Ель - неотъемлемый атрибут новогодних праздников: вначале Рождества, затем и Нового года. Или наоборот?
Вроде бы в России обычай украшать елку ввел Петр I. Конечно - если что «по-западному», так это от Петра. Вот только елку Петр наряжать не приказывал. Послушаем его самого:
"…перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых… кому как удобнее и пристойнее…; а людям скудным каждому хотя по деревцу, ветви на вороты, или над храминою своею поставить."
Нет, ветви и ель - не одно и то же. Да и еловые ветви никак не приживались в качестве обычая: на Руси ими устилали дорогу, по которой везли покойника. Неудивительно, что новая традиция «пробивалась» больше столетия!
Между тем и зеленые ветви в Новый год ставили, и вечнозеленое дерево наряжали и в дохристианской Европе. Это не что иное, как часть обряда плодородия - зеленые побеги символизируют будущий обильный урожай. Они же - символ возрождения, пробуждения (в данном случае природы) к новой жизни, ведь традиционный Новый год начинался в зимнее солнцестояние (когда день начинает увеличиваться) или весеннее равноденствие (день становится длиннее ночи). Самое время просыпаться!
А с принятием христианства древний обычай сохранился, наполнившись новым смыслом.
Всем нам знаком и христианский ритуал с ветвями - в Вербное Воскресенье, когда верба заменяет/символизирует пальмовые ветви. Так что нет ничего необычного в том, что произошло христианское переосмысление новогоднего языческого ритуала. Ведь есть и другая христианская традиция - «закрывать» языческие праздники своими. Здесь же произошло не только наложение Рождества на древний праздник солнцестояния, но и замена языческого значения главного атрибута - зеленых ветвей.
Антонис ван Дейк, «Вход Господень в Иерусалим», 1617 г.
Первоначально елочные украшения были двух видов: яблоки (напоминание о первородном грехе) и облатки, тонкие листки из пресного теста (символ искупления через жертву Иисуса). Символично!
Века с XVI-го на елях появляются позолоченные пластины и канитель, прототип современного «дождика».
Вроде бы вначале ель, как и ветви, подвешивали к потолку, позже стали устанавливать в кадку.
Вечнозеленые ель или сосна - очень подходящий символ и для языческого, и для христианского праздников. Тем не менее общеевропейской эта рождественская традиция стала лишь в XIX веке. Возникла же она в Германии, предположительно, в Высоком средневековье. Хотя бытует популярная версия, что обычай украшать на Рождество ель «изобрел» Мартин Лютер. Возможно, и так, хотя документальных подтверждений вроде бы нет.
Вигго Юхансен, «Светлое Рождество «, 1891 г.
А вот одни из достоверных первых письменных упоминаний о рождественской ели действительно относятся ко временам Лютера, к первой трети XVI века. Хотя в это время обычай уже весьма распространен в Германии: кое-где елки в конце декабря приходится даже охранять. Есть и информация, что украшенные яблоками, грушами, облатками и мишурой елки на городских площадях ставились еще в XV веке - во Фрайбурге, Таллине или Риге.
Традиции встречи Рождества быстро развиваются.
К концу XVI столетия к елочным украшениям добавляются бумажные розы - символ рождения Христа, отсылка к пророчеству Исайи «и ветвь произрастет от корня его». Переходит на Рождество традиция дарить подарки, первоначально относившаяся к дню Святого Николая (6/19 декабря). Теперь понятно, почему рождественские подарки дарит именно Санта-Клаус!
С XVIII века происходит постепенный отход от чисто религиозной символики. Яблоки сменяются шарообразной формы лакомствами - например, «вкусняшками», обернутыми золотистой фольгой. Облатки уступают место выпечке - печенью, вафлям, пряникам. Позже религиозная символика возвращается: сладости украшаются изображениями рождественских сюжетов, печенье и пряники выпекаются в форме фигурок ангелов и звездочек. В XIX веке ель окружают небольшой оградой - как символ потерянного рая.
