Предприниматель, меценат, деятель русской культуры

Jan 20, 2021 10:00

Савва Иванович Мамонтов - один из крупнейших российских предпринимателей и меценатов XIX века. Его имя связано со строительством железнодорожных магистралей в России, самой сложной из которых была дорога, проложенная от Ярославля до Архангельска.

Однако главная его заслуга перед потомками состоит в другом. Человек щедрой души, яркой самобытности, удивительного эстетического вкуса и высоких нравственных побуждений - он вписал своё имя в историю бескорыстным служением русской культуре. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - так современники называли этого бизнесмена-мецената современники.



Савва Мамонтов

Купец-миллионер Иван Федорович Мамонтов относился к увлечению своего сына Саввы театром и музыкой отрицательно. Он считал это вредным занятием и надеялся, что сын бросит его и займется торговым делом, тем самым, исправит свое отношение к жизни.

Иван Федорович возлагал большие надежды на Савву как наследника своего предприятия, находя в нем единственно подходящую кандидатуру, из своих трёх старших детей. Он отправляет Савву в тяжелые и длительные поездки в Баку и Афганистан, для того чтобы сын приобрел опыт, помогающий решать экономические вопросы и жизненные трудности. По возращению Савва Иванович принимает предложение отца возглавить бизнес.

В 1870 году Савва Мамонтов приобретает имение Абрамцево, расположенное недалеко от Троице-Сергиевской лавры. Под влиянием радушного хозяина в Абрамцево возникает «мамонтовский кружок», объединивший талантливых художников. В подмосковной усадьбе были созданы произведения, составившие золотой фонд национального искусства: «Проводы Новобранца» и портреты Мамонтовых Репина; «Богатыри», «Битва русских со скифами», «Ковер-самолет» Васнецова, «Сидящий демон» Врубеля, знаменитый портрет дочери Мамонтова очаровательной Веры - «Девочка с персиками» Серова.









«Васнецова в люди вывел, Косте Коровину дорогу расчистил, теперь с Врубелем возится, как мать с новорожденным», - писал Александр Валентинович Амфитеатров о Савве Мамонтове.

«Твой дом, как сердце твоё, был открыт для всех нас. И мы тянулись туда, как растения к теплу. Не твое богатство манило нас…, а то, что в твоём доме мы, художники, чувствовали себя объединёнными, обогретыми, бодрыми духом…» - писал скульптор Марк Матвеевич Антокольский.

Мамонтов любил живопись. Но при всей своей любви к произведениям искусств, людей, создавших эти произведения он любил больше. Он ощущал необходимость дышать с ними одной жизнью, ибо в душе был больше художником, чем коммерсантом.

О другом его свойстве писал в своё время художник-живописец Игорь Грабарь: «Мамонтов по своему духовному складу был меньше всего коллекционером, ибо ничто не было ему столь чуждо, как привычка оглядываться назад. Он смотрел только вперед, любил созидать, а не подводить итоги, любил грядущее, молодое, а не отживающее. Оттого он так страстно увлекался каждым новым явлениям, оттого он так всю жизнь казался рядом уравновешенными и мудрым, и холодным Третьяковым каким-то неистовым искателем новых дарований».

Но Мамонтов увлекался не только живописью. Он любил театр и музыку и поэтому открыл Московскую частную русскую оперу.



Здание Московской частной русской оперы



Репертуар его театра качественно отличался содержанием от казенных театров: здесь звучит музыка русских композиторов Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова. Декорации к спектаклям пишут Коровин, Серов, Васнецов - лучшие художники того времени. На сцене Мамонтовской частной оперы дебютировал великий русский бас - Фёдор Шаляпин.

Сергей Рахманинов позже напишет: «В некотором отношении, влияние Мамонтова на оперу было подобно влиянию Станиславского на драму».

Спектакли, поставленные на сцене Частной оперы, имели грандиозный успех, и Мамонтов при их создании выступает не только как продюсер, но и художественный руководитель.

В судьбе предпринимателя и мецената были и взлеты, и падения. Огромная популярность его личности вызывали зависть у недоброжелателей.
В 1887 году случился конфликт с могущественным чиновником Сергеем Юльевичем Витте, по инициативе которого, как полагают многие исследователи, Савва Мамонтов был разорен и чуть не оказался в тюрьме.


Мамонтов прекрасно знал, что величие России может складываться, если в равной мере развивается промышленность, транспорт, культура. Но культура относится к непроизводственной сфере, она требует постоянных финансовых вложений, внимания со стороны государства и бизнеса. Он и руководствовался этим в своей деятельности как государственный человек.

В своем книжном фонде Государственная универсальная научная библиотека Красноярского Края имеет много документов о Савве Мамонтове. Среди них книги: М. Копшицер «Савва Мамонтов», Некрасов М. «Савва Мамонтов: Молодые годы» и другие издания. Приглашаю вас в библиотеку, чтобы больше узнать о нашем знаменитом соотечественнике.

Татьяна Юрьевна Фирсова, библиотекарь отдела городского абонемента

книга, живопись, мемуары, история, искусство

Previous post Next post
Up