Дмитрий Шостакович. 115 лет со дня рождения композитора

Sep 24, 2021 11:10

Музыка - мать всех искусств
Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович - великий русский композитор, педагог и пианист. Автор известных симфоний, фортепианных концертов, хоровых произведений, вокальных циклов. Родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Отец композитора - Дмитрий Болеславович Шостакович к моменту рождения сына руководил лесными и торфяными разработками на Ириновской железной дороге и по реке Неве. Его жена Софья Васильевна, сын Дмитрий и дочери Зоя и Мария летом часто отдыхали в Ириновке на даче. Как было принято в их семье, маленький Дмитрий сел за рояль в девять лет - в 1915 году мама стала давать ему уроки игры на музыкальном инструменте.






Родители и сёстры



Д. Шостакович в детстве и юности

Тогда же Дмитрия отдали в частную гимназию, и он стал серьезно заниматься музыкой. Успехи были поразительные, и уже в 1919 году он поступил в Петроградскую консерваторию в возрасте 13 лет! Дмитрий был хрупкого телосложения, не отличался крепким здоровьем и часто болел. В начале 1923 года у него обнаружили туберкулез. Юноша перенес операцию, после которой ему был предписан восстановительный период в Крыму. Софье Васильевне пришлось продать рояль, чтобы сын Митя в сопровождении старшей сестры Марии смог на месяц выехать в санаторий.



С Татьяной Гливенво

Там же Шостакович познакомился с Татьяной Гливенко - своей первой любовью. Тане он посвятил свое первое фортепианное трио. В 1980-е гг. музыковед Сергей Сапожников, изучая партитуру Первого трио Шостаковича, обнаружил посвящение этого сочинения Татьяне Гливенко. Ему удалось разыскать саму Татьяну Ивановну, которой в то время было уже за семьдесят, в Москве. В последовавшем многолетнем общении она сделала для Сапожникова выписки из писем обо всем, касающемся творческого роста Шостаковича как музыканта и художника. Эти выписки легли в основу книги С. Сапожникова «Мой Шостакович». Татьяна Ивановна Гливенко сохранила все 149 писем, полученных ею от композитора.

Успех пришел к Шостаковичу быстро. Уже в 1926 году, всего через несколько месяцев после премьеры Первой симфонии в Ленинграде и Москве состоялось и первое зарубежной исполнение этой симфонии в Берлине под руководством всемирно известного дирижера Бруно Вальтера. Отношение советской власти к творчеству Шостаковича всегда было противоречивым. С одной стороны, им гордились - музыка Шостаковича была очень популярна за границей. Но на Родине от композитора требовали оптимистической музыки, которая могла настроить рабочий класс на все большие трудовые подвиги.



Дмитрий Шостакович начал новую эру музыкального кино. Композитор считал, что музыка - это не только иллюстрации к фильму, но и его полноценный участник. Известно, что Сталину нравилась музыка Шостаковича к кинофильмам. Воодушевляющая «Песня о встречном», весьма благосклонно воспринятая вождем, имела невероятный успех. Песня Д. Д. Шостаковича на стихи Бориса Петровича Корнилова («Нас утро встречает прохладой») была написана для художественного фильма «Встречный» (1932 г.). В фильме рабочие Ленинградского металлического завода выдвигают «встречный» план - принимают на себя обязательство досрочно сконструировать и наладить выпуск первых советских гидравлических турбин, необходимых для строительства гидроэлектростанций по плану ГОЭЛРО.

image Click to view



В 1930-е годы режиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг создали трилогию о Максиме, вошедшую в золотой фонд киноклассики («Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939). В «Юности Максима» композитор пишет музыку к прологу, в котором изображает драматические переживаниям подпольщиков-революционеров, а во второй части («Возвращение Максима») звучит его красивый вальс. Сталин высоко оценил созданное Дмитрием Дмитриевичем музыкальное сопровождение трилогии о Максиме.

