Сегодня у
alexshoora обнаружил ссылку на историю о том, как серьезные пацаны начали прорабатывать идею создания собственного государства.
Так вот - идея уже проработана. Ровно 6 лет назад все было опубликовано в "Бизнесе" - в бытность мою там выпускающим редактором. Цена вопроса - 250 млн "бакинских" в тех ценах. Щас, наверное больше:))). Хотя кто знает - пустых нефтяных платформ стало больше:))))). Автор текста - ныне уважаемый лоббист инвестиционного бизнеса в Украине:)))))))) Игорь Неелов(это его журналистский псевдоним:). Ну а ваш скромный рассказчик - идейный вдохновитель:))))))))))))))))))))))).
"Все самое правильно сначала выглядит по-идиотски"(с)я, наверное
Под катом - собственно технико-экономическое обоснование.
Весь покрытый зеленью
Остров "под ключ" за $250 млн. Создать себе страну по вкусу можно. Причём - очень недорого, обойдётся куда дешевле уплачиваемых вами за год податей. А главное - создано будет насовсем. И без налогов.
Технико-экономическое
обоснование
Выборы закончились. Самое время подсчитать, во что обошелся праздник народного волеизъявления каждому из нас. Малый, средний и крупный бизнес участвовал в нем - если не в роли избираемых, то, по крайней мере, в роли спонсоров.
________________________________________
Если сделанные ставки сыграли - замечательно, разочарование отодвинуто на пару лет: первый год уйдет на выяснение границ возможного, а второй закончится осознанием того, что границы эти до обидного узки. Одним словом, выигравшие будут завидовать проигравшим. Поскольку вторые, в отличие от первых, смогут уделить своему бизнесу достаточное количество времени и не будут испытывать на себе административного давления - испытанного средства лоббирования проправительственных законопроектов.
И все-таки - во что обошлись выборы? Что бы там ни говорила официальная околовыборная статистика, автор оценивает затраты соискателей народнодепутатских кресел минимум в две с половиной сотни миллионов американских долларов. Эта оценка включает все прямые легальные расходы, прямые расходы “черным налом” и затраты, которые были “добровольно” понесены бизнесом под давлением административных органов, но не могущие называться легальными и прямыми. Разумеется, эта оценка является минимальной, и если будет кем-то более компетентным скорректирована, то разве что в большую сторону.
Можно ли вложить эти деньги более толково? С меньшим риском? С большей эффективностью? Утверждаем - да!
Нужно просто купить государство с приемлемыми
законами и предсказуемым будущим.
Нужно просто купить государство с приемлемым законодательством и предсказуемым будущим. Это возможно. Причем за те же самые две с половиной сотни миллионов долларов. При существующем в Украине налогообложении данная инвестиция будет оправдана при условии совершения на территории свежеприобретенного офшорного государства сделок суммарным объемом не более одного миллиарда американских долларов, что соизмеримо с годовым объемом экспорта одного крупного украинского металлургического комбината. Или с оборотом полудесятка опять же украинских финансово-промышленных групп калибром поменьше.
Волнующая мировое сообщество проблема отмывания денег вряд ли коснется наших островитян. Ибо реально деньги законопослушных граждан, имеющих в соответствии с законами острова чистое налоговое прошлое, настоящее и будущее, могут находиться на счетах этих граждан в банках других развитых стран.
Что покупать
Технологически все предельно просто - в морях и океанах за пределами 200-мильной зоны есть достаточно много мест с глубинами в несколько десятков метров.
________________________________________
Каждое из таких мелководий может быть использовано для размещения искусственного острова крошечных размеров - буквально пару сотен метров в поперечнике. Прикидочные подсчеты показывают, что возведение острова и нехитрой инфраструктуры потребует не более полутора сотен миллионов долларов. Никто ведь не запрещает использовать металлургические шлаки, выведенные из эксплуатации морские платформы и всякую иную ерунду, от которой в развитых странах не знают, как избавиться.
Прецедентов, скажете, не было? Ну так будут. Тем более что нынешняя эра политкорректности прям-таки требует от великих держав признавать права человека, в том числе - на образ и место жизни.
Не нужно впадать в чрезмерную озабоченность условиями проживания на искусственном острове - мало кому из граждан новорожденного государства захочется там жить. Вопрос совсем в другом - в статусе паспортов, выдаваемых будто-бы-островитянам. B этот статус придется инвестировать щедро и с умом.
На самом-то деле самые серьезные деньги придется заплатить не за создание тверди, а американским и европейским юридическим компаниям, которые возьмутся за лоббирование приема свежеиспеченного государства в славное мировое сообщество и обеспечение островным паспортам “вездеходного” статуса. И, разумеется, щедро оплачиваемым юристам придется озаботиться заключением договоров об избежании двойного налогообложения и взаимной защите инвестиций. Собственно, на это уйдет большая доля инвестиций в рождение новой страны.
