Автор: Рина Незелёная (гостевой пост)
Окончание. Начало
здесь.
Существовала еще женская псковская линия от сестры Екатерины Петровны (1771-1812) по мужу Корсаковой, урожденной Резановой.
На выставке представлен портрет племянницы Н.П. Резанова - портрет В.А. Корсаковой. Первая половина 1820-х. Бумага, итальянский карандаш, сангина:
Варвара Александровна Корсакова, дочь Александра Степановича Корсакова от первого брака с Екатериной Петровной Резановой, сестрой одного из основателей Русско-Американской компании Николая Петровича Резанова. В 1818 году окончила Смольный институт с шифром. По окончании института шесть лучших учениц получали золотой шифр (вензель царствующей императрицы, который носился на левом плече, на белом в золотую полоску банте).
А вот и племянник - Николай Александрович Корсаков (1800-1820):
Сын отставного гвардии прапорщика А.С. Корсакова от первого брака с Екатериной Петровной Резановой Николай Александрович Корсаков (1800 - 1820, Флоренция) - русский поэт, композитор и лицейский друг Пушкина. Корсаков был соучеником Пушкина в Царскосельском лицее. В Лицее он занимал комнату № 43. В 1812 году Корсаков первым стал выпускать литературный рукописный журнал «Неопытное перо», авторами которого стали он сам, Пушкин и Дельвиг.
Корсаков писал стихи, в основном сатирические или юмористические, но наиболее был известен как музыкант. В стихотворении «Пирующие студенты» (1814) Пушкин упоминает его игру на гитаре и называет Корсакова «милый наш певец, любимый Аполлоном». Популярностью пользовались его романсы на стихи Пушкина и Илличевского: «Делия драгая», «К живописцу», «Вчера мне Маша приказала». По словам Пущина, «эти стансы пелись тогда юными девицами почти во всех домах, где Лицей имел право гражданства:
К МАШЕ
Вчера мне Маша приказала
В куплеты рифмы набросать
И мне в награду обещала
Спасибо в прозе написать.
Спешу исполнить приказанье,
Года не смеют погодить:
Еще семь лет - и обещанье
Ты не исполнишь, может быть.
Вы чинно, молча, сложа руки,
В собраньях будете сидеть
И, жертвуя богине скуки,
С воксала в маскерад лететь -
И уж не вспомните поэта!..
О Маша, Маша, поспеши -
И за четыре мне куплета
Мою награду напиши!
После окончания Лицея (Корсаков получил похвальный лист № 3 с правом на серебряную медаль), он стал сотрудником Министерства иностранных дел. Осенью 1819 года Николай Александрович был прикомандирован к русской миссии в Риме. В Италии он заболел и вскоре скончался во Флоренции от чахотки. Похоронен на греческом православном кладбище в Ливорно. Е. А. Энгельгардт, директор Императорского Царскосельского Лицея, впоследствии рассказывал В. П. Гаевскому: «…За час до смерти он сочинил следующую надпись для своего памятника, и когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертал ее крупными буквами и велел скопировать ее на камень».
Прохожий, поспеши к стране родной своей! Ах, грустно умереть далеко от друзей!
Все личные бумаги Н. А. Корсакова бесследно утеряны.
Пушкин посвятил Н. А. Корсакову стихотворение «Гроб юноши» и упоминает его в стихотворении «19 октября»:
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
По мнению авторов исследования о лицейских товарищах Пушкина М. и С. Руденских, «Николай Корсаков из всех соучеников Пушкина, пожалуй, наиболее близко стоял к нему и по своему темпераменту и по значительной природной одарённости».
У Николая Александровича был и еще братья Михаил и Петр.
Михаил женился на княжне Марии Никитичне Дондуковой-Корсаковой (1802-1884), единственной дочери и наследнице князя Никиты Ивановича Дондукова-Корсакова (1775-1857) и Веры Ионовны (1780-1833), урождённой княжны Дондуковой.
М. А. Корсаков
Благодаря протекции высокопоставленных особ, император дозволил 26 июня 1829 года Михаилу Александровичу принять герб, титул и фамилию князей Дондуковых и именоваться впредь потомственно князем Дондуковым-Корсаковым. В этом браке родилось 10 детей.
