Новый пост Рины Незелёной.
Вы думаете Туда это наречие? О нет! Вы глубоко ошибаетесь! Туда это имя!
Не верите?
Почитайте Иркутские губернские новости за 1891 год и убедитесь сами!
Иркутские губернские ведомости, 1891г. № 19 (8 мая)
Речь идет об инциденте в Оцу (Отсу, Отсю), о котором я уже
писала.
18 мая 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения императора Николая II (1868 - 1918).
В Краеведческом музее есть вот такая фотография Цесаревича Николая Александровича.
Датировка фотографии: 1 июля 1891 г. Источник и время поступления неизвестны (из
статьи И.В. Куклинского "Коллекция фотографий членов императорской семьи Романовых в фондах Красноярского краевого краеведческого музея: источниковедческий аспект")
Красноярцы не остались равнодушными к этому событию. В ГАККе имеется дело "Дело о совершении молебствия в Красноярском Кафедральном Соборе, по случаю избавления наследника императора Николая Александровича от опасности во время проезда через Японский город Отсу". "Заступающий место Красноярского Городского Головы" Иннокентий Алексеевич Матвеев выслал "господам Гласным Красноярской Городской Думы" Повестку:
Фотография (ГАКК) публикуется впервые
Кстати, вы прочитали, что в спасении Наследника участвовала шляпа?))). Так вот, в книге Людмилы Сысоевой "Последний император России в Красноярске" описывается любопытный факт: на выставке, приуроченной к визиту Наследника в Красноярске, Николай приобрел казачью фуражку и меховую папаху работы владельца первой в Красноярске шапочной и картузной мастерской Андрея Поликарповича Щербинина. .
...Отсюда и начали шествие по Европе меховые шапки, за которые Андрей Поликарпович получил шесть наград на международных и всероссийских выставках, а также северные унты, заменявшие валенки...
В рамках года Японии в России расскажу о другом путешествии принца другой страны. 1916 год.
Накануне, в декабре 1915 г., в Японию отправился Великий князь Георгий Михайлович Романов, чтобы поздравить японского императора Ёсихито со вступлением на престол, а также «поблагодарить за помощь, оказываемую Японией России с начала войны в Европе».
Великий князь Георгий Михайлович Романов
Напомню, что Россия к этому времени уже два года как вела войну. Навстречу Великому князю к корейским берегам был выслан броненосец почетного эскорта. Эскадра под флагом великого князя посетила город Кобе, откуда высокий гость поездом проследовал в Токио, где на вокзале был встречен лично японским императором в сопровождении всех принцев крови, а также наиболее известных политических и финансовых деятелей страны. Это расценивалось как событие исключительное, т.к. император Тайсё был известен своим плохим здоровьем и практически никогда не покидал дворца. После исполнения государственных гимнов и обмена приветствиями высокий гость в сопровождении принца Котохито Канин и кавалерийского эскадрона проехал в золоченом экипаже до дворца Касумигасэки, предоставленного ему в качестве апартаментов на все время пребывания в Токио.
Основная часть визита протекала в весьма дружественной обстановке, банкеты чередовались с обменом подарками. Хорошая информация о визите
здесь.
О том, как встречали Великого князя Георгия Михайловича со свитой на вокзале в Красноярске в ночь с 31 января на 1 февраля 1916 года написал в статье "С Востока на Запад: неизвестный визит (400-летию царствования Дома Романовых посвящается) К.В. Карпухин:
...Великий князь возвращался из Японии по Великому Сибирскому пути с комфортом - первым классом...Красноярский ротмистр Игнатьев в рапорте сообщал, что "число собравшихся 2/II на перроне ст. Красноярск для встречи поезда № 1 не превышало 150 человек всех служб"... По прибытии поезда Енисейский Губернатор Гололобов был принят Великим князем в вагон, а по окончании приема изволил выйти и, приняв очень быстро встречавших его Начальствующих лиц, вошел в круг мастеровых, рабочих и служащих и был ими приветствуем... Великий князь беседовал с рабочими около 10 минут. Криками "ура" и маханием шапок мастеровые и рабочие провожали Великого князя...
