим братом? Ну, вы то, точно знаете -были в этой шкуре. И была радость и неверие в счастье такое, и интернет с информацией от Вадима Филиппова…
Двое суток плохо соображал решая текущие вопросы - в мозгу перекликалось на разные голоса - «Севастополь, Севастополь…» и что-то внутри на секунду замирало…
А потом было известие… точнее:
«…Три новости
Хорошая заключается в том, что Владислав Петрович заканчивает работу над новой большой художественной повестью. Она посвящена всяческим злободневным проблемам современности и, как, говорит Владислав Петрович, будет труднопереносимой для всякого упертого люда, в т.ч. для ряда посетителей жжурнала-аутсайдера.
Вторая хорошая - это то, что 12 июля подписан приказ ректора ТюмГУ о приеме на работу по трудовому договору на должность профессора кафедры русской литературы с 01.08.2007 Крапивина Владислава Петровича.
Третья так себе. Владислав Петрович, по всей видимости, не сможет поехать в Севастополь в августе по ряду причин.»
И мир рухнул, казалось, насовсем. (И почему всегда так кажется?)
- Последняя - не очень. - отреагировали в электронном эфире, прозвучало глухо, а может уши, вдруг, заложило…
-Третьей новостью убил! *пошел сдавать билеты.* 0:((( - поделился кто-то горем и сквозила в этом такая тоска…
-Как будет называться новая повесть? Задачи современности будут решать дети?
Хорошо, что я не упертый, почитаю с удовольствием. ) - отвечал на первую новость третий (не успев дочитать оставшиеся две).
-Поздравляю с новой должностью! Пусть она принесет не только заботы, но и радость, новые возможности. А третья новость... Почему-то с самого начала так ощущалось. - это была чистая радость, сквозь добрую, искреннюю печаль.
Народ бросало в эмоциях, как море в шторм: «Третьей новостью убили наповал.
Блин, блин, блин. Тридцать три раза блин.
Правда билеты сдать, что ли?»
Мне тоже хотелось рвать и метать ругая жизнь, но… тихо стало, вдруг, в душе, как перед шквалом… и он последовал, вырвался, набиваемыми с пулеметной скоростью строчками: «Многих не видел со времен последнего "РОСКОНа" им привет, с остальными приятно познакомиться. А новости: в какой-то степени все грустные, хотя некоторые хорошие. Я с Владиславом Петровичем год не виделся -расстроился, как и Вы - лыжи намылил и т.д. но ведь это не главное: ОН ТО, САМ, БЕЗ СЕВАСТОПОЛЯ ОСТАЛСЯ В ЭТОМ ГОДУ И... БЕЗ ОТДЫХА!!! вот это действительно грустно... но я по крайней мере рад что Вас всех услышал, буду захаживать и... в Севастополь все равно поеду и хорошо бы там с кем встретиться вот мой телефон для SMS -(Билайн Москва)8-903-688-62-11/ Timur_mass@rambler.ru»
И, комментарии закончились, наступило молчание…
А жизнь шла… Казантип встретил тихо и скромно. Ветер сороковых широт трепал футболку, спасал от солнца, надувая легкие радостью. На Азовском просторе лихо резали волну серфенгисты, перескакивая с гребня волны на гребень, как эквилибристы… Во мне все звенело, как струна… Звало, тянуло и, наконец… запело:
«Пора в дорогу старина, подъем пропет,
Ведь ты же сам мечтал услышать старина…
Как на заре стучатся волны в парапет,
И, как звенит бакштаг, как первая струна…»
Это было как заклинание и заметила перемены первой любимая. Собрав все свое мужество, подарила то, что только любящая, не эгоистичная женщина может отдать любимому - свое время с ним…
- Уезжай… быстрей, на долго меня не хватит, - сомневаясь в своем решении напутствовала она. (и говорите после этого, что женщины эгоистичны и не способны на подвиги…)
Вагон попался мягкий. Я устроился на верхней полке. Вспомнил, как удивился в прошлом году в кассе, услышав, что поездов к Симферополю давно нет и о купе можно забыть навсегда, а есть электричка, с общими вагонами… И, вот я, в общем, плацкартном вагоне электрички.
