Попался я в ловушку, люди добрые, и не знаю, как из неё выбраться… Начну так. Удивился ужасно, обнаружив, что многие в Голубятне не читали "Лётчика…". Ну невероятно это мне! Люди, это же самая пронзительно-светлая сказка Крапивина. Нельзя её не читать! Самая сказочная она. Чудеса там самые волшебные - но нету ещё игривости, присущей представлениям на детских утренниках… нет, я очень люблю и "Чоки-чок" и "Мальчик девочку искал"… И всё же… всё же, люди, Лётчик - это ТАКАЯ сказка… Она самая настоящая! Конечно, и "Ковёр-самолёт", да, но… Как это сказать-то… В "Ковре-самолёте" сказка просто осторожненько просовывает свой носик в обыкновенную жизнь. В "Ковре-самолёте" главное - всё-таки приключения. А "Лётчик…" Ребята, эта книга - Сказка! Она там врывается, переворачивает всё, всё делает сказкой. Помните, Владислав Петрович в одном из воспоминаний говорил, что ему особенно дороги слова Стругацкого: "странному сказочнику…"
Из Лётчика начинаются Дорога и Пространства. Там Антошка Топольков впервые, не замечая законов физики и границ сопредельных пространств, прилетает через реальность. Там впервые появляется тот Город, город Ветров и Моря, город, где никогда не обидят другого, взрослых, не забывших, что такое Мечта. Город Ветрогорск.
Не знаю… может, всё дело в том, что "Лётчик" был первой книгой Крапивина, которую я прочитал? Может, дело в той магии, когда я, девятилетний, держал в руках потрёпанную книжку - и волшебство текло в меня уже с обложки! Кажется, там были иллюстрации Медведева…
Потом были "Ковёр-самолёт" и "Журавлёнок", и "Мальчик со шпагой". Волшебство продолжалось, но оно уже вошло в меня с "Лётчиком"… и ничего особенного не происходило, пока я не нашёл в библиотеке нетолстую тёмно-синюю книжку с мрачным городом на обложке.
Я прочитал трилогию и вначале не понял, что это - всё. Что не пойду я уже на компромисс с обыденностью, и не будет конца моей Дороге...
Всё, что есть во мне ОТТУДА - принёсла на крыльях "Стрекозка", а дальше - были тропинки в лунной траве и странные улицы приснившегося Города.
Мои сказки не очень-то похожи на сказки Мастера. Вмешался позже другой Творец, появились эльфы и всякая доморощенная философия… Но всё это ерунда, люди! Я всё это отдам, не сомневаясь… помните, как всадник Понтийский… чтобы выйти однажды на Лунную Дорогу и начать Разговор.
Но трусость… главнейший порок…