А спустя 5 месяцев 20 июня (3 июля) в Петрограде было подписано русско-японское соглашение. Гласное соглашение предусматривало лишь отказ России и Японии от участия в какой-либо политической комбинации, направленной против одной из них, и совместное обсуждение мер, которые необходимо будет предпринять в случае угрозы их территориальным правам или специальным интересам на Дальнем Востоке. Секретное соглашение, подтверждавшее три предшествующих секретных русско-японских соглашения, устанавливало следующие обязательства. Договаривающиеся стороны, признавая необходимость охранения Китая от политического господства какой-либо третьей державы, враждебной России или Японии, должны, когда потребуют обстоятельства, вступить друг с другом в "чистосердечные отношения", чтобы принять меры для недопущения такой возможности (ст. 1). Если бы вследствие таких мер, принятых по общему согласию, последовало со стороны третьей державы объявление войны одной из договаривающихся сторон, другая должна по первому требованию союзницы прийти ей на помощь. Заключить мир с общим врагом можно только с согласия союзницы (ст. 2). Условия помощи определяются сообща (ст. 3). Вооружённая помощь даётся каждой стороной, если со стороны её союзников (Франция для России, Англия для Японии) ей будет оказана помощь, соответствующая серьёзности назревающего конфликта (ст. 4). Соглашение заключается на пять лет (ст. 5) и должно оставаться в строгой тайне (ст. 6). Секретное соглашение было опубликовано лишь после Октябрьской революции.
Все связанные с этим мероприятия обставлялись весьма пышно. Токийский муниципалитет дал торжественный обед по случаю заключения договора, а власти Токио организовали многотысячное шествие жителей столицы с фонариками мимо стен российского посольства. Последнее было устроено весьма просто: каждый желающий участвовать в демонстрации в поддержку договора о дружбе с Россией получал в полиции праздничный фонарик и 25 сэн наличными, а также возможность не выходить на работу в этот день. В результате людской поток, двигавшийся мимо стен посольства, не иссякал несколько часов. В связи с заключением союзного договора в городе Кобе спустя полгода после пребывания там великого князя Георгия был устроен торжественный прием, куда пригласили всю русскую колонию, проживающую в этом городе (около 70 человек). Информация
отсюда.
Ответный визит из Японии состоялся в сентябре 1916 года, сразу же после подписания совместного договора. Возглавлял это специальное посольство японский принц Котохито Канин, двоюродный брат императора.
Котохито Канин
Информация и много фотографий
здесь.
В адрес Начальника Красноярского Отделения Жандармского Полицейского управления железных дорог пришла телеграмма:
Фотография (ГАКК) публикуется впервые
Надо ли говорить, что были приняты все меры безопасности! Было учтено даже то, что русские люди помнили Русско-японскую войну 1904-1905 годов.
Ведь многие семьи потеряли кормильцев и вынесли на себе все тяготы военных будней. Подробно об этом в книге Т.С. Комаровой "На сопках Маньчжурии".
Французский посол в Петрограде Морис Палеолог описывал в мемуарах это событие так:
Вторник, 26 сентября.
Двоюродный брат микадо, принц Котохито Канин, прибывает завтра в Петроград; он приезжает отдать царю Николаю визит, который великий князь Георгий Михайлович недавно сделал императору Иашихито.
По распоряжению полиции на главных улицах множество русских и японских флагов.
Эти приготовления внушают мужикам странные мысли. В самом деле, мой морской атташе, майор Галдо, рассказывает мне, что только что на Марсовом поле его извозчик обернулся к нему и, указывая на занятых обучением новобранцев, спросил его насмешливым тоном:
- Зачем их обучают?
- Да для того, чтоб драться с немцами.
- Зачем?.. Вот я в 1905 г. участвовал в кампании в Манчжурии; был даже ранен при Мукдене. Ну, вот! а сегодня видишь, все дома украшены флагами, а на Невском стоят триумфальные арки в честь японского принца, который должен приехать... Через несколько лет то же самое будет с немцами. Их тоже будут встречать триумфальными арками... Так зачем же убивать тысячи и тысячи людей, ведь, - все это, наверное, кончится тем же, что и с Японией?..
Журнал "Нива" за сентябрь 1916 года писал:
(Политическое обозрение)
Взаимные отношения народов, кажется, еще более изменчивы и непостоянны, чем отношения отдельных людей. Невольно можно поверить поэту, сказавшему: „и ненавидим мы и любим мы случайно..."
Обыкновенно люди проявляют непостоянство в любви, но сейчас перед глазами всего мира рисуется несравненно более отрадный и радостный факт изменчивости и непостоянства в ненависти и вражде. Мы говорим о резком, почти беспримерном в истории переломе, который претерпели за последние 12 лет русско-японские отношения.