- Мягкий, - кажется вслух пробормотал я.
- Шестой всегда мягкий, - послышалось с боку и я увидел молодого парня. «Крымский татарин» - самонадеянно определил я по черным волосам и чертам лица, повернувшись на голос.
Парень легко вскочил на полку и, не повесил, а положил (под моим изумленным взглядом) под голову сумку. Затем я смутился еще больше - он, неожиданно, спрыгнул и, схватив обувь, закинул ее в дальний конец, верхней, третьей полки?!!!
Минуты две, я размышлял, а потом краснея от того, что я делаю повторил со своей обувью ту же процедуру. Парень глядя на меня улыбнулся:
- Редко ездишь, судя по всему.
-Да, - покраснел я еще больше, и радуясь что освещение стало тусклым, - спасибо за науку!
- Просто не хочется босиком домой приехать, - словно извинился он. А народ все прибывал и прибывал - внизу уже сидело шестеро, седьмой стоял и думал, с какой стороны кого подвинуть, но потом пошел искать счастья в другое место. Глядя на них, я порадовался своему решению выбрать верхнюю полку, чтоб не мешать людям снующим по вагону.
Парню позвонили и, как же он изменился, отвечал в мобильник весело, осторожно, ласково рассказывал истории, пока не пропала связь. В который раз я удивился сколько вокруг хороших людей - их не видно пока ситуация не раскроет эти важные для любого человека качества души, характера, совести…
Симферополь меня встретил гамом, толпами народа и, утром - ожиданием чуда… Взяв билет на электричку до Севастополя, шатался по вокзалу, съел пирожок, сбегал вернул долг в кассу - десять копеек. Пробежался наменял небольшую кучу мелочи и обрадовал Железнодорожных Кассирш одарив их этим «богатством» (я уже знал, что в Украинской зализнице трудно с мелочью и потом, три дня собирал копинки и гремел во всех карманах медяками, чтоб заново увидеть это изумление в глазах). Тут подошел проезжающий до Севастополя поезд (не мой, обычный, пассажирский, но не ждать же еще час…) В общем проводник не долго упирался, сунув в руку ему купюру я шмыгнул в вагон. Еле нашел место, боковое, у туалета. Дверь туалета не закрывалась, а окна не открывались и были грязные, как машина дождливой осенью. Никакой жизни и дышать нечем, а за окном такие виды угадываются - хоть плачь… Я с фотоаппаратом туда, сюда, а получается сплошная ерунда. Вот и пошел я, братцы, по вагонам с вещами и вещмешками на перевес в одной руке и фотиком в другой, - Представляете картину? Вот-вот и мне было смешно, а видели бы вы глаза проводников… Одна не удержалась спросила:
-Вы кто, откуда, и куда?
«Потому вот…», - чуть не ляпнул я, по задорновски, в ответ, но вовремя нашелся с ответом.
- Корреспондент!.. - и, улыбнувшись, объяснил, - ну вы же видите из окна какой вид, а через окна ничего не видно, грязные… Разве усидишь на месте, вот я и бегаю, ищу где сфотографировать получится.
- Ну-ну, - разом подобрела она, и добавила, - через два вагона.
- Спасибо, - выдохнул уже на бегу, краем уха слыша, как она напарнице, про меня: «Как чукча, мягкий вагон ищет…»
Нашел. Устроился в «СВ» - Кондиционер, в купе один, стекла на окнах, начищены, розетки, радио… так и доехал всю дорогу в комфорте - зело это мне понравилось!
Севастополь раскрывался радостно, желтыми и белыми инкерманскими скалами отвесно нависающими над дорогой, с зияющими квадратами выработок камня, щедро показывая свои бухты и корабли, одаривая уже с поезда солнечным видом города. Города Грина, Паустовского, Крапивина, Города дважды геройского, стойкого и романтичного, города всех людей, которые ценят и любят его…
Часть вторая.
