В 2020 году исполняется 150 лет с момента изобретения школьной парты. Многие годы школьная парта была главным оборудованием в классе, без школьной парты и школьной доски невозможно было правильно организовать школьный процесс.
Памятник школьной парте в Варшаве
«Профессиональные» болезни школьников - близорукость и нарушения осанки - беспокоили врачей ещё 150 лет назад. Одним из первых, кто поднял эту проблему, был петербургский офтальмолог Фёдор Эрисман, урождённый Фридрих Гульдрейх, человек интересной судьбы. Он родился в Швейцарии, где получил медицинское образование и познакомился с будущей женой Надеждой Сусловой. Она тоже училась медицине, и стала первой русской женщиной-врачом. Вместе супруги приехали в Россию, где Гульдрейх принял православие, стал Фёдором Фёдоровичем, и начал частную офтальмологическую практику. Он обратил внимание, что зрение у учеников к выпускным классам часто снижается. Обследовав учеников 15 гимназий, в 1870 году он опубликовал работу «О влиянии школы на происхождение близорукости», в которой прослежена и доказана зависимость появления глазных и телесных заболеваний от неправильного положения ученика за столом. А после придумал первую конструкцию парты, которая была названа его именем.
Фёдор Фёдорович Эрисман
Надежда Прокофьевна Суслова
«Правильная» школьная парта Эрисмана была изобретена в 1870 году. За основу он взял расчёты доктора Фарнера, который представил свою парту пятью годами ранее. Парта Эрисмана - это скреплённые между собой скамья и стол. Столешница наклонена: ученик, сидя ровно, видит книги и тетради под прямым углом. Скамейка заходит за край стола, спинка поддерживает поясницу, подставка даёт упор ногам.
Чертёж учебного стола системы Эрисмана
Это была жёсткая конструкция: ученик не мог ни отклониться от стола, ни ссутулиться за ним. Сидеть можно было только в одном положении, но благодаря эргономическим расчётам это было удобно. Кроме того, конструкция парты предусматривает максимально правильное расстояние от глаз ученика до текста в тетради или книге в 30-40 см. Парты изготавливали из дуба и выпускали в четырёх размерах - под разный возраст учеников. По указу Александра II их стали устанавливать во всех школах.
Одноместные парты
Парта Эрисмана была одноместной, что создавало трудности с их размещением в тесных классах, особенно в сельских школах. И вот Петр Феоктистович Коротков, сельский учитель из Пермской губернии, бывший студент, сосланный на Урал за революционную деятельность, внес существенные изменения в конструкцию парты. Он сделал парту двухместной, а также добавил несколько важных мелочей: крючки для сумок сбоку, выемки для чернильницы и перьев, полку для книг под столешницей. А также придумал откидную крышку - теперь ученик, вставая для ответа, не вылезал из-за парты, а одним движением откидывал вверх свою половину столешницы. Парта Короткова демонстрировалась на Сибирско-Уральской промышленной выставке в 1887 года в Екатеринбурге и была удостоена серебряной медали.
Земская школа 1908-1912 годы. Ученики уже за двухместными партами
Конструкция парты Эрисмана оказалась настолько удачной, что не потребовала никаких изменений полтора века. Министерство здравоохранения СССР разработало в 1958 году методичку по мерам профилактики расстройств зрения у детей дошкольного возраста и в годы школьного обучения, в документе было отмечено благотворное влияние парты не только на зрение, но и на весь детский организм.
Правильная посадка школьника при чтении и письме
Тогда же, в 50-е годы, был разработан ГОСТ на изготовление этого предмета школьной мебели. Стандарт определял пять размеров парт - в зависимости от возраста ученика высота заднего края крышки стола от пола была от 54 до 78 сантиметров, а высота сиденья - от 32 до 48. То есть внимание к зрению и осанке школьников проявлялось на государственном уровне. Парты Эрисмана поставили не только в начальной, но и в старшей и вечерней школах. Именно их можно увидеть во многих советских фильмах.
Парты Эрисмана в советском фильме «Весна на Заречной улице»
В 1970-х годах парты стали удешевлять: делать не из дорогого дерева, а из ДСП, сократили размерный ряд, скамью заменили стульями. Случилось то, против чего выступал Эрисман: ученики получили возможность отодвигаться от стола и менять позу, стали сутулиться. Старинные парты сначала оставались в начальной школе, потом только в первых классах, а потом и оттуда исчезли. В результате мы получаем «современные» болезни многих школьников - близорукость и отклонение позвоночника. Но сегодня некоторые школы возвращаются к «правильным партам».
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 парты с наклонной столешницей должны стоять хотя бы в начальной школе: «Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности должен составлять 7-15°» (использовать скамейки вместо стульев правила не разрешают). А классическую школьную парту сегодня мы можем увидеть в старых фильмах и музеях.
Советская школьная парта 1940-50-х годов в Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова
Лидия Катерняк