-*-
Во-первых, в комментариях к предыдущему посту затронули тему существования города Северо-Подольск.
Вопрос, на первых взгляд, не принципиальный, но таково свойство этих названий у Крапивина, от них веет чем-то одновременно и дальним, и очень знакомым, почти родным. Древним - и близким. Городки эти удивительно живые, особенно "городок северный" из "Ковра-Самолёта", по нему я уже делал маленькое "исследование". Как и Северо-Подольск. Кажется, эти два городка даже больше настоящие, чем те, что есть на карте. Больше даже, чем Тюмень или Севастополь, да простят меня их "фанаты", но да - эти два городка кажутся мне более реальными, чем любые другие, настоящие, из книг Крапивина.
Сам по себе этот странный эффект требует внимания. Почему такое случается? Может быть, это только моё восприятие, потому что ни Тюмени, ни Севастополя я не видел, а "Ковёр-самолёт" читал в "Пионере", дышал этими тёплыми страницами, тёплыми, летними иллюстрациями на желтоватой бумаге, впитывал их реальность, и она стала значить для меня больше, как, бывает, сон значит больше, чем самая отчётливая явь.
Потому что эти города создавали меня, мой мир, а значит, они имеют приоритет реальности выше, и приоритет этот ничем не победить…
Но вернёмся к загадке Северо-Подольска. Я не планировал её ворошить "в таком вот аксепте", но мне "подкинули" материал, раздразнили, не виноватый я…
Френд Huandi раскопал (уж не знаю, как - у меня лично с налёту не получилось) два упоминания о Северо-Подольске:
https://krapivin-ru.livejournal.com/1138581.html?thread=19379861#t19379861 Вообще же, Гуглом и Яндексом "Северо-Подольск" не находится (ну, на первых страницах результатов), в списке населённых пунктов на Вики я тоже его не нахожу. Однако, вот, выходит, что в разных документах это название нет-нет, да и мелькает. Один С-П - это что-то в районе Украины, где река Прут, и время Великой Отечественной, 1941 год. Второй - Урал. Я даже залез в Топокарты, хотя и помню, что сам Крапивин признавался в книге, что совершенно не помнит, есть ли на свете такой городок.
Конечно, это название ему приснилось. При этом с равной вероятностью оно могло быть где-то услышано, а потом попало в сон, а могло и быть порождением сна, никак не коррелируя с тем фактом, что на свете на самом деле был такой город - просто потому, что название такое… живое… если бы его не было, его стоило бы придумать… увидеть во сне.
То есть, повторяю, вот этот "поиск" - он, если подходить к делу рационально, вообще не имеет смысла. Города, в название которых входит "Подольск" находятся от Украины, в районе того же Прута (там их масса, главный из которых - Каменец-Подольский) - до Урала или дальше. Но меня приворожили эти странные, неуловимые "следы": в старых документах Северо-Подольск упоминается - как минимум два разных пункта, а на картах и списках - нет.
Больше того, Гугл мне на запрос даже выдал, что один из результатов поиска "Северо-Подольск" удалён по какому-то требованию…
Представляете, какую можно развести конспирологию? Значит, был в нашем мире такой город, был, но исчез… Может быть, конечно, я недостаточно тщательно просматривал карты - там, к востоку от Прута плотность населённых пунктов ужас как высока. Может быть, его переименовали после войны. Но всё это скучные и неинтересные варианты… Тем более, что и сам Крапивин эту идею - "блуждающих" из реальности в реальность городов - любил и использовал не раз. На эту тему можно было бы даже и рассказ написать - о том, как ищут следы потерявшегося города, в архивах, картах, Интернете ("Информатории")…
И не такое уж это бессмысленное дело. Не меньше, чем отыскать дорогу в Ветрогорск. Другой вопрос, что делать это нужно… ну, скажем так, не из праздного любопытства. Таково свойство этой тайны: Зелёный билет продают только тому, кому это действительно нужно и кто это заслужил.
-----------------
Второй момент. Я тут начал впервые за много-много лет перечитывать Стругацких. По этому поводу можно было бы многое написать, но не здесь, не сейчас. Сейчас мне хочется заметить, насколько всё-таки, оказывается, поразительна эта связь: АБС и ВПК!
Я раньше этого не замечал, не осознавал, не видел, как она сильна! Такое ощущение даже, что - эти три писателя - создавали свои книги в какой-то особой "связке". Если бы я был совсем уж глупым человеком, я бы попытался учитывать, что АБС писали раньше. Однако, очевидно (это тема отдельного разговора, и мне не хочется сейчас отвлекаться и тратить силы на фигню, потому что кто этого сам не поймёт, тот не способен понимать и книги Крапивина вообще), что "использование" идей тут вообще не при делах. Это особого рода связь, где нет приоритетов, но есть дополняющие сферы. Крапивин распространил то, что делали Стругацкие, на совершенно иные области. Как Стругацкие использовали идеи более ранних философов, или как смешно было бы упрекать их в том, что они, мол, использовали мотивы из Булгакова в "Отягощённых злом", например.
