Томский этнофорум-2013 - краткий отчёт участников из Новосибирска (ансамбль "Полынь")

Sep 10, 2013 09:34

Оригинал взят у xommep в Томский этнофорум-2013 - краткий отчёт
Вернулись из Томска с уже второго Этнофорума. Попробую тут накорябать кратенький отчёт - хотя кратко у меня наверняка не получится.

Осторожно, много фоток! Выкладываю исключительно не обработанные фоточки-превьюшки JPG. Есть и raw-исходники, кому надо - обращайтесь.

В прошлом году уже побывали на Первом Этнофоруме - в этом году он получился другим, но всё так же непохожим на ставшие уже классикой фольклорные фестивали. Всё так же на нём были "звёздные" коллективы и личности, всё так же упор делается на молодёжь и пропаганду народной культуры необычными методами. Покажу, что там было.


6 сентября, первый день фестиваля
Вообще-то начался Этнофорум с раннего утра 6 сентября ТВ-эфиром и лекцией Игоря Горева в одном из ВУЗов; но для большинства участников первым мероприятием стала встреча с организаторами, перешедшая в выезд на первое всеобщее мероприятие фестиваля:



Перед выездом из лагеря "Энергетик" - базы фестиваля.
В кадре "Родичи" (Новосибирск), "Поселенцы" (Екатеринбург), "Живая старина" (Красноярск) и С.А.Глебушкин (Москва).

У автобусов впервые удалось пообщаться с Сергеем Глебушкиным, которого я поначалу принял за организатора или вовсе шофёра :)) - хотя это известная в стране личность, собиратель народного костюма и вообще; о нём я ещё не раз упомяну.

Затем случилось, на мой взгляд, самое важное событие Этнофорума - хотя и не самое зрелищное - "Беседы о русской традиции"; лекции экспертов Этнофорума для студентов ВУЗов города. Почему важное - потому что удалось донести до большого количества молодёжи слово о народной традиции, причём не в виде занудной лекции, но с погружением и общением с переносчиками традиции:



"Выступаем" в Томском Педе совместно с "Живой Стариной" (Красноярск); лекцию ведёт Н.А.Тарасевич (Новосибирск)

Удивительно, что молодёжи больше понравились подростковые игры типа догоняшек, нежели молодёжные "поцелуйные" игры - про это как-нибудь потом ещё разверну тему. Народу была полная аудитория - пустые места на фото образовались из-за перехода лекции в вечорку, часть народа вышла "на сцену".

После "лекций" фестиваль собрался в научной библиотеке, где для участников было проведено крайне необычное мероприятие - ролевая игра на историческую тему. К фольклору оно имело крайне опосредованое отношение, но, как я уже упоминал, на Этнофоруме нигде не написано, что это стандартный фольклорный фестиваль. :)



Иван Тодоров (Новосибирск) - "Солдат" - спорит с "младшим инженером" из "Поселенцев" (Екатеринбург);
ведущий игры намекает на необходимость соблюдения временных рамок



Один из самых убедительных персонажей - "золотопромышленник" (Вячеслав Печняк, Екатеринбург). :)

Вкратце - через ролевую игру происходит погружение участников (и зрителей) в реалии выбранного времени. В ходе данной конкретной игры обыгрывалось ключевое для Томская событие - прокладка Транссибирской Магистрали, которая в итоге прошла мимо города и дала мощнейший бонус в развитии "конкурентам", которых в обсуждаемое время и на карте-то было не найти. Через в некотором плане театральное действие участники и зрители ощутили причастность к этому событию - пусть и малой его части. Надо сказать, что и смотреть на происходящее было достаточно интересно, как спектакль - хотя реплики никто не учил, шёл чистый импровиз, причём ведущий игры практически не вмешивался в процесс. В деле популяризации народной культуры данная конкретная игра на первый взгляд практически бесполезна - ввиду отсутствия зрителей; но в принципе все участники фестиваля, надеюсь, могут применить приёмы из увиденного процесса для донесения традиционного материала в своей повседневной жизни.

