Не первый раз читаю у людей опытных, уважаемых мною читателей и писателей, что приём "от первого лица" как бы несколько снижает литературное качество книги (ну, я тут коряво выражаюсь, может быть, следует говорить о злоупотреблении этим приёмом, но всё равно - кому-то это первое лицо уже просто надоело, у кого-то профессиональное неприятие...)
(
лицо имеет значение? )
Comments 17
А вот как для писателя - иногда от первого лица писать сложнее, чем от третьего. Больше риск сфальшивить в психологии, в интонации. Особенно если пишешь героя-ребёнка. Говоря о нём "я", вольно-невольно проецируешь его на себя самого, в нынешнем возрасте. Это преодолимо, но требует дополнительных усилий.
Reply
Reply
Reply
Может, у меня дурной вкус - но мне чаще нравятся вещи от первого лица - при прочих равных.
Reply
"В ночь большого прилива"
"Тополиная рубашка"
"Дети синего фламинго"
Это вот вообще - бесспорно любимые. Те, в которых отождествляешь себя и с рассказчиком, и с автором. И в этом абсолютная магия. Видимо, когда повествование идёт от первого лица... мудрый и всезнающий бог-автор становится собрат-сообщником :) И это вообще волшебно.
Reply
...Кстати, у меня от твоей рыбы уже голова кружится! Останови её немедленно!.. И вообще - у кота где-то там сзади должна быть такая дырочка...
*зажевав хрустящую, поджаристую печеньку* Да-да, всё безусловно так и есть!
Reply
Те книги, где главный герой явно камео ВПК ("Лоцман", "В ночь большого прилива", "Синий треугольник") я бы выделил в отдельную категорию - иною, чем повествование от первого лица "обычного" персонажа. В них это не просто выбранная форма, а требование, идущее от основной структуры текста.
А вот насчет "снижения литературного качества", я бы сказал иначе - повествование от первого лица это сложный инструмент, и далеко не каждый с ним может хорошо справиться. Как это делает Владислав Петрович - мастерски, разумеется. Не снижая качества.
Reply
И что у Крапивина качество тут не снижается - тоже.
Хотя, мне всё равно кажется, что выдержать текст от первого лица - всё же не такая сложная задача. И с нею справлялись не так уж мало писателей. Поэтому мне не очень понятно, почему на это ругаются. Мне кажется, что те вещи, что запороли "от первого лица" - были бы не хороши и от третьего. Разве что там это было бы не так заметно... Но тогда оно и к лучшему...
Reply
Плюс ко всему, обычно говорят про произведения, целиком написанные от первого лица, и про возникающие при этом проблемы построения сюжета. А у ВПК это обычно только одна из повествовательных линий, поэтому он легко избегает проблем.
Reply
Если текст хорош - никакой разницы.
В крапивинском списке - как одни из самых любимых вещей его, так и чуть ли не единственная, которая оказалась для меня скучна (именно скучна, ничто другое, даже если не нравилось, скучным не было) - "ПРохождение Венеры". Там, к слову, ГГ взрослый, если мне память не изменяет, а перечитывать не хотелось.
Так что для меня лицо изложения вообще - и у Крапивина в частности - никакой роди не играет.
Reply
Leave a comment