Сегодня в очередной раз увидел этот текст.
Правда ли это? Да, правда. Но правда отнюдь не вся.
После Великой Отечественной войны начало расти влияние религиозных конфессий, в первую очередь, Русской православной церкви. При этом ситуация была во многом диаметрально противоположна нынешней: церковь была гонима властью, но была авторитетна в народе.
Это не могло не вызвать раздражения, а потому в 1954 году Центральный Комитет КПСС принимает два важных постановления по вопросам научно-атеистической пропаганды.
В постановлении от 7 июля 1954 года «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» ЦК КПСС отмечает, что партийные организации неудовлетворительно руководят научно-атеистической пропагандой среди населения, и намечает конкретные меры по усилению антирелигиозной работы.
А спустя несколько месяцев 11 ноября 1954 года в газете «Правда» появляется принятое накануне Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». Постановление это, на первый взгляд, было направлено чуть ли не на защиту священнослужителей и верующих: «Вместо развертывания систематической, кропотливой работы по пропаганде естественнонаучных знаний и идейной борьбы с религией в отдельных центральных и местных газетах, а также в выступлениях некоторых лекторов и докладчиков допускаются оскорбительные выпады против духовенства и верующих, отправляющих религиозные обряды. Имеют место случаи, когда на страницах печати и в устных выступлениях пропагандистов некоторые служители религиозных культов и верующие без всякого на то основания изображаются людьми, не заслуживающими политического доверия. В ряде районов со стороны местных организаций и отдельных лиц допущены случаи административного вмешательства в деятельность религиозных объединений и групп, а также грубого отношения к духовенству». Но дальше не всё столь благостно: «...сразу же после победы Октябрьской социалистической революции, в годы гражданской войны и позже многие религиозные организации, группы духовенства держали себя враждебно по отношению к Советской власти. В связи с этим отдельные служители культов привлекались государством к ответственности не за религиозную, а за антиправительственную деятельность, направленную против интересов советского народа, в угоду внутренней контрреволюции и международному империализму. Естественно поэтому, что борьба советского народа против врагов социалистического государства включала в себя и борьбу против тех реакционных представителей церкви, которые занимались враждебной советскому народу деятельностью». И, естественно, ставятся все точки над i: «Коммунистическая партия, опирающаяся на единственно верное научное мировоззрение - марксизм-ленинизм и его теоретическую основу - диалектический материализм,- не может безучастно, нейтрально относиться к религии, как к идеологии, ничего общего не имеющей с наукой. … Коммунистическая партия воспитывает советских людей в духе научного мировоззрения и ведет идейную борьбу с религиозной идеологией, как с антинаучной идеологией. … Партия считает необходимым проведение глубокой систематической научно-атеистической пропаганды, не допуская при этом, однако, оскорбления религиозных чувств верующих, а также служителей культа».
Впрочем, начало 50-х было достаточно вегетарианским временем для верующих, уже как забытое «довоенное» далёкое прошлое где-то на задворках памяти оставались процессы вроде дела «церковно-кулацкой контрреволюционной группы» (оно же «дело группы попов» - Мценск, 1937).