Еще так недавно оба народа грудь с грудью сходились на поле брани, пылали злобой и местью, беспощадно истребляли друг друга шимозами и шрапнелями, потому что кто-то внушил убеждение, что им обоим тесно под необъятным небом Востока, а сегодня они уже сражаются рядом, как друзья и союзники, и оба чувствуют неодолимую потребность как можно прочнее закрепить этот союз, ближе слиться друг с другом и поставить это сближение в основу всей своей политики на будущие времена...
Япония не только выступила в союзе с Россией против Германии, но успела оказать нам огромные, незабываемые услуги в трудном деле подготовки вооружений в совершенно непредвиденных размерах нынешней войны, снабжала нашу армию тяжелой артиллерией, и, как верный друг, пришла даже на помощь в финансовом отношении, путем реализации специального русского займа.
Чтобы еще больше укрепить и оформить молодую дружбу, она прислала нам депутацию из своих виднейших государственных и общественных деятелей, которая путем личного соприкосновения с различными сферами русского общества положит основу для теснейшего сближения великих наций Востока.
Его императорское высочество принц Кан-Ин со своей свитой в покоях Зимнего дворца.
1) Принц Котохито Кан-Ин. 2) Генерал-адъютант Ушияма. 3) Полковник Безак. 4) Церемониймейстер Иошидая. 5) Генерал Накашима. 6) Генерал-адъютант Татищев. 7) Чрезвычайный посланник Адаши, 8) Флигель-адъютант полковник Мордвинов. 9) Доктор Года. 10) Полковник Накашима. 11) Генерал Изисака. 12) Генерал Одагири. 13) Секретарь Мацуи. 14) Подполковник Куросава.
...Теперь нам предстоит окончательно закрепить русско-японскую дружбу, которая в своем дальнейшем развитии обеспечит культуру и цивилизацию Азии. Приезд японского принца Кан-Ина мы приветствуем, как торжество мудрой политики, которая обеспечивает нам мир на Западе и спокойствие на Востоке...
Кстати, этот факт хорошо использует Людмила Улицкая в книге "Искренне Ваш Шурик".
В книге это описывается так:
...Шурику не понадобилось никаких усилий воображения - его фамильная легенда была убедительно документирована несколькими газетными вырезками шестнадцатого года, восхитительным свитком толстой, а вовсе не тонкой, как воображают несведущие люди, японской бумаги и наклеенной на волокнистый бледно-серый картон недостижимого и по сей день качества фотографии, на которой его дед, Александр Николаевич Корн, громоздкий, с большим твердым подбородком, упирающимся в высокий ворот парадной сорочки, изображен рядом с принцем Котохито Канин, двоюродным братом микадо, совершившим длительное путешествие из Токио в Петербург, большую часть пути - по Транссибирской магистрали...
... Изустная часть легенды содержала дедушкины воспоминания в бабушкиных пересказах: о длинных чаепитиях в пульмановском спецвагоне на фоне многодневной тайги, переливающейся за окнами ясными осенними красками лиственных и мрачно-зеленых хвойных.
Покойный дед высоко оценивал японского принца, получившего образование в Сорбонне, умницу и свободомыслящего сноба. Свободомыслие его выражалось в первую очередь именно в том, что он позволил себе невозможную для японского аристократа вольность личного и даже доверительного общения с господином Корном, который был, в сущности, всего лишь обслуживающим персоналом, пусть и высшего разряда.
Принц Котохито, проживший в Париже восемь лет, был большим поклонником новой французской живописи, в особенности Матисса, и встретил в Александре Николаевиче понимающего собеседника, каких в Японии ему не находилось. “Красных рыб” Александр Николаевич не знал, но готов был поверить принцу на слово, что именно в этом своем шедевре Матисс наиболее явно обнаружил следы внимательного изучения японского искусства.
Красные рыбки - Анри Матисс. Холст, масло. 140х95 см.
А теперь посмотрите как замечательно написала красных рыб наш красноярский художник Елена Ильянкова:
Танец - Елена Ильянкова. Холст, масло. 120х100 см. Публикуется впервые
И, наконец, напоследок я просто обязана выполнить свое обещание с предыдущего поста.
В Лениздате вышла книга Вячеслава Каликинского "Агасфер. Старьевщик"
Вы, наверное, заметили сколько секретных документов я вам рассекретила))) А книга то как раз о рождении контрразведки в России. Военный министр генерал А. Н. Куропаткин, жандармский ротмистр В. Н. Лавров, под руководством которого и было создано «Разведочное отделение Главного штаба» и многие другие, действуют в романе под собственными именами.