Встречи.
Одно из лучших средств поздороваться с городом - пройтись пешком по его улицам. От вокзала перейдя по навесному мосту над путями, неожиданно для себя почувствовал - немогу сесть в транспорт как все. И, чувствуя радостную легкость во всем теле, прошел вдоль дороги, и стал подниматься по едва заметной тропке - в сторону бело-желтой стены первой обороны… Было достаточно круто и пару раз едва не загремев в обратном направлении стал осторожнее. Вокруг были заросли (не знал куда смотреть - за спиной разворачивающаяся панорама Севастополя, подсвеченная утренним солнцем, а передо мной…) В общем я увидел то, что не видел ранее, хотя казалось за два года, приезжая излазил на этом склоне все. Вначале появились очертания какой-то кладки и фундамента. Это меня заинтриговало, занявшись изысканиями, обнаружил целую сеть построек, разрушенных, и скрытых на склоне, под зарослями. Они (как я понял потом представляют одну ифраструктуру, объединенную переходами). Далее была пещера, странной квадратной формы, укладывающаяся в общий комплекс (судя по фундаментам). А в ней оказались входы в катакомбы.
Вот тут наконец до меня дошло - это была батарея и вид от нее как раз на рейд и подступы к вокзалу.
Поднявшись, поздоровался со стеной, теплой, надежной перед врагом (и в первую и вторую оборону) и такой беззащитной перед варварами с баллончиками красок.
Звонок телефона застал врасплох, у «Бородинской…» тфу, у панорамы «Севастопольской обороны». Вытаскивая из рюкзака, торопясь, чуть не уронил мобильник.
- Здравствуй ты где, - послышалось оттуда, - мы подъезжаем…
- А это кто? - опешил, я.
- Ну, что, как маленький, Я это - не узнал?
- Тошка, ты?!!! С Сашей?
- Ну конечно, договаривались же!
- Где увидимся?
- У памятника затонувшим кораблям.
- А где это? Может у панорамы?
- Нет, вначале мы у памятника, а в одиннадцать на Графской пристани встречаемся с Фатангелом…
- Я буду, - успел ответить я, связь прервалась.
Проходя мимо лотка, остановился, пролистал справочник с достопримечательностями и оказалось, что «Памятник погибшим кораблям» (в первую оборону затопленным, чтоб перегородить фарватер) это монумент с птицей, главным символом города. И я знал где он (рядом с Графской…).
- И где ты, я тебя не вижу, - возвестил телефон.
- Я тебя тоже, я у памятника, - сказал я озираясь по сторонам и, наконец, увидел. Тон был в плавках и очках, я бы его, долго искал, - он загорел, подкачался, - неважно, он мне помахал. Я предложил искупаться, Антон не стал они уже успели с Сашей накупаться вволю. Саша однако меня поддержала, и уплыла первой, а я… Я, вдруг, обнаружил, что не в плавках, что забыл полотенце, что уже снял штаны, и стою в белых трусах на обозрении местных бабок и гуляющих (оскверняю, можно сказать, памятник срамом), стыдливо натянув штаны обратно , я, задумался ( ох как трудно писать я - да - я, придумать бы другое имя и писать от третьего лица). Тут выручил Тошка, одолжил полотенце и я переоделся, мы с Сашей сплавали к памятнику, забрались на основание, постояли -хотелось почувствовать его.
Тошка по нашей просьбе сделал фото.
Когда мы приплыли он нас ругал, говорил с памятниками не фотографируются - не цирк и, был прав.
- Куда нам теперь? - взглянул я на Антона.
- К памятнику «Казарскому», только вот где он?
- Знаю, - обрадовался я, - это на Графской площади.
- А Костя говорил "Нахимова" - поправил Тошка (он даже не подозревал, что по приезде с юга, в Москве любящий точность Костя поправит уже меня лично: "...ну, не на Графской, а на Нахимова. А если совсем строго - то на Матросском бульваре".)