Маркетинговое исследование
Анализ предложений юридических компаний, содействующих изменению гражданства или приобретению второго, свидетельствует, что удовольствие такое обходится минимум в десяток тысяч долларов.
________________________________________
Конечно, можно и дешевле, но риск получить не то, что нужно, в таких случаях вырастает неимоверно. А если речь идет о паспортах совсем серьезных стран, то затраты по сравнению с названной суммой растут в разы.
Самый приблизительный подсчет показывает, что при уровне вступительного взноса в несколько тысяч долларов емкость рынка островных паспортов только в Украине составит не менее нескольких десятков тысяч человек, а с учетом членов семей соискателей речь может идти о сотне-другой тысяч человек. Таким образом, затраты на создание офшорного государства могут составить не более половины дохода от вступительных взносов при получении гражданства только лишь соотечественниками.
Учредительные затраты могут быть юридически оформлены в виде облигаций внешнего займа, размещаемых среди узкой группы заинтересованных лиц. После вычета затрат на создание и легализацию государства инвестиционный капитал, составленный только из вступительных взносов за регистрацию исключительно соотечественников, составит сумму минимум в пару сотен миллионов долларов. При размещении данных средств с доходностью LIBOR, бюджет (см. “Законодательство”) может быть сформирован в пределах пяти-шести миллионов долларов, чего вполне достаточно для содержания компактной администрации и интернет-узла.
Впоследствии офшорное государство сможет иметь профицит бюджета, лавинообразно нарастающий по мере увеличения количества зарегистрированных компаний и числа лиц, получивших островное гражданство.
ДРУГИЕ ОФШОРЫ
Кабинет министров Украины дополнил перечень офшорных зон, включив в него Кипр (распоряжение КМ от 29 марта №156-р).
Отныне в перечень входит 35 государств и территорий: Остров Гернси, Остров Джерси, Остров Мен, Остров Олдерни, Бахрейн, Белиз, Панама, Андорра, Гибралтар, Кипр, Монако, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Багамские Острова, Барбадос, Британские Виргинские Острова, Виргинские Острова (США), Гренада, Нидерландские Антильские Острова, Теркс и Кайкос, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Монтсеррат, Сент-Люсия, Содружество Доминики, Либерия, Сейшельские Острова, Вануату, Маршальские Острова, Науру, Ниуе, Острова Кука, Самоа, Мальдивская Республика. Перечень офшорных зон утвержден распоряжением Кабинета министров Украины от 14 февраля 2002 года №53 (см. также стр.80).
UABanker.net
Финансово-банковская система
Дабы не усложнять и не удорожать островные финансы, наш офшор вполне может обойтись без собственного центробанка и без собственной валюты. Зачем усложнять себе жизнь?
________________________________________
Национальной валютой и средством платежа на острове вполне могут быть на равноправных условиях доллар США и евро. Соответственно, не нужна дорогостоящая платежная система.
Коммерческим банкам достаточно будет иметь корсчета в американских, европейских, украинских, российских, японских, китайских и прочих банках. В принципе, собственная платежная система государства может работать в пределах “клиринговой” системы корсчетов, организованной островными банками. Один-два-три комбанка (из числа “местных”) могут обслуживать счета и финансовые операции правительства острова.
Регистрацию, лицензирование и надзор за деятельностью, а также ликвидацию кредитных учреждений, страховых, трастовых, инвестиционных и прочих финансовых компаний может вести Комитет по надзору за финансовыми учреждениями. Этот Комитет также может вести реестр прав всех видов собственности и регистрацию эмиссий ценных бумаг. И, кстати, находиться на острове Комитету нет никакой необходимости.
Банкротство и ликвидация коммерческих учреждений может осуществляться судом (ликвидкомиссией, назначаемой судом). Любые финансовые и хозяйственные споры и претензии вполне могли бы рассматривать третейские суды, зарегистрированные на острове или в любом другом государстве. Возможно также использование арбитражных оговорок, указывающих место рассмотрения споров.
Филиалы и представительства иностранных финансовых учреждений смогут (за небольшую разовую или ежегодную плату) регистрироваться на острове и осуществлять операции в качестве резидента островного государства.
Поскольку здания посольств в соответствии с международными нормами пользуются дипломатическими “экстерриториальными” правами, правительственные организации (тот же Комитет по надзору за финансовыми учреждениями) вполне могут работать в здании одного из посольств островного государства - в Швейцарии, княжестве Лихтенштейн. Или поблизости одного из крупнейших финансовых центров Европы, имеющих крупный международный аэропорт (Франкфурт, Лондон, Париж).
Национальной валютой на острове вполне могут быть на равноправных условиях доллар США и евро. Соответственно, не нужна дорогостоящая платежная система.