На выставке представлен портрет двух детей работы К.К. Гампельна:
Князья Александр и Алексей Дондуковы-Корсаковы
Князь Александр Михайлович (1820-1893) - генерал от кавалерии, генерал-адъютант, участник Крымской, Кавказской и Русско-турецкой войн, главнокомандующий оккупационных войск в Болгарии, его имя носит улица в Софии. Был женат на Надежде Андреевна Кологривовой (ум. в 1884 году), вдове графа Г. П. Коновницына.
Вот он взрослый:
Окончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета, князь поступил на военную службу. Первые уроки науки управлять получил он у всесильного хозяина Причерноморья князя Михаила Семеновича Воронцова.
М. С. Воронцов
Второй малыш в парном детском портрете - князь Алексей Михайлович (1822-1894) - действительный статский советник, в звании камергера, член смоленского окружного суда. Женат на Ольге Алексеевне Пещуровой, дочери А. Н. Пещурова.
Вернемся к их отцу. Знакомство Пушкина с Михаилом Корсаковым, братом его школьного товарища, возможно, началось ещё в Лицее или в первые послелицейские годы. Князь Михаил Александрович Дондуков-Корсаков (до 10сентября 1820 года - Михаил Александрович Корсаков) чиновник Министерства народного просвещения, вице-президент Санкт-Петербургской Академии наук, тайный советник, цензор. Знаменит как адресат эпиграммы Пушкина:
В Академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что жопа есть
Злые языки связывали неожиданную карьеру военного, а затем провинциального чиновника Дондукова в министерстве народного просвещения с тем, что тот в молодости находился в гомосексуальной связи с влиятельным при Николае I министром народного просвещения и президентом АН С. С. Уваровым.
Конфликт Дондукова с Пушкиным в 1835 году, приведший к эпиграмме, был вызван цензурными придирками к «Сказке о золотом петушке» и отзывами Уварова о «Истории Пугачёва».
В апреле 1835 года Пушкин писал А. Х. Бенкендорфу: «Я имел несчастие навлечь на себя неприязнь г. министра народного просвещения, так же как князя Дундукова, урождённого Корсакова. Оба уже дали мне её почувствовать довольно неприятным образом…». Характерно в этом письме ироническое использование формулы «урождённый», принятой для женщин (материал из Википедии).
По словам С. А. Соболевского (уехавшего за границу в августе 1836 года и вернувшегося уже после смерти Пушкина): «Пушкин жалел об эпиграмме «В Академии наук», когда лично узнал Дундука». Действительно, после конфликта, в январе-апреле 1836 года, между Пушкиным и Дондуковым состоялся обмен письмами по поводу цензурирования журнала «Современник», производящий вполне благожелательно-корректное впечатление. Более того, князь уже не «преследовал» поэта «своим ценсурным комитетом», а наоборот, принимал апелляции на решения приставленного к журналу цензора:
… Я не могу скрыть моего сожаления о неудовольствиях, причиненных Вам Санктпетербургским Цензурным Комитетом… покорнейше прошу Вас, милостивый государь, со всеми требованиями Вашими относительно Цензурного Комитета обращаться прямо ко мне; уверяю при том Вас, что я за особенное удовольствие почту отклонить все препятствия к исполнению таковых требований, если они будут сообразны с правилами, для Цензурных Комитетов изданными…
На обороте одного из таких писем в марте 1836 года Пушкин иронически написал: «С Цензурой спорить-де можно, а с Вашей Милостью нет…» В апреле Пушкин благодарил князя: «все статьи, поступившие в мой журнал, были пропущены. Но разрешением оных обязан я единственно благосклонному снисхождению Вашего сиятельства…» и просил о назначении второго цензора в свой журнал для ускорения процесса. С другой стороны, известно, что в декабре 1836 года Пушкин, посещавший публичное заседание АН, говорил А. А. Краевскому о Корсакове: «ведь сидит довольный и весёлый, а ведь сидит-то на моей эпиграмме! ничего, не больно, не вертится!», а также цитировал эпиграмму около 29 декабря 1836 года в письме к В. Ф. Одоевскому перед другим заседанием АН («Не увидимся ли в Академии Наук, где заседает кн. Д-?»).