Затем фестиваль отправился на городской праздник о любви "Неразлучники":



"Живая Старина" во главе фестивальной процессии на пр. Ленина



На Воскресенскую гору идут участники ансамблей "Васильев Вечер" (Томск), "Живая старина" (Красноярск), "Станица" (Волгоград) и "Соборяне" (Омск). Я не специально, так само получилось

На горе, как и в прошлом году, устраивали свадебный обряд, уже в существенно сокращённом виде, но всё так же с реальными молодожёнами и всё такое.



Сборная солянка коллективов на "Неразлучниках"

Впервые подвела погода - посреди свадьбы полил хороший дождик; а нетрудно догадаться, что в Сибири - даже Западной и южной - в сентябре уже не совсем лето, и дождик это не только мокро, но и холодно. На время обряд прервался и участники забились под крышу рядом стоящей башенки:






Не лучшее качество фото, но что уж есть - песнопения под крышей удалось заснять только так.



Всё это время топились настоящие самовары - можно было выпить чайку



Жениха с невестой почему-то мне зафиксировать почти не удалось - вот, пожалуй, лучшее фото;
после выкупа места возле невесты в исполнении "Соборян" и "Венца".

Следующим мероприятием Этнофорума стал концерт ансамбля "Станица" из Волгограда в органном зале Томской Филармонии (в прошлом году тут происходила "Битва Гармонистов".



"Станица"



Юрий Щербаков с женой

Затем фестиваль переместился в уже знакомых нам цэх ТЭМЗа на "Этнолофт". В этом году он изменил формат и вместо выступлений коллективов превратился в вечорку в этно-стиле. В целом получилось ещё более массово, но почувствовали ли присутствующие, что они прикоснулись к чему-то традиционному - лично у меня осталось в виде вопроса.



За полчаса до начала - зрителей ещё нет, но почувствовать масштаб помещения уже можно.



Многослойные хороводы в начале Этнолофта



Хороводы под "Васильев вечер" и современную инструментовку



Поцелуйные игры



"Хедлайнеры" фестиваля и один из самых больших его вопросов - питерская команда "Отава Ё"

Много тут писать не буду, лучше посмотреть видео:

После Этнолофта остались разнообразные неформалки - посиделки, вечорки, что угодно кроме сна. :)))
7 сентября, второй день фестиваля

Второй день начался с конференции "Традиционная культура и актуальные формы патриотического воспитания в современной городской среде", на которой обсуждались достаточно интересные вопросы - после докладов экспертов из зала задавались вопросы; в общем-то, было интересно, хотя и местами спорно. :)



Конференция

К сожалению, послушать всех специалистов не удалось - нам пришлось удирать на запись на радио "Благовест". После записи в темпе вальса метнулись обратно в расположение фестиваля, которое переместилось в... ЦУМ, что в самом центре города. Там уже вовсю происходил показ этно-моды "ЭтноFashion"; первую и имхо самую интересную часть которого занимал показ коллекции С. Глебушкина, на которую мы опоздали и  почти всё пропустили:





Сергей Глебушкин показывает часть своей коллекции - традиционные народные костюмы 19-го века.



В перерыве между показами мы показали старинные забайкальские костюмы. Фото не моё. :))



Показ современных реплик старинных костюмов



Современная мода в этно-стиле.
Уж на что я не разбираюсь в одежонке, но и для меня контраст налицо

Затем фестиваль выдвинулся на вручение национальной этнопремии "Высокая крапива". Мероприятие было совершенно не-фольклорное, необычное для фестивалей, жаль только - камерное, практически без зрителей (хотя мы какое-то число привели :)):



Ведущий церемонии жжёт напалмом



Сергей Глебушкин объявляет победителя одной из номинаций премии



Лауреаты премии "Высокая крапива" - правда, не все

После награждения премией фестиваль двинулся на мероприятие "Гуляй нога" - московское прочтение вечорки на набережной Томи:



Движемся на "Гуляй ногу".