Мы выпили квасу, я не забывал все и всех фотографировать, и остановились у лестницы к памятнику.
- Ты знаешь, как он выглядит, - спросил, вдруг Антон.
- Что, памятник?
- Да нет же - Фатангел! - Антон слегка, кажется, занервничал.
- Ну ты даешь! Говорю я, - а как же ты встречу назначал?
- Ничего, что-нибудь придумаем, - вещает Тон, не потеряемся поддерживает Саша. Мы садимся на ступени и ждем. Долго. Я достаю «Струну и люстру» в синем переплете.
- Где купил, - тут же вопрос, и оценка, - что-то новенькое…
- Ага, - соглашаюсь я, и скрепя сердце поясняю, - не успел… еще… прочесть…
- Дай посмотреть. - засверкал глазами Тон.
- А вы ее корочками к прохожим поверните, нас и узнают, мимо точно не пройдут.
- Нет, лучше так! - Тошка поставил книгу ребром, чтоб ее хорошо, как на продаже или презентации, было видно с дороги.
И тут я увидел Фатангела (я с ним знаком, шапочно, был еще на «Росконе», у Крапивина) - он шел легко, с сумкой на плече и в очках. Я думал я обознался, но сомнения рассеялись когда из-за его спины появился Костя Гришин. Они вместе с Сашей Поповичем о чем-то мило беседовали, не забывая, як туристы озираться по сторонам.
- Это... эй,да,ведь,это же... Ого-го, - наши идут вскричал я, вскочил, и замахал руками.
- Ну вот, а ты волновался, - успокоила Тошку Саша.
-Да я видел-то всего раз, и то фотку в «ЖЖ».
Саша Попович нас уже увидел и направлялся с Костей к нам, сняв очки, он вглядывался в мое лицо. И, видимо, мучительно пытался вспомнить, где же мог меня видеть, и откуда я его знаю, настолько, что узнал на расстоянии.
Я шел, с ребятами, все во мне пело, все смеялось. Я молчал. Я знал, это ДОРОГА…
Поднявшись по лестнице, прошли мимо памятника «Казарскому»
Это на центральном городском холме, на Матросском бульваре. Первый памятник на севастопольской земле, сооруженный в честь подвига моряков брига "Меркурий" и его командира - капитан-лейтенанта А.И.Казарского (1799-1833).
Стало немного грустно. Саша оглядел всех:
- Может ШКОЛУ посмотрим? - предложил он, и повернулся к Косте, - как ты думаешь?
- Можно… - коротко согласился Константин, - а потом, и с ребятами, можно, пересечься.
- А, что за школа? - ввернул вопрос Антон.
- Сейчас съемки идут, полным ходом, ну, ты знаешь. Поясню для Тимура - снимают фильм по крапивинской повести «Трое с площади карронад», читал? - И увидев кивок, неостанавливаясь, продолжил, - Мы, как приехали, сразу попали на съемки - «с корабля на бал…». Ох и здорово ребята играют, посмотреть бы все, потом, когда закончат… - Саша говорил, глаза загорелись, видно было он весь еще там, на съемочной площадке.
- И Школа, та самая, что в книге, - поддержал разговор Костя и добавил, - помните, описание? «…Она стояла на стыке двух зеленых улиц. Угол у здания был как бы срезан, и срез этот служил фасадом. Фасад - узкий, с зубчатыми башенками…»
1
Компания наша шла в предвкушении, разглядывая тихие, добрые улицы Севастополя, подымаясь все выше и выше, оставив позади морской бульвар. Мы сами не заметили, когда и как два ручья наших интересов слились в один общий поток мыслей, устремлений. Лишь один раз произошла недолгая заминка - по дороге Фатангел с Костей показали хорошую столовую. С утра Саша Федорова и Антон ничего еще не ели (а я и вообще с вечера, как в поезд садился, ой, вру - пирожок-то на вокзале был…), предложили зайти. Костя с Сашей уже успели перекусить и предложили на время нашего обеда откланяться. У меня на лице тут же отразился знак вопроса, вместе с тремя восклицательными, - должно быть они отражали на лице недоумение, но была еще и боязнь расставания со сказкой (Ступи с дороги в сторону и… ТОЙ ДОРОГИ уже не будет, она уйдет в другое пространство…). В последней попытке все спасти, я, почти взмолился:
- Тон, Саша, может, потом поедим, вернемся, или там что найдем? Да и столовая это, а по дороге может что лучше будет.
