В том, что Луна твердая и на нее можно совершить мягкую посадку, был уверен гениальный конструктор Сергей Павлович Королев. Когда автоматическую станцию «Луна-9» готовили к полету, между сотрудниками на совещании были споры - а вдруг на Луне огромный слой пыли и станция просто утонет? Что если Луна мягкая как сыр? Никто тогда не знал наверняка. С. П. Королев был ознакомлен с работами вулканолога Генриха Штейнберга и верил, что у Луны твердый грунт. Будучи главным конструктором, С. П. Королев взял всю ответственность за возможную неудачу на себя.
Научное предвидение не подвело Королева. Первая мягкая посадка на Луну была осуществлена 3 февраля 1966 года. Масса станции в момент ее выхода на траекторию полета к Луне составляла 1583 кг. Стартовала она с орбиты искусственного спутника Земли и кроме научной аппаратуры имела специальную двигательную установку для коррекции траектории полета и торможения при полете к Луне, а также отсек управления. «Луна-9» провела семь сеансов радиосвязи с Землей и по телеканалам передавала изображение панорамы лунной поверхности. Семьдесят пять часов на поверхности Луны работали системы советской автоматической станции.
Луна-9. Советская кинохроника, 03.02.1966 г.
Click to view
Луна - самое близкое к Земле небесное тело Солнечной системы. Она является естественным спутником Земли. Среднее расстояние от Земли до Луны равно 384400 км. Вес всякого предмета на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. Луна все время обращена к Земле одной и той же стороной. Это объясняется тем, что она вращается вокруг своей оси с таким же периодом, с каким обращается вокруг Земли. Для полета на Луну требуется значительно меньше времени, чем для полета к более удаленным планетам. Всего несколько дней нужно для того, чтобы совершить полет к Луне, в то время как для любого другого межпланетного перелета потребуются месяцы и годы.
Землю и Луну часто рассматривают как единую динамическую систему. Общий центр масс этой системы, барицентр, располагается на линии, соединяющей центры обоих тел, и отстоит от центра Земли примерно на 5000 км. В отличие от Земли Луна почти лишена атмосферы. Следовательно, при посадке на Луну нет возможности погасить кинетическую энергию корабля путем превращения ее в тепло, как это делается при движении в атмосфере. Поэтому на корабле необходимо иметь специальное устройство для торможения и амортизации удара в момент посадки.
Новую эпоху в изучении Луны открыл полет советской космической станции «Луна-1», начавшийся 2 января 1959 года. 4 января станция пролетела вблизи Луны на расстоянии 5000-6000 км от ее поверхности и стала первой в мире искусственной планетой Солнечной системы. Она и сегодня летает в космосе между орбитами Земли и Марса, делая один оборот вокруг Солнца за 450 суток. Вторая лунная станция - «Луна-2» стартовала 12 сентября 1959 года. На ней находились вымпелы с изображением Государственного герба Советского Союза. 14 сентября станция осуществила жесткую посадку на поверхность Луны. Впервые тело, покинувшее Землю, опустилось на Луну.
Полет станции «Луна-9» доказал возможность осуществления мягкой посадки космических аппаратов на лунную поверхность. Исследования, проведенные ею, имели важное значение для понимания процессов, протекающих на Луне.
Подробнее о покорении Луны здесь:
Баженов, Владимир Иванович. Посадка космических аппаратов на планеты / В. И. Баженов, М. И. Осин. - Москва : Машиностроение, 1978. - 157, [2] с.
В книге рассмотрены вопросы, с которыми встречаются разработчики посадочных и спускаемых космических аппаратов при исследовании их структуры и режима движения. Изложены методы параметрических расчетов спускаемых аппаратов различных типов, сформулирована задача поиска их оптимальных параметров и описаны методы физического моделирования. В книге описаны аналитические методы исследования динамики спуска и мягкой посадки космических аппаратов на планеты.
Ефанов В. Автоматические космические аппараты на службе науки / Владимир Ефанов, Максим Мартынов, Константин Пичхадзе // Наука в России. - 2012. - № 5. - С. 66-71
Статья посвящена 75-летию Ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени Научно-производственному объединению им. С. А. Лавочкина - ведущему предприятию (с 1965 г.) ракетно-космической отрасли России по созданию автоматических космических аппаратов для фундаментальных научных исследований.
Маленков, Михаил Иванович. "Прошло 40 лет, а результаты "Лунохода-1" так никто и не превзошел" / [интервью провел] Павел Шаров // Новости космонавтики. - 2011. - Т. 21, № 1 . - С. 56-59
Непосредственный участник советской лунной программы Михаил Маленков рассказал корреспонденту журнала об истории ее развития, об участии С. П. Королева, секретного института ВНИИ-100 и многих десятков неизвестных нам инженеров-конструкторов в ее реализации. Вся эта команда добилась немалых успехов в создании оригинального аппарата Луноход-1.
Пономарев, Александр Николаевич. Годы космической эры / А. Н. Пономарев. - Москва : Воениздат, 1974. - 290, [1] с.
Автор - известный авиационный специалист, доктор технических наук, опубликовал ряд трудов по авиации и космической технике, в том числе «Пилотируемые космические корабли», «Авиация на пороге в космос», в которых в научно-популярной форме говорилось об освоении космоса человеком. Космическая техника бурно развивается, человек осуществил посадку на лунную поверхность. В книге Александра Николаевича Пономарева описываются космические корабли типа «Союз», летающие орбитальные станции «Салют», а также космические аппараты «Аполлон», с помощью которых осуществлена посадка человека на Луну, их устройство, двигательные ракетные установки, обеспечение жизнедеятельности в кабинах космических кораблей.
Системы обеспечения посадки на Луну и планеты солнечной системы / В. Верба [и др. ] // Радио. - 2011. - № 8.- 2-я с. обл., с. 8-9
В статье рассказывается о разработке и создании радиолокационных систем для обеспечения мягкой посадки космических аппаратов на поверхность Луны и планет солнечной системы.
Шубин, Павел Сергеевич. Луна. История, люди, техника: история изучения естественного спутника Земли. - Москва : АСТ, 2019 - . - 24 см. - (Наука Рунета). Т. 1 : 1953-1965 годы. - 2019. - 383 с.
За несколько десятилетий написано немало об истории изучения Луны, о межпланетных станциях и ракетах-носителях, о «лунной гонке», о самых разных проектах и достижениях. Однако книгу «Луна. История, люди, техника» можно по праву считать самым полным, самым детализированным и хронологически упорядоченным изданием, включающим в себя никогда не публиковавшиеся материалы, а также отчеты, документы и фотографии, которые еще вчера проходили под грифом «Секретно». Какими темпами двигалось человечество к небесной соседке, какие этапы, трудности и открытия были на этом пути, читателям рассказывает Павел Шубин - математик, автор научно-популярных книг и статей об истории освоения космоса, специалист по межпланетным станциям и научным аппаратам.
Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна