«Искусство любить» - 65 лет книге Эриха Фромма

Aug 20, 2021 09:00


«Действительно ли любовь - искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение?»
Э. Фромм

Немецкий социолог и философ Эрих Зелигманн Фромм (1900-1980) - автор популярных работ по психологии. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, он стремился разрешить основные противоречия человеческого существования.

Пути выхода из кризиса современной цивилизации Фромм видел в создании здорового общества, основанного на принципах и ценностях гуманистической этики.

Переосмысление и творческое развитие теории З. Фрейда поставило Фромма во главе одного из направлений современной науки - неофрейдизма.

Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы формирования личности и тем самым уравновесить эти два первостепенных начала.

Основная тема произведений Э. Фромма - это раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного начала. Известны его работы: «Бегство от свободы», «Искусство быть», «Анатомия человеческой деструктивности», «Человек для себя», «Теория Фрейда», «Иметь» или «быть» и др.

Среди его произведений особенно выделяется книга «Искусство любить». Это настоящее исследование природы любви, учебник любви. Впервые книга вышла в 1956 году и с тех пор ежегодно переиздается. Сегодня книга «Искусство любить» изучается в педагогических вузах, она входит в образовательный стандарт таких дисциплин, как психология, педагогика, современные проблемы науки и образования.


По мнению Э. Фромма любви, как и всякому искусству, непременно нужно учиться. Ведь любовь - не просто приятное чувство от просмотра романтического фильма или чтения романа. Большинство людей хотят быть любимыми, но готовы ли они любить в ответ?

Другое заблуждение состоит в том, что люди думают, что любить просто, если есть подходящий объект для любви. Для современной культуры потребления стало характерным отношение к любви как к процессу взаимовыгодной сделки. Любовь стала человеческим товаром, она зависит от привлекательности человека, успешности, перспективности.

Зачастую люди путают и чувство влюбленности с перманентным состоянием любви. После непродолжительного времени, когда острота первых эмоций спадает, пара может быстро начать испытывать раздражение и разочарование друг от друга.

Любить нелегко, этому нужно учиться, чтобы сохранить отношения и семью. Ведь не существует другой такой деятельности, которая начиналась бы с самых больших надежд и не терпела бы крах с такой неизменностью, как любовь.

Любовь является ответом на саму проблему человеческого существования. Мы живем на свете только потому, что существует любовь.

Человек - часть природы, он вышел из животного царства, сохранив часть инстинктов. Любовь является ответом на проблему существования, она решает парадокс жизни: два существа становятся одним, оставаясь при этом двумя, и они же могут породить третьего - дать новую жизнь, свое продолжение.

Любовь является активной силой в жизни людей, она спасает нас от одиночества и изоляции. В виде активности любовь выражается в процессе «давания», хотя многие считают, что любить - это брать. Что значит давать? Давать - не значит становиться беднее или терять что-то.

Также давать - не значит просто жертвовать. Это процесс щедрости, процесс, при котором человек может почувствовать себя всемогущим, ведь он может что-то дать другим. Сила любви в том, что она рождает другую любовь в ответ. Реализация этой силы возможна только в том случае, когда человек перешел от уровня нарциссизма - любви к себе, к более зрелой любви, которая не боится отдать себя.

Согласно учению Фромма, существует набор элементов, общий для всех форм любви: забота, ответственность, уважение и знание. Забота ярко представлена любовью матери к ребенку. Мама активно заинтересована в жизни и развитии своего малыша.

Благодаря заботе и заинтересованности образуется следующая форма любви - ответственность. Ее можно понимать, как готовность отвечать, нести ответственность за удовлетворение нужд и потребностей любимого существа. Также в ответственности есть такая грань, как уважение. Уважать другого, значит позволить ему расти, развиваться таким, каков он есть. Но уважение не возникает на пустом месте. Только зная человека, мы можем его уважать.

При рождении новый человек испытывает потребности в тепле, сне, еде. Он воспринимает мать как продолжение себя, и в то же время как источник для удовлетворения его потребностей. Но любит младенец пока только себя, потому что детская любовь эгоистична, тем более любовь новорожденного. С возрастом ребенок учится воспринимать вещи такими, как они есть.