Я даже не знаю, использовал ли Крапивин какие-то идеи Стругацких - или это было в воздухе, в небесах, траве, воде… Кроме того, я довольно слабо знаю советскую фантастику вообще: насколько всё это было в ней растворено… То есть, дело совершенно не в этом, не в приоритетах и хронологиях. Как понять, появилась бы "Голубятня" без вот той абсолютно, запредельно гениальной повести АБС "За миллиард лет до конца света"? Да никак уже не понять этого, и это не важно. Книги эти из абсолютно разных пространств, и вместе с тем - связь между ними - такая плотная, что кажется, будто там даже не нити какие-то отдельные, которые можно отследить и распутать - а всё спаялось намертво, эти две разные истории об одном и том же, случившиеся в абсолютно разных мирах и абсолютно разных точках приложения сил…
А вслушайтесь, например, вот в эту цитату (замечу, что "ОЗ" был написан лет на пять позже "Журавлёнка", но не станем же мы думать, будто теперь уже АБС подсмотрели мысли Крапивина…):
"И я тогда сказал ему: «Молчите и слушайте!») Может быть, вы вообразили себе, что ваши комплименты и все ваши красивые слова что-нибудь для него значат? Да не нужны ему ни ваши комплименты, ни ваши фальшивые похвалы. Ему нужна была ваша поддержка!..
И ещё что-то в этом роде, совсем не помню. А помню, как он прервал меня и спросил с искренним удивлением: «Так ты что же - веришь во все эти его фантазии?» «Нет, - сказал я честно. - К сожалению, нет. Умишка у меня не хватает в это поверить. Но я одно знаю: пусть это фантазии, пусть это он даже ошибается, но его ошибка в сто раз грандиознее и выше, чем все ваши правильные решения. И в сто раз нужнее всем нам».
Они обошли меня с двух сторон и стали спускаться по лестнице, а я говорил им вслед. А может быть, и не говорил, может быть, только думал. Вы сейчас послали его на крест. Вы замарали свою совесть на всю свою оставшуюся жизнь. Наступит время, и вы волосы будете на себе рвать, вспоминая этот день, - как вы оставили его одного в кабинете, раздавленного и одинокого, а сами нырнули в эту толпу, где все вам подхалимски улыбаются и молодцевато отдают честь…"
…Я нарочно сделал цитату чуть более громоздкой, и возможно вы не сразу увидите ту фразу… На всякий случай выделю её особо, ещё раз:
"…Но я одно знаю: пусть это фантазии, пусть это он даже ошибается, но его ошибка в сто раз грандиознее и выше, чем все ваши правильные решения. И в сто раз нужнее всем нам".
Это… немного не о том, что пишет Журкин дедушка в Письме. То есть, о том, но с другого ракурса, что ли…
Я привожу её для того, чтобы показать, что и "Голубятня" в каком-то смысле - это "За миллиард лет…" - но немного не о том и с другого ракурса. Опять же - "Голубятня" - во много раз шире повести Стругацких, она затрагивает на порядок большее количество тем. А противостояние Человека и "гомеостатического мироздания" там - лишь "одна из". И эти шедевры нельзя противопоставлять и сравнивать, потому что они принципиально важны для нас в качестве дополняющих друг друга элементов. Хотя бы потому, что гениальная повесть АБС просто должна была рано или поздно откликнуться в чём-то бОльшем (по охвату, хотя бы) - чтобы мы могли увидеть, как это может происходить, когда Человек начинает бороться с "Тёмной Материей" вселенной уже не в камерном мире одного отдельно взятого дома, отдельно взятой судьбы - а в масштабах полновесной эпопеи.
Кто-то может сказать: а нужно ли было рассказывать историю Тика, например, если она, в каком-то смысле, умещается в короткую фразу АБС: "у меня - Бобка"? Ну, это всё равно как спрашивать, нужно ли делать скульптуру, ведь художник уже нарисовал, какой она должна быть, на бумаге…
Перекличек и обратных связей там много, я даже не ожидал. И это, знаете, радость: видеть эти связи. Они делают богаче, как ни удивительно, не только книги Крапивина, но и книги АБС. Находить развитие каких-то моментов (повторяю, не обязательно, что они прочитаны, они могли возникнуть независимо, это неважно) - это наблюдать, как живут и вырастают миры.