Основная масса участников фестиваля приближается к месту вечорки



Вечорка начинается



В пол-десятого ночера вечорка всё ещё продолжалась

И если вы думаете, что многочасовая вечорка как-то уменьшила запал фольклористов, то разочарую я вас до невозможности. До 3:40  ночи в лагере продолжалось совершенно фееричное мероприятие - скрипичная вечорка, в которой вместо привычных слуху гармошки или балалайки использовались исключительно скрипки. Причём это, конечно, было вне всяких программ - просто так захотелось. Надо сказать, что скрипка - хоть и редкий, но всё же вполне народный инструмент - лично видел самодельную скрипку в забайкальском музее.





Весь вечер на арене выступали скрипач из "Отавы Ё" и Дмитрий Парамонов

Особо хочется отметить, что на этой имповизированной вечорке практически до самого конца присутствовали почти все мэтры фестиваля - С. Старостин, С. Глебушкин, Юрий Щербаков, М.А.Жигунова, и наверняка ещё кого-то забыл. При всём моём неоднозначном отношении к вечоркам - эта явно была уникальна.

Третий день фестиваля, 8 сентября

Третий день фестиваля начался со строительства часовни в сквере у Богоявленского собора. Каюсь - данное мероприятие мы практически полностью пропустили - отходили от вчерашних гуляний. Поэтому фоточки прикладываю уже с самого завершения:





Строительство часовни Петра и Февронии

Следующим фестивальным мероприятием стал уже привычный пеший поход по Томску - в прошлом году это была свадьба, в этом - рекрутский обряд.



Казак из "Станицы" (Волгоград) и С. Глебушкин (Москва) на улице Дзержинского (бывш. Преображенская)



Степан из Екатеринбурга - своего рода визитная карточка похода :)



Дом с жар-птицами, у которого забирали одного из рекрутов



Благословление посажённых родителей (Ю.Щербаков и Т.Рублёва).
"Рекрут" - вполне реальный призывник.



Посажённые отец с матерью ведут рекрута спиной вперёд через строй "односельчан", которые его одаривают чем могут



Детский сад в конце процессии - некоторые участники приехали в Томск с детьми; кое-кому не исполнилось ещё и года



Русско-немецкий дом



В Буфф-саду



На проспекте Ленина (бывш. ул. Университетская)

На Новособорной площади поход по Томску завершился и начался концерт "Живая традиция", где в кои-то веки удалось посмотреть на практически всех участников фестиваля в рамках одного мероприятия. И то часть народу уехала готовиться к закрытию фестиваля.



Мы на "Живой традиции" (фото В.Печняка)



Попробовали параллельно концерту завести вечорку - не вышло, грунт не тот

И вот уже пришёл черёд, настал пора завершать Этнофорум - выдвигаться на "Этномикс", финальный концерт фестиваля, который проходил в этно-стиле - то есть был там и чистый фольклор, но были и категорически не-фольклорные композиции в исполнении далёких от народной музыки музыкантов. К сожалению, в зале и на сцене было темно, и по большей части фоточки оттуда у меня не получились.



"Венец" под минусовку гр. "Иволга" исполняет песню, а тёмные фигуры справа во тьме водят хоровод



Игорь Горев (руководитель "Живой старины", Красноярск) исполнил этно-кавер традиционной песни, чем нас сильно впечатлил :)



Кульминация концерта - джем-сейшн участников Этнофорума и классических музыкантов

На этой высокохудожественной ноте официальная программа Этнофорума завершилась. Были ещё гулянки перед театром, был и прощальный банкет - но нам уже было пора до дому.

На этом разрешите закончить этот весьма краткий отчёт о посещении Этнофорума-2013. Позже ещё распишу всё подробнее.

Больше фоточек - фконтакте.

Previous post Next post
Up