- Да, нормальная еда здесь только к обеду будет, часа через полтора, - поддержал Костя, который всегда, все про все знает.
- А я знаю, где можно поесть вкусный плов, - тут же сообразил Саша Попович.
Антон посмотрел в мои грустные, як у той собаки, глаза, повернулся к любимой согласна ли она и… мы снова стали единым целым. Мы не знали, что незаметно становимся друзьями, что - расставаться будет больно.
Мысли текли никем не замечаемые, обдумывая произошедшее я шел немного в трансе, а за очередной кроной дерева, вдруг, открылась… школа… Угол здания был «срезан» и срез служил фасадом:
- Это… она?.. - негромко спросил я, и, почему-то, оробел.
- Она, - так же негромко ответили мне.
И оглядывая ее вспоминалось… «… с высоким крыльцом и чугунным узорчатым балконом.» и Костя, словно услышав мысли (а может я пробормотал в слух?) продолжил дальше, « …Перед крыльцом лежала маленькая площадь. Справа, от нижних улиц, к площади взбегали две лестницы со ступенями из ракушечника. Наверное здорово мчаться по этим лестницам, когда кончились уроки!..»
Над лестницами действительно росли большие деревья, все было как у Крапивина (Фатангел правильно расшифровал - это была именно та школа...), трап сбегавший вниз имел широкий парапет, с крутыми спусками и горизонтальными (над площадками) участками - бегать по таким могли бы только крапивинские сорвиголовы, оценив это, невольно зауважал ребят… А день уже невыносимо спекал, солнце плавило настроение - превращая энтузиазм в неостывшее желе.
Пиво ближайшего кабака, в тени деревьев (где Саша, отделившись от нас, успел назначить встречу и посидеть с друзьями, а так же по телефону пригласить нас) освежило, развязало языки и сгладило неровности общения близких по духу но почти незнакомых людей - компания-то сильно раздулась, подставляли дополнительно стол и стулья…) И через двадцать минут мы уже общались как близкие люди. Потом общей компанией решили искупаться, рванули к ЦУМу, а оттуда до Херсонеса рукой подать (точнее от пляжа видна только тыльная сторона, но это нам не мешало). Раздевшись залезли в воду (Костя остался на страже вещей - одних фотоаппаратов четыре штуки и шесть мобильников, я уж не говорю про деньги и вещи, я ему был очень благодарен). С воды все кажется ближе, что далеко и дальше, что оказывается близко - трудно правильно определить расстояние.