В 1858 году в Лотарингии «изобрели» стеклянный шар: год выдался неурожайным, зато «в наличии» были стеклодувы, заменившие яблоки шарами. Пришло время искусственных елочных украшений… Тогда же широко распространяется и обычай украшать елку огнями.
В XIX веке рождественская ель появилась и в России, так что здесь мы не отставали от Европы. И даже на 20 с лишним лет опережали Англию и Францию. Как иногда пишут, ни Пушкин, ни Лермонтов никогда не видели рождественской ели, поскольку этот обычай распространился лишь в 1850-х. Лермонтов - возможно, а вот Пушкин…
Первые рождественские ели устанавливали в царских покоях в 1817−18 годах по просьбе Фредерики Шарлотты Вильгельмины… то есть Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I.
В 1828 году императрица Александра Федоровна организует во дворце первую детскую елку - для своих детей и племянников. Пушкин же был вхож ко двору и, в принципе, рождественскую елку мог и видеть…
Раньше всего, в 1820-х, елку стали ставить российские немцы, сохранившие связь с родной культурой.
О. А. Романова, «Рождество Христово у Великой Княгини», 1950 г.
В 1840-х «елочная» традиция проникает «в народ». Поначалу - в столицах, в качестве новомодного «немецкого» обычая. К 1850-м елки входят в моду, со временем несколько модифицируясь. В отличие от небольших и скромных «немецких» елочек, русская елка - большая и богато украшенная. Этой - уже русской - новогодней традиции, следуют до… нет, не 1917 года. А до 1914-го, когда в разгар Первой мировой войны российские немцы продолжали следовать традициям своей малой родины. Обострившаяся с началом войны нелюбовь к немцам перекинулась на… «немецкие» елки.
Уже в 1914-м Петроградский училищный совет запрещает проведение елок в церковных училищах. В 1915-м празднование елки с немецкими военнопленными вызывает возмущение в прессе. А в следующем году Синод официально запрещает елки под предлогом борьбы с германским влиянием. Конечно, должным образом запрет не сработал - елки ставили даже русские солдаты на фронте.
Тем не менее большевики, придя к власти, елку не запрещали, поскольку запретили ее еще в царское время. Вопреки мифам, не запрещали и праздновать Рождество. Как можно, если это любимый праздник Ленина, лично участвовавшего в детских рождественских елках?
Да и после смерти вождя отменять Рождество не торопились. Руки дошли лишь в 1927 году, когда началась анти-рождественская (и анти-елочная) кампания как часть кампании антирелигиозной.
Впрочем, ненадолго. В 1935 году один из руководителей Украины, выступил со статьей «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!»
М. П. Бобышев, «Новогодняя елка на Манежной площади», 1947 г.
Причем призыв организовать праздник звучал почти как приказ:
"…везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек."
28 декабря, за два дня до Нового года!
На следующий день из центра ушли распоряжения о заготовке елок и проведении 1 января детских праздников. Впрочем, большевики умели не только приказывать…
Уже 30-го огромная елка была установлена в «Детском мире». А 31 декабря в магазинах появились елочные украшения. Для возврата прежней традиции понадобилось четыре дня. Правда, елка теперь называлась не рождественской, а «новогодней» и «советской». Даже звезда вернулась на елку - правда, уже как советский символ.
Кто мог подумать, что рождественская ель снова окажется под запретом? На этот раз не в России, а в толерантной современной Европе. С 2006 года в Австрии запрещают… Санта-Клауса. Нет, праздновать Рождество пока можно, а вот изображения Санты на традиционных рождественских ярмарках под запретом. И этот запрет на рождественскую атрибутику становится не исключением, а почти правилом.
Что говорить, если в столице Евросоюза традиционную ель на главной площади в 2012 году заменили «елко-образным» арт-объектом? Ну, а называется Рождество «зимними праздниками»…
Автор: Александр Смирнов