8 апреля отмечается добрый и веселый праздник, 110 лет со дня первой официальной анимационной премьеры в России.
Именно (26 марта) 8 апреля 1912 года состоялась премьера первого российского мультипликационного фильма - «Прекрасная Люканида». Широкая публика впервые в истории увидела анимационную картину. Это была работа биолога Владислава Старевича про несчастную любовь из жизни насекомых.
Кукольная анимация Старевича имела огромный успех и не только на Родине, но и за рубежом. Для своего времени это был прорыв в мировом анимационном искусстве. Мультфильм поразил зрителей именно своей техникой - многие из них были уверены, что смотрят уникальные натурные съемки и мастерство дрессировщика насекомых, а не рукотворные модели.
Организаторы праздника надеются, что День российской анимации будет способствовать продвижению российской анимации на отечественном рынке проката. Ведь это те качественные детские мультфильмы, которые учат детей любви, дружбе, честности, взаимопониманию, и, конечно же, несут образовательную и развивающую функции.
Первые рисованные мультики появилась в нашей стране в середине 20-х годов прошлого века. В золотой фонд анимации вошли многие мультфильмы эпохи расцвета соцреализма в СССР, датированные 40-50-ми годами XX века. Времена «оттепели» - это эксперименты, на свет появляется авангардная анимация. Но, пожалуй, самой плодотворной стала, как ни странно, «эпоха застоя». Именно тогда было создано наибольшее количество рисованных и кукольных мультиков для детей, разобранных на цитаты и до сих пор нежно любимых в каждой семье.
«Малыш и Карлсон»: «Спокойствие, только спокойствие!»
Режиссер Борис Степанцев перепробовал на «роль» Карлсона немало именитых актеров - среди них, например, народные артисты СССР Михаил Яншин и Алексей Грибов. В конце концов «обаятельный мужчина в самом расцвете сил» заговорил голосом не очень известного на тот момент Василия Ливанова - и это было точное попадание в десятку. А Фаина Раневская, озвучивавшая Фрекен Бок, во время съемок демонстрировала характер, достойный настоящей «домомучительницы»: требовала, чтобы режиссер удалился из студии и дал актерам работать самостоятельно.
«Трое из Простоквашино»: «Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь!»
«Простоквашино» не появилось бы на свет, если бы когда-то совсем молодой Успенский не поехал библиотекарем на лето в пионерлагерь. Там он быстро убедился, что интересных книг пионерам не хватает, и стал придумывать для них вечерние сказки - про мальчика Федю и его друзей. Эти сказки и легли в основу мультфильма.
«Ну, погоди!»: «Ну, Заяц, ну, погоди!»
Серии «Ну, погоди!», созданные Вячеславом Котеночкиным, Аркадием Хайтом и Александром Курляндским, снимались с 1969 по 2005 год, и каждая становилась хитом. Многие годы главная новогодняя елка страны - в Кремлевском Дворце съездов - начиналась с показа вышедших на тот момент новых серий «Ну, погоди!». Для детей СССР это был такой же долгожданный подарок, как само сказочное представление и конфеты «из Кремля».
«Приключения кота Леопольда»: «Ребята, давайте жить дружно!»
Мультфильмы о добросердечном, интеллигентном коте Леопольде созданы Аркадием Хайтом и Анатолием Резниковым с 1975 по 1987 год. Для съемок первых серий мультфильма применялся сложный прием - кадры не рисовали, а «выкладывали». Сначала создавали мелкие детали, а потом, после каждого кадра, сдвигали их на мизерное расстояние. Так возникала вполне достоверная иллюзия движения. Изнутри эта работа представляла собой комичное зрелище: члены съемочной группы кувыркались на полу, боролись друг с другом, гримасничали, а художники зарисовывали все это.
«Винни-Пух»: «В голове моей опилки! Да, да, да!»
Когда в 1969 году появилась первая серия мультфильма, медвежонок сразу же стал всеобщим любимцем. Хотя далеко не все советские люди даже слышали тогда о сказках английского писателя А. Милна, придумавшего Винни-Пуха для своего сына. Про Винни-Пуха и его друзей на тот момент за границей уже было снято много мультфильмов. Художники немало намучились, придумывая Винни-Пуха, не похожего на всех предыдущих. Один из первых вариантов был прозван ими «взбесившимся одуванчиком». В процесс включилась вся съемочная группа, в том числе и актер Евгений Леонов, который должен был озвучивать медвежонка.
Кстати, одно ухо медвежонку специально оставили слегка помятым, «потому что Винни на нем спит».
