Сегодня я почти случайно нашел интервью Командора, которое вы, возможно, раньше не читали. Оно опубликовано в
"Пионерской правде" за 2003-й год.
Я читал с удовольствием. Тем более, в интервью уделено много внимания Островам и капитанам", которые как раз дочитал.
Вот, делюсь с Вами:
-------------------
Комсомол - моя молодость. Другой у меня не было. Я вступал в комсомол искренне, понимал, что делаю шаг в какие-то активные ряды.
Я вспоминаю студенческие годы, как мы ездили с комсомольским отрядом на целину, как работали там вполне добровольно, потому что стране действительно нужен был хлеб. И когда говорят, что страна надеялась на комсомол, мы считаем, что это адресовано именно нам. В нашей причастности к комсомолу не было ни политической конъюнктуры, ни официальной приверженности к лозунгам КПСС. Мы считали, что это наша молодёжная организация. А если где-то высоко сидят молодые чиновники, которые делают в комсомоле карьеру, то мы считали, что не они определяют лицо комсомола.
Я до сих пор горжусь литературной премией Ленинского комсомола и никогда не пытаюсь от неё открещиваться.
Своих ровесников - бывших комсомольцев - я поздравляю с годовщиной этой организации.
Владислав КРАПИВИН.
14 сентября исполнилось 65 лет известному и любимому многими читателями писателю Владиславу Петровичу Крапивину. Ещё бы не любить! Ведь в его книгах благородные, самоотверженные герои, ровесники юного читателя, борются за справедливость и побеждают, умеют дружить по-настоящему.
Захватывающие дух приключения и одновременно пронзительная нежность... Писатель любит детей, понимает их тревоги, горести, радости. "Мальчик со шпагой", "Трое с площади Карронад", "Оруженосец Кашка", "Мушкетёр и фея"... В собрании сочинений есть что почитать. Некоторые повести печатались и в "Пионерской правде".
Владислав Петрович - лауреат премии Ленинского комсомола. Почётный гражданин Екатеринбурга. Создатель, командор разновозрастного отряда "Каравелла". Недавно получил премию и золотую медаль имени Николая Кузнецова за новый роман-трилогию "Острова и капитаны".
- Как возник замысел романа?
На этот и другие вопросы Ларисы КРАПИВИНОЙ писатель ответил так:
- Я заинтересовался экспедицией Крузенштерна в детстве, когда учился в четвёртом классе. Однажды мама подарила мне книжку "Русские кругосветные мореплаватели". Это автобиографическое событие описано в начале романа, так что абсолютно достоверный исторический факт. Что же касается более глубокой исторической информации, то я всегда интересовался флотом, его историей. В конце семидесятых годов XX века мне посчастливилось в Москве купить трёхтомник Крузенштерна и книгу Ф. Шемелина, который тоже был участником плавания. И когда я начал их штудировать, то узнал много новых фактов, о которых не упоминается в многочисленной литературе об экспедиции. В библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде я изучал дневники участников похода.
Постепенно, то окунаясь в свои собственные детские воспоминания, то мысленно переносясь на палубу кораблей Крузенштерна, работу над романом продолжал. Мне помогли поездки в город Севастополь, встречи с моряками на паруснике "Крузенштерн". Работа над романом шла три года. Герои, которые объединили несколько веков и поколений, очень мне близки и дороги.
- Могут ли их взять в товарищи современные девчонки и мальчишки?
- Разумеется, ведь этот роман о русских людях, которые с честью выполняют свой долг не только перед Родиной, но и честными своими делами перед собственными наследниками.
- Почему появилось желание создавать отряд? "Каравеллу"?
- Жизнь к этому подвела. Я не собирался создавать отряд. Он создавался сам, постепенно. Ребята привыкли. Трудно было их от себя оттолкнуть, надо было чем-то полезным с ними заниматься. Сама по себе обстановка, образ жизни, лесные походы, спортивные соревнования выдвигали требования элементарной дисциплины, потому что отвечаешь за человека, который рядом.
- Ну а если не отряд, то что это было?
- Это была изначально компания ребят. Честно говоря, довольно дремучие личности в моральном плане. Они были достаточно агрессивны даже в играх. Мне, например, стоило большого труда отучить их от привычки во время игры нападать сзади и валить человека на землю. Приходилось просто перестраивать мировоззрение. Потом со временем, когда вся эта компания действительно превратилась в отряд, то стало значительно легче.
- Командор, с 60-х годов ты незаметно помогал ребятам приобрести социальный опыт независимого существования в обществе?
- Да, конечно, только не существования, а интересной наполненной событиями жизни. Потому что именно в детстве закладывается фундамент личности. Если у человека радости, интереса, какого-то вдохновения не было, эти люди (потом во взрослой жизни) являются в какой-то степени ущербными. Мне всегда кажется обкраденным судьбой тот человек, который говорит: "Ой, я не помню своего детства. Мне нечего вспомнить, оно было неинтересным, скучным, меня там только обижали и унижали". Значит, у него украли очень важную часть жизни. Причём подрезали крылья на старте. Как же он теперь-то сможет летать?
- О роли "разновозрастности"?
- Я могу сказать, роль велика! Ибо любой коллектив - это в какой-то степени слепок общества. А общество всегда разновозрастно. Поэтому учить ребят каким-то другим отношениям в принципе неправильно. Элементарно то, что старшие должны заботиться о младших, быть им добрыми друзьями, не унижать, не понукать. Именно понимать свою миссию старшего. А младшие тогда начинают видеть в них защитников - больших и добрых людей. Не бояться их, а именно стремиться стать похожими на них.
В то же время разновозрастный коллектив даёт возможность научиться общаться наравне независимо от возраста. И когда все ребята участвуют в делах все на равных, тогда и появляется чувство общности, товарищества...
- Так что же всё-таки такое "Каравелла"?
- Наверное, это было стремление показать обществу, что ребята могут быть в коллективе равными, нормально относящимися друг к другу, без агрессии, которая царит и сегодня в классах и дворах... Что они могут быть хорошими товарищами, умеющими опираться друг на друга, помогающими друг другу, что они могут быть объединены каким-то общим делом и принесут пользу своей семье, стране.