image Click to view



Фильмография Дмитрия Шостаковича была немалой - ему пришлось поработать в художественных и документальных фильмах, анимационных картинах, телеспектаклях. Он написал музыку к кинофильмам «Простые люди» (1945 г.), «Молодая гвардия» (1948г.), «Овод» (1955 г.), «Гамлет» (1964 г.), «Король Лир» (1971 г.). Шостакович создал такое количество партитур к фильмам, что оно составляет примерно треть от его музыкального наследия: всего их тридцать шесть, начиная от «Нового Вавилона» в 1928 году до «Короля Лира» в 1970. Пытаясь отстоять свою свободу в творчестве, композитор не один раз был буквально на краю гибели. В 1936 году выходит опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). Поначалу шедшая с большим успехом, вскоре она была вычеркнута из репертуара всех концертных залов. Сталину она не понравилась, а вслед за этим последовала разгромная правительственная статья «Сумбур вместо музыки» опубликованная в «Правде» 28 января 1936 года.

Надвигался грозный 1937 год, который принес за собой аресты родственников и друзей композитора. Некоторое время Дмитрий Дмитриевич был уверен, что заберут и его. Он даже ложился спать уже одетым, а под рукой всегда держал чемодан с предметами первой необходимости. К тому времени Шостакович уже был женат на Нине Васильевне Варзар. У них были дети - Максим и Галина.



Шостакович с детьми

Несмотря на все свои награды и регалии, Шостакович властям не был угоден никогда. Вплоть до смерти Сталина между композитором и диктатором шел непрерывный психологический поединок. Во время разгула репрессий и торжества страха, когда вождь провозглашает: «Жить стало лучше, жить стало веселее», Шостакович, не питая ни малейших иллюзий по отношению к советской действительности, находясь под давлением травли и личных невзгод, пишет грандиозную Четвертую симфонию, пронзительно-трагическую летопись своего времени. Единственным орудием борьбы с несправедливым режимом для Шостаковича была музыка, в которую он вложил все свои чувства.

Временно Шостаковича решили не трогать. От него ждали покаяния за безыдейность и подражание западному искусству и ждали новой оптимистической симфонии. В каком-то смысле Шостаковича спасла война - она переключила внимание власти на более важные проблемы. Великая Отечественная война застала Д. Д. Шостаковича в Ленинграде. Композитор стал проситься на фронт, подал заявление в народное ополчение, работал на строительстве оборонительных рубежей. Подчас после отбоя воздушной тревоги Шостакович шел гулять и забредал далеко, глядя на опустевший Летний сад, на укрытого мешками с песком и деревянной обшивкой Медного всадника.

«Иногда основательно удалялся от дома, забывая, что нахожусь в осажденном городе… с болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Возвращался обуреваемый страстным желанием скорее внести свой ощутимый вклад в борьбу».



На обложке Time



25 сентября 1941 года Дмитрий Дмитриевич отпраздновал свое 35-летие. В этот день он особенно много и вдохновенно работал. Покинуть Ленинград Д. Д. Шостакович отказывался (не эвакуировался ни с консерваторией, где преподавал, ни с филармонией) вплоть до категорического распоряжения члена Военного совета фронта А. А. Кузнецова. 1 октября 1941 года композитор вместе с семьей был вывезен из блокадного Ленинграда в Москву и через непродолжительное время отправлен в Куйбышев. В куйбышевской эвакуации он закончил Седьмую симфонию, посвятив ее Ленинграду. Легендарное исполнение Седьмой симфонии 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде имело колоссальное значение для измученных беспощадной войной людей. Это была духовная, нравственная победа над фашизмом. Ее сыграли в блокадном городе чудом уцелевшие музыканты, полумертвые от голода. Дирижировал Карл Элиасберг, исхудавший, похожий на скелет.

