Прочитала тут по случаю книжку... Нет, она не из тех, которые "не все йогурты одинаково полезны". Это другое. Собственно книга:
Игорь Николаевич Судак. Вышиванка для Маугли (2008).
Из аннотации: Автор - киевлянин Игорь Судак, выбравший формой изложения художественное повествование. Главное действующее лицо - Карпуха. Он, представитель «тытульной» нации, всеми умственными ухищрениями разоблачает тех, кто не просто декларирует преимущество одной нации над другой, а подстраивает под это законы.
Любит Карпуха спорить. Ему даже ящик коньяка не жаль, если проиграет. Он предлагает пари товарищу, утверждающему, что не всё так безнадёжно, что даже у самого закоренелого преступника есть шанс стать нормальным человеком.
- Есть, - соглашается задира Карпуха. - А у националистов нет.… Найди мне в течение месяца такого, чтобы вырос в семье, помешанной на соборности нации, а потом чтобы согласился с приоритетом прав человека над национальными интересами.
Состоит книга из нескольких глав, названия которых и подзаголовки весьма красноречивы: «Вышиванка для Маугли» (Стая понад усе), «Вышиванка навыворот» (История одного счастья), «Смирительная вышиванка» (На чём кончается Родина), «Нановышиванка» (Украина через сто лет).
Читаю и понимаю, что всё это похоже на что-то очень знакомое, но вот на что? А потом сформулировала: на теорию маргинальности Р.Парка и остальных, - вот на что это похоже!
Теория маргинальности это, если очень упростить, о том, как и почему ведут себя иммигранты, каков процесс из ассимиляции к новому социокультурному окружению и какие проблемы это порождает. В основном оказалось, что первое поколение плохо социализировано, но миролюбиво и трудолюбиво. А вот их дети (второе поколение) из-за плохого социального положения родителей, недостаточного знания языка, акцента и остального букета аналогичных проблем начинают компенсировать этот недостаток тем, что выражают более пламенные чувства по оотношению к новой родине, чем принято у местных. Оборотной стороной этих чувств является то, что эти дети унижают тех родственников и земляком (и тех, кто тоже иммигрировал, и тех, кто остался дома), кто по их мнению, недостаточно почитает новую родину. Но из-за недостатка образования и низкого уровня включённости в социокультурный контекст, эти дети выводят критерии необхолимого уровня восторженности из чистой эстетики, которую тоже восприняли и поняли... ну, как могля, так и поняли - контекста-то они не знают. Все эти танцы с бубном исполняются не просто так, а чтоб быть - хоть чуть-чуть, хоть и в приниженном виде, - быть принятым в местный социум, стать хоть и низшие его членом, но вполне полноправным.
Теперь об Украине. Все эти выпячивания майдана, ораньжевой революции, вышиванок, государственного языка и смерть остальным! (вот интересно... давно хотела выяснить... для меня нормально, когда есть кинотеатры, где фильмы демонстрируются без перевода и без субтитров - на французком, английском, других европейских языках; а, скажем, в Киеве есть такие кинотеатры с таким репертуаром? боги с ним, с русским, в конце-концов, но вот такое чисто эстетико-лингвистическое удовольствие от других от европейских языков украинцам доступно?)... так вот, всё вышеперечисленное - деяние вот таких маргиналов второго поколения, у которых вдруг не оказалось принимающей культуры, на которую нужно равняться и к которой нужно прорываться.
Чем это должно закончиться, я не знаю. В исходной теории третье, максимум четвёртое поколение вполне социализируются и инкультурируются, чем и успокаиваются. А тут... Пойду обновлять знания по теме. Если что надумаю, - напишу.
Но в любом случае через лет двадцать я проверю свои теоретические выводы и ставню их с тем, что получится в действительности.
Вот такой натурный эксперимент. (И ведь всё это давно происходит, и вполне на глазах, а сложить два и два вышло только после вот такого образоного описания - и что я тогда за специалист, получается?)
И, все, кто это читает :), - С Новым Годом! Чтоб у вас в этом году плодотворных дел было побольше, а безрезультатной суеты поменьше!