С Костей через день поспорили, по дороге со съемок, на тему определения на воде расстояний. Я здорово ошибся - проверили Костиным аппаратом (думал это будет дальнометр, оказалось обычный КПК с Картой, - против топографов не попрешь…)
И, вот, с воды мне все казалось как на ладони - пляж, бухта, Константиновский равелин, «зады» Херсонеса, а еще я знал, что за причалами должно быть видно отсюда Нахимовское училище (если мне правильно сказали). Параллельно с этими мыслями, мы, прекрасно беседовали с Сашей Поповичем о жизни плавая достаточно далеко от берега и уже довольно долго (никогда не знал, что так долго могу держаться на воде учитывая что у меня всегда тонут ноги и приходится ими постоянно работать как пропеллером). Саше наоборот все нипочем - он способен, наверное, часами находиться на глубине и не тонет, даже если абсолютно не двигается - он, словно стоит в ней. Я попробовал, тут же опустился по глаза, хлебнул воды, и решил - оно того не стоит…
Раздался тонкий звук мотора, детский смех, мы удивленно повернули головы. По воде быстро шел маленький игрушечный катер (первая мысль - уплывает от берега, поймать отдать ребенку…) за ним на полных «парах» мчался мужик, как линкор рассекая воду он почти догнал его (ну думаю молодец, догонит, спасет, отдаст). Не тут-то было - когда пловец уже занес над ним руку, катер резко изменил направление. Раздался новый взрыв детского смеха с берега, на него наложилось сдержанное похохатывание с разных сторон. Мужчина странно взвыл наподобие мотора и изменил направление (наверное по инерции, потому, как вдруг остановился, словно что-то осмысливая и обиженно поплыл в сторону). Веселье не умолкало, а в воде летели брызги во все стороны, мелькали руки, ноги - уже с десяток человек (под веселые подбадривания с берега) ловили маленькое суденышко, которое ловко ускользало от каждого. Словно дразня оно мчалось средь голов оставляя за собой пенный след, оживление - море было настоящее, а в масштабах моря любой корабль маленькая былинка - я вдруг понял, для меня катерок принадлежит морю, и следовательно он настоящий…
А с берега уже звали есть плов… Антон с Сашенькой, стоя около Кости с дымящимися тарелками махали нам руками.
Повернули к берегу (кораблик уже забрали, веселье утихло).
- Смотри! Морской конек! - вдруг оживился Фатангел.
Зацепившись за водоросль, конек неподвижно дрейфовал по течению.
- Мертвый? - спросил я.
- Не знаю, - ответил Саша, - потянулся рукой и достал из воды водоросль.
- Покажи, - попросил я и Саша протянул руку приглядываясь.
- Ой упал… лови его!!! Когда поднимал его - упал… - вдруг засуетился Саша и стал озираться по сторонам, вглядываясь в воду. Я тоже смотрел, искал и…
- Вот он! - радостно взвыл я, и оглянулся (не обратил ли, кто, на меня внимание - удивляясь столь детскому моему поведению), в следующую секунду я ловил его с азартом неменьшим, чем был у людей догонявших катерок… А «мертвая» рыба усиленно от меня уворачивалась, уплывала…
-Держи ее! - Восклицал Саша в азарте не меньше меня размахивая руками.
-Вот! - вдруг неожиданно для себя сказал я, и раскрыл ладонь.
- У- ух ты-ы, - вздохнул Саша и протянул ладонь, получил искомое и разглядывая, сказал ласково, - ма-а-аленькая…
- Он грелся в лучах солнышка, -догадался я, - а мы как кашалоты «охотники за планктоном».
На ладони у него слегка извиваясь и поблескивая глазами бусинами, лежало крохотное существо. Переливаясь на солнце оттенками зеленого оно завораживало глаза своей красотой.
- Где вы поймали это чудо, - заинтересовался Костя на берегу.
- Надо его сфотографировать, - тут же сообразил Фатангел.
- Дайте посмотреть, - подбежала Сашенька забыв впрочем о плове… Костя набирал большими руками пригоршню воды и поливал сверху конька, рыбка извивалась…
Сфотографировали, насмотрелись, отплыли от берега и отпустили… Морской конек, как настоящий, степной конь - гордо подняв голову, в вертикальном положении двигался подальше от таких беспокойных людей…
Плов оказался изумительным, заказав по порции сидели за столом и болтали наслаждаясь обществом друг-друга, солнца, моря СЕВАСТОПОЛЯ…
- Нам пора, - полуобняв Сашеньку, неожиданно известил нас Антон.
- Уже, все?!!! - запаниковал я - расставание придвинулось вплотную.
< > Продолжение будет под названием: «Севастополь (продолжение) - встреча крапивинистов.»
Также смотрите (параллельные) описания Фатангела с фотками и живыми комментариями (многое я описывать не стал - все здесь :
http://community.livejournal.com/krapivin_ru/473204.html#cutid1