Юрий Хилимов. «Методотдел»

Feb 17, 2022 09:00

Юрий Викторович Хилимов - кандидат философских наук, доцент. Его статьи о творчестве писателя Габриэля Гарсия Маркеса и метафизике дискретности публиковались в «Вопросах культурологии». С 2016 г. Ю. Хилимов работает начальником методического отдела всемирно известного детского лагеря «Артек». Совместно с коллегами он провел большое исследование по саморазвитию детей. Работа в детском лагере нашла свое отражение в первой книге писателя «Методотдел».


На вопрос «о чем этот роман?», Ю. Хилимов отвечает:

«О чем он? О мечте, о юге, о том, что каждый человек достоин собственной счастливой истории… О тех, кому еще не выпадала честь быть главными действующими лицами - о методистах, чья довольно незаметная профессия, казалось бы, обрекает их на вечное забвение, чья участь всегда оставаться в тени тех, кого они призваны сопровождать. Выбор «маленьких людей» от образования случаен и неслучаен одновременно. В первую очередь он связан с обстоятельствами моей жизни, подарившей мне возможность узнать о занятиях методиста в уникальном месте под названием «Артек», где и возник замысел этой книги. Конечно, в определенном смысле в романе представлены условные методисты, условный Дворец творчества и даже условная Ялта. Но по существу там все настоящее».



Роман «Методотдел» рассказывает о жизни в детском лагере и показывает необычный взгляд на правильную методику взаимодействия с детьми, для того, чтобы наиболее полно раскрыть их способности и таланты.

Главный герой и рассказчик произведения, Егор Степанович, сотрудник методотдела.

«Почему методист? Почему именно его я предлагаю на роль героя нашего времени? Но отчего нет? Для мира это уж точно было бы не самым худшим вариантом. В самом деле, если методист задает образец того, как следует правильно делать, то почему бы ему не подавать пример и самого главного - помогать придумывать человеку собственную счастливую историю?».

Илья Борисович Горовиц, директор детского лагеря, с радостью встречает новоприбывшего сотрудника и объясняет, что Дворец творчества давно «покрылся плесенью» и ему нужна настоящая революция, которая омолодит это место. Егор приступает к работе, знакомится со своими коллегами и сослуживцами.

«Все методисты совмещали работу в качестве педагогов - «многостаночников». Максим Петрович вел студии по астрономии, змеенавтике и пирографии, Рита занималась с детьми вышивкой картин и мягкой игрушкой, Таня - изобразительным искусством и витражной росписью, Варя преподавала английский и испанский, а Петя вел кружки по электронике и авиамоделированию».

Егор восхищается роскошной библиотекой, музеем, знакомится с экскурсоводами. Поначалу все складывается удачно, но, как и в любом коллективе, не обходится без трудностей. Директор требует новой концепции развития, но готов ли он и сотрудники на деле к большим переменам? На словах директор Горовиц желает видеть Дворец современным интересным образовательным центром. Но не все желают меняться в угоду новой концепции - часть сотрудников уходит, приходят новые люди. В попытке сплотить коллектив начальство организовывает восхождение на вершину Мангупа. Сложный маршрут стоил проделанной работы:

«Бывают места, где ты начинаешь ощущать себя иначе… У Бога, очевидно, есть множество ладоней, и Мангуп, несомненно, одна из них. Вкус у жителей древнего города был отменный: захватывающие ландшафты с высоты птичьего полета заставляют померкнуть рекламу даже самого изысканного современного жилища. Через панорамные глазницы пещер только мечтать да любить, и еще подставлять лицо ветру и солнцу».

Вскоре Егор знакомится с прекрасной девушкой Алисой, работницей ипподрома. Они начинают жить вместе, и Егору кажется, что жизнь, как зебра, вновь повернулась к нему светлой стороной. Он начинает придумывать новые форматы работы с детьми и разрабатывает проект. Но как неизбежность настает момент, когда Егор пресыщается своей работой:

«Быть методистом, пусть даже самым главным, то есть начальником, разумеется, никогда не являлось моей целью. Так уж вышло. И я принял то дело, которое раньше презирал, но так и не смог стать его типичным представителем… Я как какой-нибудь еврей-антисемит во многом превратился в методиста-антиметодиста. Со временем я особенно стал непримерим в вопросе разрыва между написанным и реализуемым. Всякий формализм для меня превратился в нечто ненавистное, при сохранении понимания того, что методотдел призван выдавать «дисциплинированные» тексты».

Проект переустройства работы Дворца, который предложил Егор, был принят в штыки. Расстроенный, он объясняет своим подчиненным:

«Коллеги, я уже давно понял, что вы ничего не хотите менять в работе, но вы тоже должны понять, что изменения неизбежны, что директор обязательно перезапустит всю работу Дворца. И чем это все станет - неизвестно! Не лучше ли нам самим взять инициативу в свои руки и сделать так, как нам будет интересно работать?»

Наконец крепость пала и сотрудники методотдела взялись за репетицию нового спектакля! Премьера прошла блестяще, ободренный коллектив уже мечтает поставить новый спектакль, когда директор доводит до них министерское предписание, гласящее, что «во Дворце должны быть возрождены классические методы работы и кружки из его легендарного прошлого».

В тот же день Егор принял решение уйти из методотдела, так как было очевидно, что работать здесь ему не дадут. Но собирая свои бумаги, Егор уже знал, что будет скучать по Дворцу, хотя и проработал в нем совсем недолго. Рисунки детей, их голоса, прекрасная Ялта и Гурзуф - эти воспоминания останутся в его сердце на всю жизнь.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна, главный библиотекарь отдела городского абонемента

детская психология, что_читать, социология, методика, психология

Previous post Next post
Up