Новая антирелигиозная кампания началась в 1958 году также с Постановления ЦК КПСС, на этот раз, с грифом «Секретно». 4 октября утверждается документ с длинным названием «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды». В этом документе высказывается тревога по поводу того, что «В настоящее время характерная особенность в деятельности церковников и сектантов состоит в том, что они всячески приспосабливаются к современным условиям, проявляют изобретательность в применении новых, более действенных форм привлечения населения и особенно молодежи и детей в церковь, религиозные общины и секты. Духовенство усилило миссионерско-проповедническую деятельность среди отдельных лиц и небольших групп как верующих, так и неверующих граждан». Тревожит партийное руководство и увеличение числа священнослужителей: «Так, за период с 1954 по 1957 год Русская православная церковь пополнила ряды духовенства за счет окончивших духовные учебные заведения на 287 человек, другие религиозные центры - на 286 человек. В текущем учебном году в духовных учебных заведениях Русской православной церкви обучается 1198 человек. Характерно, что церковники свои учебные заведения стремятся комплектовать, главным образом, за счет молодежи. За последние три года приток заявлений от молодежи, желающей обучаться в этих учебных заведениях, увеличился в два раза». И, как следствие, увеличивается число религиозных общин: «Духовенство, используя определенные группы верующих, настойчиво требует от советских органов открытия новых церквей, молитвенных домов, регистрации вновь созданных религиозных общин и сект. В этих целях она широко практикует сбор подписей верующих под многочисленными ходатайствами, при этом нередко фальсифицирует подписи под ними. Количество ходатайств об открытии церквей, молитвенных зданий постоянно увеличивается. В Совет по делам русской православной церкви в 1954 г. поступило 985 ходатайств, 1957 г. - 2265; в Совет по делам религиозных культов поступило в 1955 г. 1157 ходатайств, в 1957 г. - 1633». Выводы в секретном постановлении были абсолютно стандартные «обратить внимание на необходимость», «ещё раз напомнить о недопустимости», «провести совещание представителей», «обеспечить подготовку специалистов-философов с глубокими знаниями вопросов атеизма».
Но вряд ли можно объяснить случайным совпадением тот факт, что уже через 12 дней, 16.10.1958 г. Совет министров СССР принимает два постановления: № 1159 «О монастырях в СССР» и № 1160 «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей».
Первое постановление было «рамочным» и адресовалось Совминам союзных республик: правительствам союзных республик предлагалось в течение полугода подготовить предложения по сокращению количества монастырей и представить планы на проведение ликвидационных мероприятий.
Быстрее всех отреагировал Совет министров Латвийской ССР, уже 20 мая 1959 г. было принято постановление «О ликвидации монастырей, находящихся на территории Латвийской ССР». Согласно документу, ликвидации подлежали Троице-Сергиев женский монастырь в г. Риге и его скит в селе Валгундском и два католических монастыря: мужской монастырь конгрегации «Марианов» в г. Виляны и женский монастырь конгрегации Нищего младенца Иисуса в Прейльском районе.
В июне 1959 года властями было принято решение о ликвидации женского Марие-Магдалининского монастыря в Вильнюсе. Монахиням и прихожанам, постоянно отправлявшим заявления на имя Н.С.Хрущева, удалось на год продлить существование обители, но по решению республиканского правительства в 1960 г. она была окончательно закрыта.
Местными властями зачастую продумывалась даже процедура ликвидации. Так, к примеру, на дни ликвидации женского Густынского Свято-Троицкого монастыря в Черниговской области были объявлены дни ударной работы по сбору урожая и все колхозники были отправлены в поля - что позволило избежать реакции прихожан. В Днепропетровске милиция оцепила Тихвинский женский монастырь, а направленные на поддержку агитаторы «отдельным вниманием окружали отдельных кликуш, разъясняли им почему закрывается монастырь, и что будет на его месте».
9 июля 1959 г. председатель Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов в докладной записке в ЦК КПСС и в Совет Министров СССР сообщал о том, что ликвидация Овручского женского монастыря Житомирской области была проведена за 26 часов. Сначала 24 июня в 11 часов утра в Овручский райисполком было вызвано все правление Овручского женского монастыря, заместитель председателя Житомирского исполкома зачитал решение облисполкома о закрытии монастыря. 25 июня к 16 часам выселение было закончено: для «эвакуации» было выделено 10 грузовых автомашин, учащиеся школ механизации, переодетые в штатское работники милиции и др. В результате 82 монахини были перевезены в места выбранного им жительства, а их просьбы о переводе в другие монастыри игнорировались.
Надо отметить, что на территории РСФСР закрытие монастырей проходило не столь активно. Причина проста: всё, что можно закрыть уже было закрыто до войны. К примеру, в Орловской области ещё в 20-30-х годах закрыли Введенский женский монастырь в Орле, Троицкий Оптин монастырь в Болхове, Свято-Духов Новосильский мужской монастырь, Ливенский Марие-Магдалининский женский монастырь - и, как следствие, в ходе хрущёвской антицерковной кампании ликвидировать в регионе уже было нечего.
