- Здравствуй, дедушка Мороз
- Борода из ваты!
Что ты, дедушка, принес
В Новый год ребятам?
Александр Оленич-Гнененко «Дед-Мороз», 1938 г.
Вряд ли кто-то из людей старше пяти-семи лет на полном серьезе верит в существование Деда Мороза. Разумеется: вышеуказанный субъект - персонаж сказочный, выдуманный. Но кем, а главное - зачем? Попробуем разобраться.
С другими героями эпоса вроде понятно все и сразу.
Колобок: не следует без разрешения близких родственников покидать родные пенаты, так как за их пределами тебя могут съесть чужие, совершенно не причастные к твоему появлению на свет люди. А ведь близкие и любящие и сами не прочь полакомиться твоим пышным и румяным бочком… Разумеется, не буквально, а в переносном смысле. Будут «кушать» виртуально.
Золушка? Прямая рекомендация наемным работникам: честный, безупречный, не слишком щедро оплачиваемый труд во благо работодателя непременно приведет вас на бал в объятия наследного принца. Со временем. А пока… «пилите, Шура, пилите».
Красная Шапочка? Понятно: уже неактуально. В теперешние времена любая шустрая девчушка в яркой бандане сама достаточно оперативно затащит в постель какого угодно выгодного «волка».
«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885
Так что, если хорошенько поднапрячь память, порыться в анналах народных преданий, то выяснится: изначально ведь и Дед Мороз вовсе не был этаким весельчаком, бородатым возрастным массовиком-затейником. Одни имена милого дедушки чего стоят: Карачун (Корочун), Студенец, Зимник, Трясун.
И жил-то он в легендах северных народов, тех же скандинавов, нередко под землей, и улыбался редко. Чаще норовил - уничтожить урожай зерновых и заодно садовые плодовые деревья; поморозить домашнюю птицу-скотину; помешать передвижению между населенными пунктами («Там, в степи глухой, замерзал ямщик»).
А народ хотел жить. Перезимовать в тепле и сытости. Дождаться весеннего солнышка. Водить веселые хороводы по зеленому лугу. Купаться в летней ласковой воде местной речушки. Осенью собирать щедрый урожай.
Поэтому сердитому, жадному и жестокому ворчуну предлагали заключать договор: ты - мне, я - тебе. Ему приносили жертвы (старикан не брезговал замерзшими в лесу специально выделенными для этой цели девственницами), задабривали продуктами, так как - боялись.
С течением времени жилища стали более теплыми, а транспорт - быстрее и надежнее. Надобность в человеческих жертвах отпала. Но не пропадать же добру?
И старикашку приспособили для воспитательных целей. Этакий аудитор. Заявляется практически к каждому несовершеннолетнему детенышу в конце календарного года и начинает приставать с вопросами.
Пер-Ноэль: упаковка французского рождественского пряника, около 1900 г.
Французский вариант (Пер Ноэль) так прямо от двери начинает кудахтать: «А есть ли здесь хорошие дети?» Как будто не все знают: хороших детей в принципе не бывает. Все дети - шалуны и озорники. На то они и дети. Но каяться и делать выбор все-таки приходится. В результате разборок послушные спиногрызы становятся на стул, читают стихотворение и получают из мешка дедули подарок. Провинившиеся же отпрыски утром находят в своем полосатом вязаном чулке около камина в качестве сувенира либо уголек, либо вообще ничего не получают.
Таким нехитрым образом родители пытаются рулить своими потомками: кнут (штрафы), пряники (премия-подарок). Исполнитель - милый старичок-весельчак.
Вот и получается: раньше был суровый, жесткий дух с посохом, морозил себе реки, сковывал ледяным покровом моря, заметал вьюгой поселения. А во что превратился? Два притопа, три прихлопа, давайте позовем Снегурочку, «Ёлочка, зажгись»?
Даже обидно за старика, понимаешь… Дай бог ему здоровья! Оно ведь ему ой как необходимо. Ведь столько еще за эти предновогодние дни квартир придется обойти, столько домов: детишек поздравить, порадовать, подарки раздать. Малыши ждут его везде, зовут, любят. Как увидят, бегут навстречу, кричат весело: «Здравствуй, Дедушка Мороз!»
Хороших вам праздников!
Автор: Алекс Грант