Другой брат Петр Александрович Корсаков в 1807-1810 гг. состоял при русской миссии в наполеоновском Королевстве Голландия, будучи прикомандирован к ней для прикрытия некого «секретного поручения» (в чём оно заключалось, неизвестно). Сделался знатоком нидерландского языка и литературы, женился на голландке. В 1817 году издавал два журнала: «Русский пустынник, или Наблюдатель отечественных нравов», затем «Северный наблюдатель» (вышло по 26 номеров каждого). С 1835 года был цензором, и в этом звании, по свидетельству В. П. Бурнашева, отстаивал интересы авторов, хотя у него была слабость украшать рукописи своими вставками.
В 1840 г. Корсаков начал, вместе с И. А. Бурачком, издание имевшего реакционную репутацию журнала «Маяк». В «Маяке» Корсаков помещал огромное количество переводных и оригинальных стихотворений, эпиграммы (под псевдонимом Коломенский старожил), рассказы и историко-литературные статьи. Корсаков сыграл большую роль в ознакомлении русского читателя с нидерландской классикой, переводил и комментировал Вондела, Якоба Катса и других нидерландских поэтов и драматургов. Переводы Корсакова встречали похвальные отзывы русских критиков разных направлений. Перевёл «Робинзона Крузо» Дефо (1842-1844), перевёл с французского либретто оперы «Жоконд, или Искатели приключений» (французский текст Ш.- Г. Этьена).
Другие дети Михаила Александровича Корсакова:
• Николай Михайлович (1821-18.02.1856, г. Одесса)
• Вера Михайловна (1824-1865) - замужем за Яковом Карловичем Сиверсом (1818-1882), сыном К. К. Сиверса.
• Никита Михайлович (1825-1869) - полковник, участник Венгерской кампании и Кавказской войны.
• Мария Михайловна (1827-1909) - общественная деятельница.
• Ольга Михайловна (1834-1869) - замужем за Николаем Густавовичем Регекампфом.
• Надежда Михайловна (1836-1900) - замужем за Илиодором Александровичем Яновичем.
• Владимир Михайлович (1840-1902) - действительный статский советник, в звании камергера, вице-директор Департамента общих дел Министерства путей сообщения.
• Софья Михайловна (1845-1909) - жена графа П. А. Гейдена, наследница собранной отцом картинной галереи, которая включала 130 живописных полотен, включая работы кисти Гвидо Рени, Рафаэля Менгса и Коро. После Октябрьской революции собрание было национализировано и пополнило фонды Государственного Эрмитажа.
• Екатерина Михайловна
Вот так ничего не говорящие мне фамилии Кокошкиных, Корсаковых, Корсаковых-Дундуковых, Коновницыных стали мне почти родными благодаря Н.П. Резанову и художнику К.К. Гампельну.
Информация о последних годах жизни художника К.К. Гампельна не точна. Из России Гампельн переселился в Лондон, а последние годы прожил в Вене. Умер в 80-х годах XIX столетия. К сожалению, в жизни Карла Гампельна много белых мест и его история еще ждет своего исследователя.
Что же касается постоянно действующей экспозиции в Государственном музее А.С. Пушкина, то она прекрасна. О ней можно рассказывать много, но лучше один раз увидеть!
Показываю вам самовар Оленина:
В 1940-1950-е годы пушкинист Д.Д. Благой приобрел у Софьи Сергеевны Поповой, праправнучки президента Академии художеств А.Н. Оленина, ампирный самовар, отлитый в виде этрусской вазы, из которого, бывая в гостях у Олениных, пил чай А.С. Пушкин. Край в форме орлиной головы был запаян в 1837 году после трагической смерти поэта. А это рисунок А.С. Пушкина:
Необычна и выставка с портретами А.С. Пушкина. Более трехсот портретов Пушкина из 20 с лишним музеев России. Прижизненные, шутейные, дерзкие, «идеологические» - на любой вкус и интерес:
Работа П.П. Кончаловского «Пушкин в Михайловском»:
Но все надо видеть!
Я же, купив в магазинчике чудесную книгу Ларисы Черкашиной «Мой Ангел», отправилась восвояси домой, успев на закрытие Зимней Универсиады в Красноярске.