При этом в информационной справке о Русской православной церкви, представленной председателем Совета по делам РПЦ Г.Г. Карповым председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву в январе 1960 г., в частности, говорилось: «За период с 1947 по 1957 год нами было закрыто без каких-либо решений правительства и постепенно 38 монастырей. За 1959 год было закрыто еще 19 монастырей (на Украине и в Молдавии). Сейчас осталось 44 монастыря. В 1960 году намечено закрыть 15 монастырей. Если это будет сделано, останется 29 монастырей, т.е. 28 % того, что было к концу войны (1945 год - 101 монастырь). Процесс пойдет и дальше».
Хочу обратить внимание - «нами было закрыто», «намечено закрыть».
Сейчас мало кто понимает, что в то время решение о закрытии церковных общин, монастырей и даже епархий принимала не церковь. К примеру, в марте 1960 Патриарх Алексий I обращается к председателю Совета по делам РПЦ при Совете Министров Союза ССР Владимиру Куроедову с просьбой согласовать восстановление Челябинской, Сумской и Рижской епископских кафедр - и получает резолюцию: «Нецелесообразно выделять в самостоятельные епархии». Государство, а не церковь решало судьбы епархий и отдельных храмов. Даже рядового священника ни один епископ не мог назначить в сельский храм без согласования (читай - разрешения) местного уполномоченного по делам РПЦ, в то время, как того же епископа Патриарх безоговорочно отправлял "на покой" по требованию властей.
Впрочем, требовались разрешения, согласования, предоставлялись отчёты как по схожим, так и по менее значимым вопросам - это прекрасно показывает переписка, хранящаяся в Государственном архиве Российской Федерации.
16.03.55 г.
Патриарх Алексий I - судя по всему, просто на всякий случай - уведомляет председателя Совета по делам РПЦ при Совмине СССР Георгия Карпова о получении от некоей Екатерины Вилльямс из Калифорнии открытки «с изречениями из писаний Апостольских. Что этим она хотела сказать нам, - я понять не могу». И резолюция: «Тов. Репин. Покажите членам Совета и в дело. Без ответа. Карпов. 18/III».
20.11.56 г.
Патриарх направляет председателю Совета по делам РПЦ при Совмине СССР Георгию Карпову на согласование кандидатуры епископов. Практически все кандидаты на епископские кафедры прошли согласование, лишь против имени бывшего офицера-дроздовца архимандрита Исаакия появилась помета: «Против этого возражаю. Карпов»
06.11.1957 г.
Патриарх Алексий I пишет председателю Совета по делам РПЦ при Совмине СССР Георгию Карпову - «При сем препровождается Отчет по поездке делегации в Югославию». И на 42 листах подробнейше отчитывается о встречах с патриархом Сербским Викентием, товарищем Иосифом Броз Тито, иными государственными и церковными лицами. Даже текст, написанный в Книге почётных гостей, внесён в отчёт.
29.04.1958 г.
Патриарх обращается в Совет по делам РПЦ с просьбой дать разрешение на приобретение колокола для Троице-Сергиевой лавры - «Советом отказано в просьбе Патриархии, о чем устно сообщено. 9/VII-58»
07.02.1959 г.
Патриарх сообщает, что Загорский горфинотдел требует от Троице-Сергиевой лавры заплатить налог на недвижимость - полуразрушенные стены, башню и ворота. Тут, правда, вопрос был решён положительно, разрешили оплатить налог за развалины по льготной ставке.
Итак, можно подвести итоги. Да, в 1959-1960 годах в СССР действительно ликвидировались епархии Русской православной церкви, монастыри, приходы, тысячи священнослужителей сложили с себя сан.И да, это была трагедия для РПЦ.
Но «обязали платить налоги» сыграло в этом роль ненамного большую, чем проведённая в том же 1959-м Всесоюзная перепись населения.