Из прочитанного… «Духовный наследник»

May 01, 2021 10:00

Библиотекарь городского абонемента Никита Лейченко о книге Ильи Оганджанова «Человек ФИО».

Классическая русская литература, по мнению многих литературных критиков, всегда отличалась своим пристрастием к созданию «героя-страдальца», мучающегося от несовершенства окружающего мира или среды, в которой он живет.


Герои произведений русской литературы часто несчастны, несмотря на кажущееся благополучие; их философские метания и поиски мучительны и порою бесплодны, а само бытие кажется им блеклым и серым.

Достаточно вспомнить многих героев Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Чехова и многих других.

Сегодняшние тенденции в современной литературе претерпевают некоторые изменения. На смену уязвимым героям прошлого пришли герои кажущиеся сильными, независимыми, а их душевные метания и размышления сменились мыслями и чувствами более приземлёнными.

Но остались в современной литературе и те, кто унаследовал классическое «русское» желание разобраться с собой и миром, сохраняя глубину мысли и поиски смыслов. Одним из таких является Илья Оганджанов, и его герои в романе «Человек ФИО».

Мозаики судьбы

Основные декорации романа - Россия 90-х годов. Бедная, несчастная Родина, как и герои рассказов… Ведь с кризисом экономическим чаще всего наступает и кризис духовный. Герой рассказов - обычный, «усреднённый» человек той эпохи.

Не зря книга называется «Человек ФИО» - ведь многие подобные события происходят с нами и по сей день: со страниц книги на нас смотрят мамы и папы, друзья и родственники, незнакомцы и возлюбленные.

Истории в книге короткие, но пронзительные и очень личные. Вот герой рассказывает, как он мысленно беседует со своим не родившемся ещё малышом.

Отец рассказывает крохе обо всём - истории из жизни, говорит с ним о погоде, о музыке. Герой, очевидно, одинок и ждет рождения ребенка, который станет ему не только родным, но и духовно близким. Видно, с каким трепетом и любовью отец относится к своему еще не рожденному чаду. Рассказ кончается неожиданно и драматично: «А потом тебя не стало. Твоя мама пришла и сказала, что сделала аборт…»

В другом рассказе герой гуляет по ночному Петербургу и видит проходящую мимо жрицу любви. Он не смотрит на неё с презрением, а начинает размышлять о её судьбе - ведь она такой же человек, только вот судьба её сложилась так, что она пошла «по кривой дороге жизни».

Третий фрагмент - герой с товарищем выпивают в небольшой фельдшерской комнате медицинский спирт, рассуждая обо всём на свете. Идиллию нарушает вызов - в отделение поступил гражданин с обморожением конечностей.

Протагонист и врач кидаются спасать бедолагу и перед ними открывается страшная картина - поступивший избит до полусмерти, облит водой на морозе, а пальцы на ногах попросту отстали от тела…

Новое мышление

Первое, что понравилось в книге - её форма. Перед нами не просто роман, а «роман в рассказах». Небольшие зарисовки из жизни, которые порой не связаны друг с другом ни идейно, ни во времени. Из этих историй и собирается «мозаика» романа.

Думаю, современному читателю понравится разбивка романа на рассказы. Этот прием вписывается в современный образ мышления: социальные сети и короткие рекламные ролики заставляют нас думать клипово, отрывисто. Разница лишь в том, что здесь небольшие рассказы ближе к концу формируются во вполне себе объёмный и многогранный роман.

Тревожные мысли

Но главным достоинством романа является его идейное наполнение. Оганджанов в своём произведении поднимает множество вопросов, как мы отмечали, «классических», типичных для русской литературы. Здесь вам и мечта об эмиграции, и размышления о жизни и смерти, и реакция на неразделённую любовь. Судьбы героев, их внутренний мир и мысли - вот что занимает в романе главное почётное место.

И удивительное дело - на не новые вопросы чаще всего получают не новые ответы. Но то ли эпоха постмодерна накладывает на себя отпечаток, и старые ответы воспринимаются тобой совершенно по-новому, то ли грязные декорации, разваливающейся по швам страны, роднее, чем идеализированные цветущие сады XVIII-XIX веков, но книга становится для тебя невероятно личной, требующей душевных затрат и сострадания.

что_читать, книга, художественная литература

Previous post Next post
Up