Автор: Арина Бурылова
Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько людей на самом деле может дать вам аргументированную характеристику? Речь не о ваших друзьях и родных, нет, речь о людях, с которыми, возможно, вы даже никогда в жизни не разговаривали. Ваши соседи, коллеги из другого отдела, продавцы в магазине у дома, люди, с которыми вы каждый день едете в автобусе - у каждого из них может быть в голове ваш портрет.
Пьеса Дмитрия Данилова «Свидетельские показания» начинается с ремарки о том, что человек выпал из окна своей квартиры и умер. И следователь, которого мы не видим, проводит расследование, опрашивая персонажей. У персонажей нет имен, только половая принадлежность, они обозначаются М и Ж. Естественно, первыми допрашивают соседей. И у нас начинают формироваться первые впечатления об умершем. А показания не так однозначны.
Первая соседка характеризует его положительно, обходительным человеком, с порядком в квартире, одиноким, но вот ближайший сосед рисует уже совсем иной портрет - невежливого хама, возможно принимающего наркотики, нарушающего режим громкой ужасной музыкой. И вот здесь появляется первая мысль о том, почему же разница впечатлений так велика?
От соседей мы переходим к коллегам, после коллег идет женщина, с которой он когда-то сожительствовал. В их показаниях звучат одни и те же слова - спокойный, неагрессивный, нормальный парень. Но от его бывшей мы узнаем еще одну деталь, важную деталь - он писал роман. Писал долго, только фрагменты, но, по ее словам, интересно и хорошо. У читателя начинает создаваться ощущение, что умерший придумал себе роль, которую отыгрывал непрерывно. Но зачем? И что это за роль такая - серого неприметного человека?
Дальше автор прекращает удерживать читателя в недоумении, и следующие свидетели начинают рассказывать неожиданные вещи. Умерший открывается с того ракурса, которого мы вовсе не могли предположить. Все его странности становятся нам ясны, все кроме одной - почему же он умер? А на этот вопрос он ответит сам, незримо явившись перед следователем.
В пьесе произносятся реплики, но не происходит событий. Напряжение держится за счет внезапных крох информации, которая еще больше запутывает дело. Сказанное о герое посторонними людьми звучит интересней и достоверней того, что он может сказать о себе сам.
Пьеса - насмешка над стереотипами классического детектива. Автор проходит все этапы, характерные для детектива, но в итоге оказывается, что читателя все это время водили за нос.
Читайте в журнале "Новый мир" №7 за 2018 год.