Этот антифашистский посыл волной прокатился по всему миру. Ленинградская симфония с триумфальным успехом исполнялась в военные годы во многих городах СССР, а также в Англии, Соединенных Штатах, вызвав международный антифашистский резонанс. За 7-ую симфонию Шостакович в 1942 году получил Сталинскую премию Первой степени. Первый исполнитель Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Д. Шостаковича на американском континенте (1942 г.) Артуро Тосканини перед выступлением сказал: «Это выдающееся сочинение есть торжество человека, торжество духа над материей, ради которого стоит жить. Жить и побеждать». Американские критики восхищенно писали: «Эта музыка выражает мощь России так, как никогда не передаст слово!».

Радиообращение к жителям Ленинграда - 1941 год:

image Click to view



Седьмая (Ленинградская) симфония:

image Click to view



После войны на одном из съездов композиторов Шостакович снова стал мишенью - его Шестая и Восьмая симфонии были раскритикованы в пух и прах. Темой обоих снова была война, трагическая и страшная. Но по советским музыкальным меркам война была величественна и триумфальна. Шостакович снова должен был выступить с публичным покаянием. Для него уже специально была написана речь соответствующего содержания. В середине этой речи он внезапно поднял голову и сказал:
«Мне всегда кажется, что, когда я пишу искренне и так, как чувствую, тогда моя музыка не может быть «против» Народа и что, в конечном счете, я и сам - представитель пусть в малой степени нашего Народа».

В феврале 1948 года появилось постановление ЦК ВКП (б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», в котором крупнейшие советские композиторы (среди них Шостакович, Прокофьев, Хачатурян) были отнесены к «формалистическому, антинародному направлению советской музыки». В такой ситуации до печального клейма «враг народа» оставалось полшага. Шостакович вынужден был уйти с работы из Московской и Ленинградской консерваторий, многие его произведения исчезли из репертуара, начался вихрь несправедливой критики, которая не пощадила и его детей. Шостакович вспоминал, как его сына Максима, десятилетнего, на школьном экзамене по музыке заставили прилюдно очернять родного отца. Что поделаешь? Нужно было срочно спасать положение. В 1949 году Шостакович пишет ораторию «Песнь о лесах» на стихотворение Евгения Долматовского (1915-1994). За ораторию «Песнь о лесах» и музыку к фильму «Падение Берлина» (1949 г.) в 1950 году Шостакович получил Сталинскую премию 1 степени.

Оратория «Песнь о лесах»:

image Click to view



Довольный Сталин решил положить конец травле Шостаковича. В марте 1949 года проводилась Всеамериканская конференция в защиту мира. По личному желанию Сталина Шостакович принял участие в этой конференции. По возвращении домой, Дмитрий Шостакович, который дружил с поэтом Долматовским, написал на его стихи популярную песню «Родина слышит, Родина знает». Стихотворение было навеяно подвигами военных летчиков. Недаром мелодия песни долгие годы служила позывными Всесоюзного радио, а в 60-х годах стала своеобразным гимном космонавтики, с подачи Ю. Гагарина. В сохранившейся стенограмме его старта записано, как он напевал «Родина слышит», а сам он сказал после приземления:
«… Был полон радости, когда коснулся Земли. Когда спускался, то пел песню: «Родина слышит, Родина знает».
Одним из лучших считается исполнение песни, где солирует Женя Таланов.

Песня «Родина слышит»:

image Click to view







Последним сочинением Дмитрия Шостаковича стала «Соната для альта и фортепиано», или «Альтовая соната». В конце жизни композитор сильно болел, страдая от рака легких. У него также было сложное заболевание, связанное с поражением мышц ног. Дмитрий Шостакович ушел из жизни 9 августа 1975 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. Сохранилась речь композитора Георгия Свиридова, подготовленная им для гражданской панихиды:

«Музыка его остается здесь, на земле. Его музыка звучит повсюду. Можно сказать, что воздух над землей постоянно заполнен звуками его музыки. Мягкий, уступчивый, нерешительный подчас в бытовых делах - этот человек в главном своем, в сокровенной сущности своей был тверд как кремень. Его целеустремленность была ни с чем не сравнима».

Резник Марина Васильевна

Шостакович, композитор, музыканты

Previous post Next post
Up