Новорожденное государство, безусловно, будет сотрудничать с международной общественностью в деле борьбы с грязными деньгами, банкиры будут контролировать операции клиентов строго в соответствии с требованиями FATF. Но сообщать кому бы то ни было информацию об операциях своих клиентов банки острова будут исключительно по решению суда и при условии участия клиентов в совершении преступления, считающегося на острове уголовно наказуемым. Поскольку уклоняться от налогов на таком острове невозможно, то и наказания за такое деяние уголовное уложение острова иметь не будет.
Систему социального страхования и пенсионного обеспечения граждан государства лучше всего организовать, как систему негосударственных пенсионных фондов. Контролировать их будет наш Комитет по надзору за финансовыми учреждениями, а свои активы они будут размещать исключительно в первоклассные низкодоходные активы в разных странах мира. Или, что еще проще - возложить ответственность за пенсионное обеспечение на самих граждан, чай не маленькие, найдут пенсионный фонд по вкусу.
Функции министерства финансов можно поручить Комитету по исполнению бюджета острова. Строго в соответствии с Конституцией государства этот Комитет будет собирать обязательные платежи, финансировать определенные бюджетом расходы, управлять валютными резервами государства. Комитету будет запрещено принимать на себя любые обязательства и привлекать заемные средства.
Законодательство
Всякий будто-бы-островитянин сможет вести свой бизнес, пользоваться банковскими счетами, не посещая остров физически, если нужно - пребывая на нем виртуально.
________________________________________
Столь замечательное явление, как интернет, позволяет вести такой образ жизни и не требует особенных затрат. Посему для ведения реального бизнеса всякий сможет выбрать себе страну временного или постоянного пребывания, подходящую из соображений визового режима, географического положения, деловых интересов и количества солнечных дней в году.
Конституция острова должна содержать нормы о соблюдении основных прав человека, запрет или жесткое ограничение на пребывание на территории острова кого бы там ни было, за исключением немногочисленных государственных служащих, требование о непревышении расходов бюджета над его доходами. И, разумеется, - норму о единственном источнике пополнения островного бюджета, которым должны быть объявлены инвестиционные доходы от размещения за пределами государства сумм, получаемых в качестве вступительных взносов при получении гражданства и регистрации компаний. Собственно, этими взносами и исчерпывается налоговое бремя островного государства.
При этом автоматически решается проблема минимизации расходов на содержание госаппарата, социальной инфраструктуры и прочей чепухи, которая мало что дает бизнесу, но знаменита отменным аппетитом.
Дабы не возникло соблазна менять государственное устройство в сторону бюрократизации и фискализации, Конституция островного государства должна содержать прямую и однозначную норму о невозможности внесения изменений в нее. А также - штатное расписание государственного аппарата, насчитывающее пару десятков человек, включая уборщиц и поваров.
Ввиду того милого обстоятельства, что граждане страны не будут находиться на ее территории, отпадает необходимость в уголовном, гражданском, семейном и т.п. видах законодательства. К чему оно? Нет, конечно, если экспертная группа докажет необходимость в такого рода уложениях, их можно будет и принять - по образцу и подобию приглянувшихся офшорных стран, не тратя на разработку законопроектов миллионов долларов, как то имело место в нашем Отечестве - без особого, впрочем, профита для соотечественников-налогоплательщиков.
Проблема дипломатического представительства в зарубежных странах может быть решена посредством применения института почетных консулов и заключения с другими государствами соглашений о представлении ими интересов новоиспеченной державы.
Островитянам нужно будет помнить о необходимости сохранения постоянного статуса нерезидента “за границей”, ибо в соответствии с общепринятыми международными правовыми нормами, лицо, проживающее на территории какого-либо государства более 180 дней, становится независимо от его гражданства резидентом этой страны и обязано платить налоги в соответствии с законами страны пребывания. Гражданам нашего острова - выходцам из Украины, например, удобнее будет жить 170 дней в году скажем, в Австрии, еще 170 дней гостить в Украине и на остающиеся две недели улетать куда-нибудь отдохнуть - на Кубу или в Таиланд (пролетая раз в году над родным островом, можно помахать ему ручкой).
ВЕСЬ ПОКРЫТЫЙ ЗЕЛЕНЬЮ
Разумеется, на остров можно будет со временем завезти немного чернозема и взращивать там траву, деревья и цветы, дабы с высоты птичьего полета он выглядел, как чистая зеленая лужайка.
Впрочем, при правильном подходе наши несколько гектаров территории гораздо быстрее будут сплошь покрыты виртуальной “капустой”, которая благодаря географическому положению и международному статусу острова всегда будет принадлежать исключительно заработавшему ее островитянину.
Автор: Игорь Неелов