Григоренко Александр Евгеньевич родился в 1968 году в Новочеркасске. Закончил Кемеровский государственный университет культуры. Живет в городе Дивногорске в Красноярском крае, автор множества очерков, эссе и рассказов, опубликованных в местных периодических изданиях.
Практически все произведения Александра Григоренко яркие, мощные, выделяющиеся на фоне отечественной литературы. Это персонажи и события, которые надолго остаются в мыслях и сердцах читателей.
Первый значительный роман писателя «Мэбэт» был номинирован на премию «Большая книга» в 2012 году, через год - второй роман «Ильгет. Три имени судьбы» вошел в шорт-лист литературной премии «НОС». Третья книга - повесть «Потерял слепой дуду» одержала победу в номинации «XXI век» литературной премии «Ясная поляна» в 2016 году.
Произведения Александра Григоренко мне бы хотелось посоветовать прочесть всем тем, кто в настоящее время пал духом, потерял опору под ногами, причины на то могут быть самые разные. Через его книги можно увидеть, что как бы силен морально и физически не был человек, испытания неизбежны, а в поисках ответов на вопросы и ради обретения себя иной раз приходится и жизнью рискнуть («Мэбэт», «Ильгет»).
Если же вы относитесь к той категории прагматичных читателей, кого смелыми поступками книжных героев уже не удивить, повесть «Потерял слепой дуду», покажет, что в нашем современном мире есть те, кто неистово нуждается в героизме, силе, великодушии и человечности. Есть те, кому в настоящий момент в разы, нет, в десятки, сотни раз труднее, чем вам, и надежды на выход из трудной ситуации у таких людей нет совсем («Потерял слепой дуду»).
«Мэбэт» и «Ильгет. Три имени судьбы». Сам автор в одном из интервью признался, что это по сути одна книга, только с разными сюжетами. Действительно, получилась дилогия, в которой стиль повествования схож. Это эпос, созданный на основе фольклора коренных народов Сибири, о людях тайги.
«Мэбэт»
В «Мэбэте» - рожденный на зависть другим главный герой, не знал ни горя ни печали, несчастья его обходили стороной, удача шла с этим человеком рука об руку. Вот всем бы так жить! Смелым, сильным, а главное - счастливым.
«Так шла его жизнь, был он молод и рад себе. Даже боги не решались поднять свой гнев на столь счастливого человека. Все сходило ему с рук: бесплотные будто играли сами с собой, давая одному из смертных право не покоряться тому, чему покоряются все. Безоблачной участью Мэбэта забавлялись боги с людьми, и люди мучились, глядя на эту невиданную жизнь. От сомнений и зависти они прозвали человека рода Вэла «любимцем божьим», и это прозвище он носил до конца дней».
На протяжении всего повествования мы с удовольствием следим за приключениями Мэбэта, наблюдая и восхищаясь. Однако, на закате жизни к главному герою приходит откровение, что вся его удачливость, не более чем шутка богов и необходимо пройти ряд испытаний, чтобы прожить свою истинную жизнь…
«Ильгет. Три имени судьбы»
Примечательно, что вторая часть дилогии - роман «Ильгет. Три имени судьбы» был задуман писателем гораздо раньше первой части, а писал автор о себе (внутреннее отождествление с главным героем). И вновь красивый, будто пришедший из далекого прошлого язык повествования. Читаешь и поражаешься, что всё это пишет наш современник, а ведь изложенные события происходили примерно 800 лет назад. В первом романе больше мистической составляющей, здесь же всё более настоящее, земное.
В отличие от «Мэбэта», в книге герой из ничтожного, маленького человека (Вэнга - Собачье Ухо) идет к внутреннему развитию, личностному преображению и росту (Сэвси-Хаси - Слепой-и-Глухой). Идет не легким путем, через удивительные приключения, и настоящие испытания.
«Я знаю, что жить без страха - великое благо, оно досталось мне без заслуг, только ради того, чтобы я понял, как это хорошо - жить и не бояться. Я буду рассказывать об этом всем, с кем сведет меня судьба, а сам буду вглядываться во всякую жизнь, чтобы найти в ней мудрость и что-нибудь похожее на чудо, подаренное мне, маленькому человеку, Слепому-и-Глухому».
«Потерял слепой дуду»
Произведение, отражающее события наших дней - глубокая драма «Потерял слепой дуду», - иная грань писательского мастерства Александра Григоренко. Лаконичный красивый, современный язык повествования. Начало с элементами мистики несет двойной и противоположный посыл. С одной стороны, притупляет бдительность читателя, позволяя надеяться, что всё изложенное не совсем правда, а значит душевного надрыва удастся избежать. С другой же стороны, очень чувствительные любители литературы сразу заподозрят неладное, тревогу, и даже беду.
В целом, это повесть о судьбе глухонемого человека в наши дни. А также о людях, разных: пропащих и душевно нищих, и настоящих, способных поворачивать свою и чужую жизнь от тьмы к свету, излучающих тепло и заботу. Все герои книги раскрываются перед нами благодаря инвалиду Шурику, через отношение к нему, этому несчастному, но очень необычному человеку с разрушенной жизнью.
«Он мог читать во сне, проснуться, опять уснуть и продолжить с того места, на котором остановился. Когда просыпался совсем, все забывал, но иногда какое-то событие оставалось в памяти, и настолько ясное, что он потом, через многое время, не мог разобрать, где он это увидел, в действительности или во сне. Такую он знал за собой особенность, втайне гордился ей».
Современный человек редко перечитывает уже прочитанные некогда книги. Новых написано так много, а свободного времени так мало. Если и возвращаются к чему-то, то, как правило, к классикам. В этом признаются читатели нашей библиотеки. С уверенностью могу сказать, что Александр Григоренко именно тот автор, к творчеству которого можно обращаться вновь и вновь. Его произведения - действенное лекарство от душевной черствости и внутренней слабости духа.
Приятного и полезного чтения!
Рогина Надежда Николаевна,
главный библиотекарь отдела городского абонемента