Как сохранить здоровье мозга и ясность ума на долгие годы.

Mar 29, 2024 12:13

Академик Владимир Михайлович Бехтерев, русский и советский психиатр, невролог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России. Академик ВМА, заслуженный ординарный профессор, тайный советник. Заслуженный деятель науки РСФСР.

Ответ академика Бехтерева:
Только около 20 % людей, доживших до преклонного возраста, сохраняют умственные способности и память. Большинство людей страдают от деменции и других возрастных заболеваний мозга, но многие из этих проблем можно предотвратить.

Академик Бехтерев писал:
«Великое счастье - уйти из этой жизни, сохранив остатки разума, способность думать и анализировать происходящее вокруг».
Он известен своими работами по условным рефлексам и гипнозу. Он одним из первых начал использовать технологию ЭЭГ для изучения активности мозга. Он также написал более 300 научных работ по таким темам, как психология, психиатрия, неврология и физиология.

Владимир Бехтерев считал, что иметь ясный ум, способность мыслить и анализировать в пожилом возрасте - большая привилегия. Однако он также заявил, что этих проблем можно избежать, если только у человека нет неизлечимой болезни.

Как и почему стареет мозг?



Владимир Бехтерев отмечал, что процесс старения происходит не в самом мозге, а в человеке, который им владеет и меняет свой образ жизни. Когда человек молод, он полон надежд, стремится к чему-то, ищет что-то, постоянно развивается и растёт, ставит цели и добивается их, всё время что-то изучает, читает, не сидит на месте.

Однако, достигнув определённых целей и достигнув определённого возраста, люди успокаиваются и почивают на лаврах. Проработав всю жизнь, могут ли они наконец расслабиться и отдохнуть?

Но это опасное убеждение для нашего мозга. Ему нельзя давать отдыхать, ведь постоянная умственная деятельность - единственный способ поддерживать развитие и хорошее состояние мозга.

Однако в реальности часто бывает так, что человек выходит на пенсию, ложится на диван и включает телевизор. Они целыми днями поглощают информацию, не анализируя, не задавая вопросов, не критикуя, не проявляя любопытство. Это все равно, что есть заранее пережёванную пищу. Они смотрят бездумные сериалы, читают книги, которые не заставляют их думать, и занимаются деятельностью, не требующей напряжения мозга. Единственным исключением могут быть кроссворды.

Они думают, что после многолетнего труда, пришло время отдохнуть. Однако такое убеждение - большая ошибка. Это первый шаг к потере нейронных связей и постепенному ухудшению работы мозга.

Причём, происходит это не только со стариками. С молодыми тоже.

По мнению Владимира Бехтерева, главная причина возрастного ухудшения работы мозга - это превращение человека в раба своих привычек, в результате чего мозг становится ленивым и "засыпает".

Бехтерев назвал 5 признаков угасания мозга, дающее глубокое представление о механизмах, лежащих в основе снижения когнитивных функций.



1. Один из первых признаков угасания мозга - отсутствие желания учиться.

Отсутствие мотивации к приобретению новых знаний или занятиям интеллектуальной деятельностью может означать снижение когнитивных функций. Люди, испытывающие затухание мозга, могут проявлять апатию по отношению к приобретению новых навыков, изучению незнакомых тем или поиску новой информации.

Эта проблема развивается со временем, и её можно предотвратить, если ежедневно заниматься умственной деятельностью: читать, посещать курсы, изучать новые языки, находить новые увлечения и запоминать новую информацию. Даже повторное изучение старых учебников может помочь сохранить мозг активным и предотвратить возрастное ухудшение.

2. Второй признак потенциального снижения ясности ума - тоска по прошлому.
Выраженная привязанность к прошлому стала вторым признаком, выявленным Бехтеревым, сигнализирующим о потенциальном снижении интеллекта. Люди, проявляющие эту черту, могут проявлять нежелание принимать перемены, цепляясь за привычный распорядок дня, убеждения или опыт. Такая зацикленность на прошлом может препятствовать адаптивности и когнитивной гибкости.

По мнению академика Бехтерева, это также может быть тревожным признаком, если человек отказывается использовать новые технологии и полагается исключительно на старые методы. Часто это связано с ленью и нежеланием учиться чему-то новому. Продолжая использовать устаревшие инструменты или методы, мозг человека становится менее адаптируемым и может стареть быстрее.



3. Ещё один признак - трудности с концентрацией и вниманием.

Нарушение процессов внимания может проявляться в неспособности сосредоточиться на задачах, частой отвлекаемости или склонности отключаться во время разговоров или занятий. Это может проявляться в забывчивости, постоянном откладывании дел на потом и трудностях с восприятием новой информации. Человек также может легко отвлекаться и с трудом следить за сюжетом книги.

Для борьбы с этим важно устранить факторы, снижающие концентрацию внимания, такие как усталость и недосыпание. Умеренная физическая активность в течение 15-20 минут каждый день также поможет снизить уровень стресса и улучшить концентрацию внимания.

4. Четвёртый признак: критика и раздражительность

Люди, испытывающие затухание мозга, могут проявлять повышенную чувствительность к критике, импульсивно реагировать на воспринимаемое пренебрежение или демонстрировать раздражительные состояния настроения. Такая эмоциональная напряжённость может привести к напряжению межличностных отношений, обострению социальных конфликтов и усилению чувства одиночества.

Часто люди в старшем возрасте полагаются на свой опыт и не хотят принимать иную точку зрения, сразу всё отвергают, критикуют, любое несогласие с их мнением раздражает их, и они могут обидеться.



5. Пятый признак: жизнь по распорядку, изо дня в день одно и тоже.

С возрастом мы все чаще работаем на автопилоте. Каждый день мы следуем одному и тому же распорядку - просыпаемся, заправляем кровать, завтракаем, пьём кофе, чистим зубы, идём в магазин, возвращаемся домой, смотрим телевизор, едим и снова всё повторяем.

Такая приверженность рутине может отражать сниженную способность к спонтанности, творчеству и адаптивности, ограничивая возможности для когнитивной стимуляции и роста. Это может привести к тому, что наш мозг станет ленивым и застойным. Бехтерев подчёркивает важность новизны и разнообразия в укреплении когнитивного здоровья и смягчении последствий угасания мозга.

Чтобы предотвратить это, важно отказаться от старых привычек и попробовать что-то новое. Займитесь новыми видами деятельности или пойдите гулять по новому маршруту, прочитайте новую книгу, познакомьтесь с новыми людьми. Готовьте новые блюда, чтобы расширить свои вкусовые предпочтения. Сделайте хоть что-нибудь по-другому, а не привычным вам образом. Это помогает стимулировать мозг новыми впечатлениями и знаниями, создавая новые нейронные связи. Чем больше спонтанности в жизни, тем больше возможностей для творчества. А чем больше творчества, тем лучше работает наш мозг и повышается интеллект.

Теперь вы знаете, как сохранить ясным ум и память, действуйте!

ЖЗЛ, Наука, Здоровье - наше все!, Психология

Previous post Next post
Up