May 14, 2007 19:13
Давно хотел затронуть эту тему. Как ваше отношение к жанру аниме? Представляете ли вы какие-нибудь произведения Владислава Петровича, экранизованные в этом жанре?
Може быть, это мои персональные видения, но мне кажется, существует некая незримая связь между аниме и его книгами. Это трудно объяснить, а можно только понять и почувствовать на уровне какого-то образного строя, невидимой ауры, "крапивинского духа", мировоззрения, настроения... Но я все же попытаюсь сформулировать то, что поддается формулировке.
(Сразу оговариваюсь: аниме бывает очень разное, как небо и земля. И я конечно же не
покемонов имею в виду)
В-первых, конечно же общая романтическая атмосфера, романтическое, в чем-то возвышенное восприятие мира.
Далее, как ни странно, аудитория. Кинги ВПК читают больше взрослые, чем сверстники его героев, трудно отрицать, что Крапивин пишет о детях, но не совсем для детей. Скорее, для взрослых, не забывших детство (в хорошем смысле:)). Но именно на такую аудиторию рассчитано и большинство произведений аниме.
Наконец, важная вещь, которую я бы назвал "апологией детства", что вполне логично вытекает из предыдущего. Герой ВПК не просто ребенок со своим миром, но и носитель некоего морального качества, порой очень высокого и (это даже подчеркивается) недостижимого для беспринципного и прагматичного мира взрослых, в чем-то даже немного мессия :). Внутреняя чистота и неиспорченность детского героя, его непривязанность к житейским благам, ради которых взрослые поступились бы многим, неподвластность взрослым страхам, которые они еще не успели приобрести, делает их ностелями некоего Послания, Идеи, адресованной взрослому миру. Это же настроение легко прослеживается в аниме. Здесь, как и у Крапивина, дети зачастую оказываются в ситуациях, требующих от них очень недетских поступков. Вырванные из привычного мира и брошенные в центр немыслимых, фантастических событий, будучи детьми, герои вынуждены брать на себя груз недетской ответственности за чужие судьбы, принимать взрослые решения. Тема Возмужания (почти инициации) проходит красной нитью как через многие аниме-фильмы, так и книги Крапивина. И здесь и там герои встают перед необходимостью преодолеть собственные страхи, какие порой опаснее любого врага, а действуя в общей команде - познают надежность плеча товарища и соратника. Причем последнее - особенно популярный мотив в аниме, и даже называется особым термином.
Больше того, существует аниме-сериал уже откровенно "крапивинский" по духу, хотя это наверное опять мои персональные ассоциации. Но ощущение крапивинского появилось сразу же, как только я увидел даже не сам фильм, а только кадры из него. Возможно, кто-то из вас скажет то же, когда увидит, но это чуть позже, про эту вещь будет отдельный разговор, а пока я хочу услышать ваше мнение.
Аниме и Крапивин,
размышления