Светлана Волкова «Поклонница», Дружба народов № 3, 2019.
Рассказ небольшой, но увлекательный. Молодой пианист попадает по распределению в село. Начальник ему в принципе рад, но понимает, что сельский контингент далек от Рахманинова и Листа, вот им бы гармониста… Но гармониста нет.
В клубе назначают дату концерта, сгоняют жителей села. Пианисту советуют взять с собой ведро, на случай, если публике не понравится репертуар - голову прикрыть. На афише кто-то дописывает ручкой: «кто удерет, пинайте на себя. Вычтем трудодни».
![](https://ic.pics.livejournal.com/kraevushka/13674077/1664903/1664903_900.jpg)
И вот концерт начинается. Пианист старается, но, видя хмурые лица селян, падает духом, понимает, что доиграть в такой атмосфере он вряд ли сможет, но тут бросает взгляд на окно и видит ее. На подоконнике сидит курица.
Она слушала удивительно внимательно, на октавных пассажах закатывая глаза и чуть приоткрывая клюв. Остаток концерта он играл для курицы, и она так вдохновила его, что остальные слушатели даже перестали лузгать семечки. На финальном аккорде курица от восторга теряет сознание. Зал рукоплещет.
Она становится постоянным посетителем концертов. Пианист понимает, что из всех его слушателей она лучше всего понимает и принимает музыку. Он даже дает ей имя - Элоиза. Увлеченная концертами, она перестала нести яйца.
Пианист отработал три месяца в селе, давал концерты, обучал взрослых и детей. В конце концов, его начальник чувствует, что пианисту тесно тут, и пишет в райком рекомендательное письмо. Пианиста берут на работу в город. Он проставляется, и, хмельной, садится за пианино, сыграть польку. Элоиза уже ждет его на подоконнике. Он играет, но в конце водка берет свое и происходит ужасное - он фальшивит на последних аккордах.
Что случилось дальше - вы прочтете в журнале, а пока к месту будет вспомнить сразу два хороших текста, о которых я вспомнила, когда читала.
Первый - «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя. В поэме есть небольшой эпизод, где Чичиков заплутал по дороге к Собакевичу и заночевал у Коробочки. Там он наутро стоит у окна, которое выходит на курятник, и называет индийского петуха дураком. Какой-то литературовед писал о том, что этим оскорблением Чичиков опустил себя до уровня петуха.
А в рассказе «Поклонница», наоборот, курица поднялась до уровня человека, причем человека культурного, так как остальные сельчане не так тонко воспринимали музыку, как она.
Второй текст - это рассказ Глеба Ивановича Успенского «Выпрямила», где созерцание Венеры Милосской помогло человеку «выпрямить» свою скомканную душу.
Почему именно «Выпрямила»? Потому что в «Поклоннице» курице открыла новые горизонты музыка, а курица, в свою очередь, стала опорой для молодого музыканта, позволила ему не потерять присутствие духа и после стать успешным.
Автор: Арина Бурылова.