Главный герой - русский боевой офицер Михаил Берг, спасая друга, убивает на дуэли японского дипломата и вынужден покинуть родину. О них я
писала в посте, в том числе и о книге "Легионер". Выжить ему помогает не кто иной, как японский друг Эномото. Покидая Россию, японский посланник оставил для российского офицера некую денежную сумму. Двадцать лет Михаил Берг проводит на чужбине, исполняя должность хранителя монастырской библиотеки, пока честь офицера и любовь к оставшейся на родине женщине не заставляют его вернуться. А над Россией тем временем сгущаются тучи - германские, австро-венгерские и японские разведки плетут против нее сети интриг, в этом им помогают продажные чиновники из самых высших эшелонов российской власти. Михаил Берг становится активным участником опасной игры…Впрочем, прочитайте сами! Интрига присутствует, как и положено в историческом романе.
Как признался сам Вячеслав Каликинский, его герой Михаил Берг, прозванный Агасфером, - образ придуманный и собирательный. Но мы то помним, что он самый настоящий)))
Чета Ландсбергов
Меня же заинтересовало помимо прочего, место брокантера, которое было уготовано Михаилу Бергу, в том числе описание механических игрушек. Перед глазами сразу встала русская красавица, разливающая чай в великолепном музее кукол Натальи Сафоновой.
Click to view
Кто там не был, настоятельно рекомендую посетить, не пожалеете! Поздравим Музей с прошедшим Международным днем музеев! Процветания и развития ему и его хозяйке! Надеемся, что и он нам как-нибудь устроит музейную ночь)))
Есть и еще один достоверный факт. И в этой книге Михаил Берг убивает человека. Без суда и следствия. Берг - герой, вполне симпатичный в книге, можно сказать положительный (да и убивает то он шпиона!), в реальной жизни - преступник, его сознание основывается на бесконечной вере в собственный ум, в собственную уникальность. Напомню, что воспоминания о Ландсберге оставил и Анатолий Кони (1844-1927), председательствовавший в Петербургском окружном суде по делу гвардейского офицера. В них он описывает весьма интересные рассуждения молодого офицера:
«С первого дня поступления на военную службу, - писал он, - меня каждый день приучали владеть ружьем и револьвером и обучали саперным работам, т. е. способам, пользуясь прикрытием из земли, камня и железа, уничтожить возможно большее число неприятелей». Постоянно занимаясь чтением и изучением военной истории, он, по его словам, увидел, что одна треть государственного бюджета идет на поддержание военного устройства, что Наполеон III, чувствуя утрату своего обаяния в глазах Европы, придравшись к удобному случаю, затевает ужасную войну с Германией, в которой гибнут сотни тысяч людей и которая стоит массе семейств отцов, мужей и братьев, а Франции двух провинций и многих миллиардов денег, причем Германия эти миллиарды опять употребляет на увеличение вооружений для новой войны, Которая опять уничтожит сотни тысяч людей. Наказывается это или нет? Нет. Заводчик Крупп наживает миллионы на свои изделиях, офицеры получают «за храбрость» ордена, пенсии, чины и т. д. Сам он, Ландсберг, лично за дело при штурме крепости Махрама в Кокандском ханстве, причем мы порядочно покрошили защищавшихся, и за дело, в котором под начальством Скобелева мы истребили спасавшиеся остатки скопищ Автобачи, был награжден двумя крестами с мечами и бантом, а впоследствии при возвращении с батальоном в столицу после турецкой войны, в которой тоже погибли десятки тысяч людей, его, как и других, восторженная толпа награждала лавровыми венками. Англия в Афганистане и в стране Зулусов тоже режет и уничтожает массы людей под предлогом введения цивилизации, которая состоит в возможности основать большое количество колоний и торговых домов, дающих способ отдельным лицам наживать миллионы, чтобы довести до роскоши свою жизнь. И это не только не наказуется, но, безусловно, поощряется…"
Анатолий Кони пишет:.. над своеобразной и мрачной логикой ее нельзя было не призадуматься. Она открывала просвет в мир условных отношений, жадно искомого внешнего блеска и внутреннего одичания.
Над этими словами стоит задуматься и сегодня!
В книге Вячеслава Каликинского директор Департамента полиции Лопухин говорит: ...Мне, чисто по-человечески, симпатичен ваш Агасфер, но от своего я не отступлюсь даже ради старой дружбы с вами!..Закон един для всех...
В конце книги Вячеслав Каликинский отправляет Берга на Сахалин, где собственно он и жил на самом деле.
Будем ждать продолжения! Ведь автор обещал еще книги о Берге, в том числе "Чужое лицо" и "Золотая петля".