«Тайна трагедии 22 июня. Внезапности не было»

Jun 17, 2020 16:00

22 июня 1941 года началась война. Никто не знал тогда, что будет она Великой Отечественной. Погибнут миллионы людей. А до Великой Победы - 1417 дней! Первый день войны. Каким он был?

Олег Юрьевич Козинкин
«Тайна трагедии 22 июня. Внезапности не было»



Олег Козинкин - писатель, публицист, автор книг о причинах трагедии 22 июня 1941 года. Книга «Тайна трагедии 22 июня» представляет собой документальную дилогию. Первая книга «Внезапности не было» состоит из вопросов начальника Военно-научного управления Генштаба генерал-полковника А. П. Покровского и ответов комдивов, комкоров и командармов июня 1941 г.
Александр Петрович Покровский (1898-1979) - советский военачальник, генерал-полковник, пытался узнать правду о том роковом дне. Чтобы разобраться в трагедии 22 июня 1941 года генерал А. П. Покровский составил «Пять вопросов Генерального штаба». Их задали генералам приграничных военных округов в конце 1940-х - первой половине 1950-х годов.

1. Был ли доведен до войск в части, их касающейся, план обороны государственной границы; когда и что было сделано командованием и штабами по обеспечению выполнения этого плана?
2. С какого времени и на основании какого распоряжения войска прикрытия начали выход на государственную границу, и какое количество из них было развернуто до начала боевых действий?
3. Когда было получено распоряжение о приведении войск в боевую готовность в связи с ожидавшимся нападением фашистской Германии с утра 22 июня; какие и когда были отданы указания по выполнению этого распоряжения и что было сделано войсками?
4. Почему большая часть артиллерии находилась в учебных центрах?
5. Насколько штабы были подготовлены к управлению войсками и в какой степени это отразилось на ходе ведения операций первых дней войны?

«Практически все командиры от дивизии (и даже полка) и выше западных округов июня 1941 года отвечали на эти вопросы. Отвечали вплоть до штабов округов на июнь 41-го. Офицеры званием на начало 1940-х выше звания генерал-полковника А. П. Покровского - генералы армии, на эти вопросы также отвечали. А вот такие как маршал К. К. Рокоссовский и прочие маршалы вроде как официально на эти вопросы ответы не давали.

При этом формально это не было все же расследованием как таковым, ведь ответы генералов назывались не «показаниями», а «воспоминаниями». Особенно после 1953 года. Однако в 1956 году, в то время когда министром обороны СССР стал маршал Жуков, данное расследование было свернуто. Само «расследование» так и осталось «для служебного пользования», все ответы получили гриф «секретно» и «совершенно секретно» (особенно это касалось дивизий в Бресте) и все ответы-показания командиров на долгие годы легли в архив».

Только в конце 2014 года ответы расследования Покровского были рассекречены в полном объеме. Теперь можно было, наконец, обобщить полные ответы отдельных командиров приграничных округов на том незаконченном расследовании и сделать «выводы» по этим ответам - о причинах трагедии 22 июня 1941 года.

Самый главный вопрос - почему накануне войны наши войска не были приведены в боевую готовность? И почему был сорван организованный отход от границы? В результате исследований Олег Юрьевич пришел к выводу, что никакой внезапности не было и называет ответственных за первые неудачи.

«Впервые более чем через полвека после расследования публикуются и разбираются некоторые полные ответы на «вопросы Покровского» - комдивов, комкоров и командармов июня 41-го. Командиры полков, дивизий, корпусов, армий и штабов округов развенчивают старые «традиционные» мифы о предвоенных днях и начале войны, и показывают:

- о том, как на самом деле проходил вывод войск по планам прикрытия перед нападением Германии - о том, как срывался этот вывод, как командующие округами дивизии гнали к границе с учебным хламом вместо боеприпасов, как было предписано в директивах Москвы;
- о том, в какое же время началась война на самом деле - в «4 часа утра» или раньше;
- о том, кто на самом деле запрещал вести ответный огонь по напавшему врагу даже в то время когда враг перешел границу, чуть не до обеда 22 июня - Сталин или командование на местах получившие прямые приказы и разъяснения Москвы по применению оружия;
- что на самом деле требовала знаменитая «Директива б/н» от командиров на местах и почему ее текст опубликованный Жуковым в его «бессмертных» мемуарах и действительно отправленные в округа тексты этой директивы, не соответствуют тому, что отвечают командиры штабов округов о том, что требовалось от них в ту ночь Москвой на самом деле … какая директива ушла следом за ней в округа до нападения Германии - что было в настоящей «Директиве №1», в той которую Жуков нес к Сталину вечером 21 июня!»

Марина Васильевна Резник

книга, война, история, рецензии

Previous post Next post
Up