Он начинает чувствовать и понимать, что близкие люди заботятся о нем, и учится любить в ответ. При этом есть большая разница в любви материнской и отцовской. Материнская любовь безусловна - мама любит малыша просто за то, что он есть на свете. Отцовскую любовь еще нужно заслужить, это тип обусловленной любви. Ее можно получить, если ребенок соответствует ожиданиям родителя, слушается его.

Если в первые годы жизни очень важна для ребенка материнская любовь, то постепенно, по мере взросления, ребенок поворачивается к отцовской любви, потому что отец учит ребенка, как правильно узнать дорогу в мир, учит его правилам, по которым нужно действовать в жизни. И если функция матери - обеспечить ребенку безопасность, то функция отца - научить его справляться с проблемами.

В зрелом возрасте каждый человек носит в себе две любви - происходит синтез материнской и отцовской любви, который обеспечивает человеку духовное здоровье и зрелость.
Эрих Фромм интервью 1958 г.
Каждый человек является продуктом какой-то определенной культуры и общества, в котором он вырос. В современном западном обществе произошел распад любви, так как социальная структура общества не способствует развитию духа любви.

Наоборот, возникло большое количество форм псевдолюбви. Особенно это стало заметным в начале XX века после Первой мировой войны. Тогда возникло мнение, что основой семейной жизни является сексуальное удовлетворение супругов. Не принималась в расчет истина о том, что если люди любят друг друга, то они будут счастливы во всех аспектах семейной жизни.

Но есть и невротическая любовь, опасная для индивидуума и окружающих. Примером невротической любви может являться недостаток любви со стороны отца или матери. Причиной неврозов может стать излишне властный родитель, слабый или безразличный.

Тогда человек не способен быть хозяином своей жизни, он склонен подвергаться различным влияниям, потому что нуждается в той заботе, которую не получил от родителей. Если в семье родители не любят друг друга, но живут вместе из-за детей, то дети могут чувствовать соответствующую атмосферу в семье, даже если родители сдержанны.

Дети могут уйти в свой собственный мир и там переживать те эмоции, которых были лишены в семье. «Сентиментальную любовь» также можно отнести к невротической любви. Многие люди в поисках сильных чувств увлекаются любовными историями, песнями, фильмами.

В реальной жизни они слишком холодны и не могут раскрыть свои чувства. Абстракция любви во времени показывает, что люди всегда идеализируют прошлое, приукрашивают его. Так, пара может вспоминать вместе прожитое прошлое как время, полное любви, хотя оно и не являлось таковым на самом деле.

Один из самых ярких и точных примеров невротической любви отражается во взаимной проекции. Каждый из пары начинает искать в другом человеке те недостатки, которые есть в нем самом. При этом пытается не только изобличить их, но исправить или даже наказать. На самом же деле так люди пытаются уйти от собственных проблем.

Для того чтобы научиться практике любви, важно знать требования, которые любовь предъявляет человеку. Любая практика требует дисциплины. Нужно постепенно приучать себя к ней. Любовь требует также сосредоточенности.

Быть сосредоточенным, значит стараться всегда жить в настоящем, ценить каждую минуту жизни. Без терпения невозможно добиться чего-либо в жизни. Любовь не является продуктом экономики, который можно получить быстро или за деньги.

Любовь требует времени и терпения. Наконец, в объекте любви необходимо быть заинтересованным. Примером может быть любовь родителей к ребенку. Воспитывая ребенка, родители заинтересованы в том, чтобы он вырос хорошим и вкладывают в него то, что желательно для развития его возможностей.

В образовательной практике большую роль играет учитель, педагог. Э. Фромм не зря говорит о высокой роли гуру - духовного наставника в Индии и учителя в Китае. Можно отметить, что и в России учитель тоже больше чем учитель.

По крайней мере, общество до сих пор видит в нем образец поведения и воспитания. Высокие человеческие установки учителя дают ему возможность помочь ребенку справиться с проблемами в школе и дома. Многие взрослые на протяжении всей жизни вспоминают одного особенного учителя, который дарил внимание, заботу, теплоту, когда ученик нуждался в добром и мудром взрослом.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна

что_читать, психология

Previous post Next post
Up