Из первых двух лет отдела редких книг #творческиелюди

Mar 24, 2021 11:09

Продолжаем рассказывать о творческих коллегах в рамках региональной акции "Творческие люди".

44 года работает в краевой научной библиотеке Александра Борисовна Шиндина, из них 30 лет она была заведующей отделом редких книг. Является экспертом по культурным ценностям (печатные документы и архивные материалы) Управления Министерства культура Российской Федерации по Сибирскому Федеральному округу.
Заслуги Александры Борисовны оценены званием Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2002 г.).

Предлагаем познакомиться с воспоминаниями А. Б. Шиндиной.

В отдел редких книг Красноярской краевой научной библиотеки имени В.И. Ленина меня пригласила в январе 1977 г. её директор Евгения Степановна Пономарёва. Она знала меня ещё по работе в краевой детской библиотеке, куда по распределению я приехала молодым специалистом после окончания в 1969 г. Ленинградского государственного института культуры имени Н.К. Крупской. Помню её тогда по своему первому впечатлению - высокая, очень красивая и эффектная белокурая женщина чуть старше тридцати лет. Она направила меня работать в отдел комплектования и обработки краевой детской библиотеки, через месяц назначила заведовать им, а ещё через месяц объявила выговор. По делу, конечно, а также в воспитательных целях.

Под руководством Евгении Степановны я проработала пять лет. Она была решительным, требовательным, прозорливым и умным директором, обладавшим административным талантом, который не позволял ей размениваться по мелочам. Не случайно в итоге своей карьеры она стала начальником Управления культуры Красноярского края, а потом и начальником Управления библиотек Министерства культуры СССР. И я благодарна судьбе за то, что именно она была моим первым руководителем, и очень жалею, что в стенах Красноярской краевой научной библиотеки мне довелось поработать под её руководством всего только три месяца.



А. Б. Шиндина в отделе редких книг

В её недолгую трёхгодичную бытность директором Красноярской краевой научной библиотеки был создан отдел редких книг, причём, раньше, чем во многих других регионах. А создаваться такие отделы стали после принятия 29 октября 1976 г. Закона СССР об охране и использовании памятников истории и культуры, к которым наряду с выдающимися произведениями живописи, скульптуры, архитектуры и т. п. в законе были отнесены и книжные памятники. Но ещё до принятия закона Е.С. Пономарёва выделила помещение из двух смежных комнат на 4-м этаже библиотеки и назначила двух сотрудников Л. Н. Оводенко и И. И. Ожиганову производить отбор редких и ценных изданий в отделе хранения основных фондов. К открытию отдела ими было отобрано свыше 1700 книг и журналов, а также несколько больших папок с листовками, коллекцией театральных билетов и архивными документами. Вскоре главный библиотекарь Л. Н. Оводенко, педагог по образованию, уволилась, на её место в конце января 1977 г. приняли меня. С 1-го февраля 1977 г. в структуре библиотеки был официально утвержден отдел редких книг со штатом из двух сотрудников - заведующего отделом и старшего библиотекаря.



И. И. Ожиганова

Вдвоём с Ириной Ивановной Ожигановой мы продолжили комплектование фонда, формирование коллекций редких и особо ценных изданий и экземпляров, организацию их учёта и создание справочно-библиографического аппарата отдела. В первый год работы отдела статистический учёт читателей не вёлся, но книги по запросам читателей выдавались, и экскурсии по заявкам других отделов библиотеки проводились. Ирина Ивановна проводила их очень хорошо и с большим желанием. Она тоже была выпускницей Ленинградского государственного института культуры имени Н.К. Крупской и в отделе редких книг работала с увлечением и энтузиазмом.

Хорошо запомнилось, как в 1977 г. впервые в жизни, без всякой подготовки мы начали описывать книги кирилловской печати XVII в., дав согласие на участие в проекте Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (ГБЛ) по созданию Сводного каталога старопечатных изданий кирилловского и глаголического шрифтов. Описание нужно было выполнять по методике, разработанной отделом редких книг ГБЛ. Работа оказалась необычной, но чрезвычайно интересной. Книг XVII в. было к тому времени в отделе всего пятнадцать экземпляров, поэтому вскоре выпущенное в виде небольшой брошюры «Описание изданий кирилловского шрифта 17-го века, хранящихся в фонде Красноярской краевой научной библиотеки имени В.И. Ленина» (Красноярск, 1977), было выслано в ГБЛ.



Как первый опыт, эта работа, конечно же, имела свои слабые стороны. Главную ошибку нам исправили, запросив фотокопии наиболее характерных графических элементов двух изданий. Сделать это в библиотеке в те времена было не просто. Ирина Ивановна пригласила в отдел знакомого книголюба из Вычислительного центра, в котором выступала с книговедческой лекцией. Он пришёл с фотоаппаратом и сфотографировал страницы с заставками, концовками, инициалами. Фотографии в натуральную величину мы выслали Евгению Львовичу Немировскому, который в то время возглавлял отдел редких книг ГБЛ. В действительности одно из изданий оказалось более поздней старообрядческой перепечаткой «Псалтири» с выходными данными XVII века. Вскоре в газете «Книжное обозрение» появилась заметка о подготовке сводного каталога книг кирилловской печати, в которой, между прочим, упоминалось о том, что Красноярская краевая научная библиотека одной из первых описала своё собрание, были даже названы имена составителей.

Этим, однако, не ограничилось. Заметку в «Книжном обозрении» прочитал один из крупнейших специалистов по раннему восточнославянскому книгопечатанию, большой друг русской книги Джон Симмонс (1915-2005) из Оксфорда. В 1978 г. он написал директору нашей библиотеки (в то время Алевтина Ивановна Савченко) письмо с просьбой выслать ему копию нашего каталога. Мы, конечно, были приятно удивлены, выслали свою работу в Англию, пояснив, что это не издание, а лишь распечатанная в виде брошюры информация для сводного каталога. Вскоре от Дж. Симмонса пришло подробное благодарственное письмо с хорошим отзывом на описание книг и некоторыми советами. К письму были приложены старинные виды известной с XVШ в. Кодрингтонской библиотеки в Оксфорде, в которой Джон Симмонс в то время работал. Позже на описание книг XVII в. пришел также запрос из Болгарии и из нескольких учреждений СССР. Такой резонанс не мог не порадовать.



Ирина Ивановна чрезвычайно любила театр и очень сдружилась с актёрами Красноярского театра юных зрителей, гоняла с ними на велосипедах по бетонке, часто бывала в актёрском общежитии «на Цирке». Изредка в отдел редких книг приходила её подруга актриса ТЮЗа Ида Петровна Роут, эмигрировавшая вскоре в Германию. В конце 1978 г. Ирина Ивановна тоже покинула Красноярск, вернувшись в Ленинград. Её любовь к театру выразилась в том, что она устроилась на работу в старейшую, основанную ещё в 1756 г., Санкт-Петербургскую государственную театральную библиотеку, что на знаменитой улице Зодчего Росси в самом центре Петербурга. Живёт она рядом с работой в большой квартире на ул. Рубинштейна с мужем-врачом и двумя уже взрослыми детьми. Как зав. отделом новых информационных технологий Театральной библиотеки С.-Петербурга Ирина Ивановна несколько лет назад приезжала в Красноярск на Юдинские чтения.

А. Б. Шиндина

наша библиотека, культура, библиотекари, редкие книги

Previous post Next post
Up