Тонкие кружева чувств и знаний. О книге Э. Страут «Меня зовут Люси Бартон»

Apr 03, 2018 09:10

Большая удача найти писателя, который пишет так, что в процессе чтения постоянно возникают мысли: «О, и я тоже считаю это чрезвычайно важным, часто думаю о том же, чувствую то же самое…». Писателем со схожим с моим мировосприятием стала американская романистка Элизабет Страут. Ее романы «Пребудь со мной» и «Оливия Киттеридж» полны психологизма, богаты не внешним динамизмом сюжета, но описанием внутренней жизни героев. Острое, порой болезненное восприятие действительности наблюдается и у героини последнего романа Э. Страут «Меня зовут Люси Бартон».




Люси Бартон - молодая замужняя женщина с двумя маленькими детьми, живущая в Нью-Йорке. После несложной операции у нее начались осложнения, и врачи были вынуждены оставить Люси в больнице на долгие девять недель. Из захолустного сельского городка в штате Иллинойс приезжает ее мать и остается с дочерью на пять дней. Все это время мать Люси почти не спит, а развлекает дочь бесконечными разговорами об общих знакомых в стиле «кто с кем развелся, кто на ком женился, кто куда переехал». Мать практически не интересуется жизнью дочери и не проявляет к своему взрослому чаду никаких нежных чувств.

Рассказы матери чередуются с воспоминаниями Люси о своем детстве, из которых становится понятно, что детство у главной героини было неблагополучным и безрадостным. Трое детей семьи Бартон практически не видели от родителей ни любви, ни заботы, ни защиты. Изгои в родном городке, голодные, неухоженные, с синяками от побоев - все они выросли в людей с теми или иными психологическими проблемами. Только Люси удалось получить образование и вырваться из сельской глуши в большой город. Она завела семью, начала литературную карьеру, но в глубине души так и осталась маленьким недолюбленным ребенком. Как побитая собака, Люси склонна любить всякого, кто проявляет к ней толику внимания и теплоты.

В романе почти не объясняются причины такого равнодушного отношения родителей Люси к своим детям. Бедность, искалеченная войной психика отца Люси, другие причины…можно только строить догадки. Перед взором читателя предстает классическая проблема «отцов и детей» и подтверждение упоминаемой психологами аксиомы о том, что «мы все родом из детства» и наше счастье во взрослой жизни во многом зиждется на фундаменте, заложенным нашими родителями.

Роман кажется похожим одновременно и на мемуары и на семейную сагу и на литературу «потока сознания». Сюжета как такового в книге практически нет. Читатель видит мир Люси, данный через призму ее восприятия. Мысли о семье, о писательском труде, о Нью-Йорке, таком огромном городе без неба, но полном удивительных встреч и событий. Люси может испытывать радость и эйфорию от проявленной к ней заботы со стороны печального доктора-еврея, чьи родственники сгинули в концлагерях, от внимания медсестры, обнявшей ее за плечи, от наблюдения неожиданной помощи пожилой незнакомке со стороны детей из богатой семьи. В то же время героиня временами погружается в пучины душевного страдания от внезапно нахлынувших мрачных мыслей или грустных событий.

Невеселые мысли Люси навевает, в частности, известная скульптурная группа французского мастера Жана Батисто Карпо «Уголино и его дети» (1865-1867), которую она увидела в музее Метрополитен. Свергнутый правитель Пизы Уголино делла Герардеска (ок. 1220 - март 1289) - один из самых трагичных персонажей «Божественной комедии». Его заклятым врагом был архиепископ Руджери дельи Убальдини, ставший причиной ужасной гибели: архиепископ обманом заманил его вместе с сыновьями в башню и наглухо замуровал, облекая на голодную смерть. Потрясением для героини становится не столько сама скульптура, сколько текст на табличке, из которого она узнает, что дети предлагают себя отцу в качестве пищи. Он умирает от голода в тюрьме, и дети хотят лишь одного: чтобы мучения отца закончились.



Уголино и его дети

Раз за разом возвращается Люси к теме детско-родительских отношений. Но есть в книге и другие темы. Например, отрадно читать о любви Люси к книгам, о том, что книги, которые она в детстве получала от учительницы, помогали ей чувствовать себя не такой одинокой. Вызвало удивление открытое признание автором, мягко говоря, жестокого обращения прибывших из Европы колонизаторов с коренным населением американского континента. Такую честность в этом вопросе в американской культуре встретишь нечасто. Буквально второй раз сталкиваюсь (первый раз был связан с фильмом «Сладкий ноябрь»).



Элизабет Страут

Проза Элизабет Страут напряженная, она пугает своей трагичностью и эмоциональными качелями: от глубочайшего страдания до ярчайшей эйфории. Но Страут пугает не так, как это делают признанные мастера романов ужасов и мрачного фэнтези, которые изображают мир, полный зомби, вампиров и прочих вурдалаков. Мир, который не существует в действительности, и с которым легко расстаешься, просто захлопнув книгу. В то же время реалии повседневной жизни не отпускают, и с ними неизбежно приходится считаться. Чтение подобной художественной литературы позволяет сравнить свои проблемы с проблемами героев книг, а иногда, возможно, даже увидеть пути их решения. И, как гласит последняя строка романа, «в такие минуты кажется, что душа способна обрести покой».

Точилина Екатерина Валерьевна,
библиотекарь отдела обработки литературы
и организации электронных каталогов

книги, современная проза, зарубежная литература

Previous post Next post
Up