Вначале они были просто Пустырями. Там царила тишина и звон травяных существ, и горячее солнце. Взрослым Они были не нужны…
Они начинались за окраинами безлюдных улиц с одноэтажными, старинными домами. Дома помнили Время. Молодых людей в матросских костюмах, леди белых платьях с бантиками и всякими рюшечками… и строгих, но добрых Дам, и загадочных мудрых стариков, которые были не то профессорами на пенсии, не то капитанами дальних плаваний, а может быть, просто волшебниками, которые в свободное время мастерили модели кораблей.
В домах были мезонины со скрипучими половицами - или, в крайнем случае, чердаки. Там жили Тайны.
Над Пустырями летели горячие ветры, а маленькие, озорные ветерки от нечего делать баловались с воздушными змеями.
Так проходила Вечность… пока маленький самолётик Лётчика не показался над горизонтом.
Что-то изменилось на свете. Сказка сделалась живой. Волшебство старинных улиц и травяных пустырей вдруг стало думающим и чувствующим существом, оно с любопытством и тёплотой следило за приключениями Алёшки, оно удивлённо и чуть-чуть растерянно впустило в себя огромный пароход Капитана, и шёпот мальчика: "Товарищи, это же Лётчик!" - изменил Пространство навсегда.
…Всё это происходило в какой-то особой Реальности. Может быть, в пространстве снов… Никому не удавалось соединить Пространства, и жили они, в общем-то, мирно.
Пока художник из "Детской Литературы" не создал картинку на тёмно-синей обложке книги. Там был древний Город, там были факелы, ночной, призрачный свет исходил оттуда, и звучали тревожные ноты Трубача…
Пространства ворвались в яркий, летний сон Серёжки, и явился на Пустыри Дэни с Братиком, а Реальность недовольно встрепенулась, обернувшись гротескным чудовищем-Змеем… но она пока ещё не восприняла всерьёз эту троицу - что они могли сделать? Что могла сделать тоненькая верёвочка…
…Тем временем на Пустырях продолжалась странная жизнь. Ржавые Ведьмы сотворили тополиную рубашку, и многоэтажные сны дотянулись до Луны, а её серебристые лучи отворили двери в ночные сказки, с танцами Ведьм и полётами, уже по-настоящему свободными…
…Никто не разбился.
Будем думать, что так.
Но Пустыри изменились. В них появилась глубина и многоэтажность. Они обрели границы и установили кордоны. Пустыри готовились к защите, туда пришли люди, там появились города, но между городами и Реальностью пришлось поместить карантинную зону, безлюдную, загадочную, неподвластную понятным законам - чтобы сбить с толку, запутать, повернуть вспять агрессию ОЗМа. Ибо у Пустырей пока ещё не было достаточно сил и умения бороться с сумасшедшим человечеством в прямом противостоянии.
Ведьмы и Чуки, Шкыдлы и Скворечники, гномы… все эти существа, совершенно неприспособленные жить в лязгающем ОЗМе, ушли в Пустыри. Ушли туда и те, кого Пустыри не смогли оживить по-настоящему, кто стал "сомбро".
В глубине Пустырей-Пространств, в центральных областях безраздельно владычествует Сказка. Там расположились Астралия и Ветрогорск, в океане дрейфуют материки на китах и черепахах, высоко на подлунных скалах лежит Заоблачный город…
Ближе к Границам растут молодые города. Они поглощают разрушенные секретные заводы, люди из ОЗМа уходят в приграничные территории. Как первые поселенцы в заокеанском Новом Свете они обживают новый мир, переписывая законы с чистого листа.
В мире Пустырей понятия Кристалла чуточку трансформировались. Вместо Искорок здесь Гироскопы, Пограничников-койво и Хранителей заменили Сомбро. Модифицировался и механизм отмены Смерти: звёздно-галактические трансформации не нужны, ибо Пустырям присуща некая высшая форма ноосферы. Сознание человека не исчезает бесследно после гибели тела, и может быть восстановлено (undelete).
Я смеюсь? Да ничуточки! Если взять какую-нибудь одну повесть позднего Крапивина, одну из тех, которые так любят пинать поклонники КлассическогоКрапивина, то можно, конечно, постебаться над однотипными старушками и старичками с их "сударями"…
Но если взглянуть на ВСЁ пространство… на всё, что сделано Крапивиным в Мире Безлюдных Пространств, мне видно:
Сработал переход "качественного - количественного - качественного". Чудесные первые сказки о Пространствах-Пустырях были столь прекрасны, что породили продолжения - не прямые продолжения-сериалы, а медленно развивающиеся очаги новых идей. Если не биться в истерике от самоповторов (а самоповторы далеко не всегда есть признак регресса, это может быть фаза накопления, если же говорить о писательском мастерстве - то Нобелевского лауреата Бунина только ленивый не уличал в самоповторах), можно почувствовать скрытую силу Пространств. Они готовы к новому качественному скачку. Сумеет ли сам Крапивин совершить этот рывок - или Пустыри зациклятся на века, как это случилось с великим творением Баума - Страной Оз?
Не оставляйте эту тему, Владислав Петрович! Пожалуйста!