«Приключения капитана Врунгеля»: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»
13-серийный мультсериал, премьера которого состоялась в 1979 году, был, по сути, сплошной импровизацией. Режиссер Давид Черкасский вспоминал: «Мы не обсуждали ничего заранее по работе. Такая у меня была система: ничего не выписывается заранее в сценарии, только полный экспромт». Сроки сдачи многих серий были настолько сжатыми, что когда случался очередной аврал, то кровати для съемочной группы ставили прямо в студии; там же аниматоры готовили себе еду.
«Ежик в тумане»: «Если тебя нет, то и меня нет. Понял?...»
«По вечерам Ежик ходил к Медвежонку в гости считать звезды. Они усаживались на бревнышке и, прихлебывая чай, смотрели на звездное небо».
Философская притча о дружбе, любви, отваге и верности непроста для восприятия, в ней мало экшена, который нравится детям, но этот необычный мультфильм Юрия Норштейна сразу полюбили миллионы. «Ежик в тумане» собрал много призов, его называют классикой советской психоделики, а в 2003 году мультфильм был признан «Анимационным фильмом No1 всех времен Японии и мира».
Для создания эффекта тумана мультипликаторы использовали прием древнекитайского марионеточного театра. Персонаж размещали на стекле, а над ним - прозрачную пленку, на которую наносили пыль. Затем стекло с персонажем просто отодвигалось от пленки с пылью, имитировавшей туман. Так и достигался волшебный эффект «ежика в тумане».
«Котенок по имени Гав»: «А давай бояться вместе!»
Льву Атаманову, Леониду Шварцману, Григорию Остеру, Татьяне Решетниковой и другим удалось очень тонко воссоздать нюансы того, как маленький наивный котенок постигает огромный мир вокруг, и ненавязчиво донести все эти жизненные уроки до своей аудитории. Котенок Гав своим обаянием действительно покорил весь мир: так, в Новокузнецке открыт бронзовый памятник «Сосиске дружбы», где Гав и Шарик дружно поедают колбасу с двух концов, а на островах Кука выпущены коллекционные золотые и серебряные доллары с героями культового мультфильма.
«Чебурашка и крокодил Гена»: «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»
Первый мультфильм вышел в 1968 году. Прототипом Чебурашки стала любимая детская игрушка самого Эдуарда Успенского: родители когда-то подарили ему не то медвежонка, не то зайца с гигантскими ушами, большими желтыми глазами и коротеньким хвостиком. И на полном серьезе уверяли сына, что это - пока еще не изученная порода тропического зверька.
«Пластилиновая ворона»: «Копыта очень стройные и добрая душа!»
Мультфильм в 1981 году вызвал большой скандал, потому что во-первых, мультфильм-мюзикл был непривычен для советской цензуры, а во-вторых, песню в нем спел Леонид Броневой, снявшийся до того в серьезной роли Мюллера в патриотическом сериале «Семнадцать мгновений весны». Мультик запретили к показу, а спасло его лишь вмешательство режиссера «Кинопанорамы» Ксении Марининой и самого Эльдара Рязанова. Они, на свой страх и риск, включили мультфильм в эфир вместе с сюжетом о том, как он был сделан.
Для создания «Пластилиновой вороны» потребовалось около 800 кг пластилина. Он был отечественного производства, довольно блеклый, и все 800 кг художникам пришлось раскрашивать вручную красками.
Их титанический труд не пропал даром - скоро лента получила главный приз на Всесоюзном телефестивале.
«Бременские музыканты»: «Ночь пройдет, наступит утро ясное...»
В 1969 году молодая творческая группа в составе композитора Геннадия Гладкова, поэта Юрия Энтина и режиссера Инессы Ковалевской создала первый в СССР мультипликационный мюзикл. В то время содержание мультфильма было сплошным «не форматом»: Трубадур и Принцесса - в образах хиппи, ироничные тексты и музыка, напоминающая запрещенный в СССР рок-н-ролл.
Образы своих героев постановщики собирали «с миру по нитке». Например, чтобы найти фасон платья, достойного Принцессы, ассистентке художника-постановщика Светлане Скребневой пришлось проникнуть в закрытую библиотеку Госкино. В заграничных журналах, недоступных обычному советскому человеку, она разыскала ставший знаменитым наряд.
Click to view
«Тайна третьей планеты»: «Ну, если коровы уже летают, то мне в космосе делать нечего»
Первый советский полнометражный научно-фантастический мультфильм был снят по повести Кира Булычева «Путешествие Алисы». Художник-постановщик мультфильма Наталья Орлова растерялась, когда режиссер предложил ей поработать в фантастическом проекте. И честно призналась, что даже не знает, как утюг устроен, какие уж тут космические корабли... Но Роман Качанов настоял на своем, и не прогадал. Убедительнее всего у художницы получился Громозека, инопланетянин в скафандре, с огромными ногами и носом, с шестью руками. А придумала она этот образ, открывая консервную банку на кухне.
Click to view