Василий Суриков. Музыкальные посвящения

Jan 23, 2018 10:32

Несколько лет назад на страницах нашего блога была опубликована статья о том, как россияне (особенно земляки-красноярцы) сохраняют память о великом художнике Василии Ивановиче Сурикове. Сегодня хочется продолжить этот рассказ, остановившись подробнее на музыкальных произведениях, в той или иной форме посвященных суриковской теме.





Олег Меремкулов «Посвящение Сурикову»
В 1989 году красноярским композитором Олегом Меремкуловым была написана симфоническая поэма «Посвящение В. И. Сурикову». Позднее партитура поэмы была переработана, в нее вписаны солирующая партия балалайки и классической гитары. Поводом для этого послужили вечера, которые проходили в доме Сурикова, где звучала балалайка и гитара. Впервые поэма была исполнена Красноярским симфоническим оркестром п/у заслуженного деятеля искусств, народного артиста И. В. Шпилера, позже исполнялась в Красноярске Красноярским симфоническим оркестром п/у П. Грибанова, в Кемерово Кузбасским симфоническим оркестром п/у заслуженного деятеля искусств В. Барсова.

Игорь Флейшер «Утро стрелецкой казни»
Опус «Утро стрелецкой казни» (по картине В.И. Сурикова) был написан Игорем Флейшером в 2003 году. Однако поначалу работа оставила у композитора чувство неудовленности, и была отложена. Вернулся к партитуре Игорь Яковлевич в 2007 году, когда Главное управление культуры администрации города Красноярска объявило творческий конкурс на лучшее музыкальное произведение, посвященное 160-летнему юбилею В. И. Сурикова. Вернувшись к суриковской теме, композитор, по его признанию, «представил себе картину Сурикова, на которой изображена казнь стрельцов 1698 года и вспомнил, что у меня есть произведение, в котором музыка соответствует картине» (Войткевич С. Г. Игорь Флейшер: к 60-летию / С.Г.Войткевич, Т. П. Флейшер. - Красноярск, 2008. - С. 9). Это был момент творческого озарения. Музыка для гобоя, ударных и струнного оркестра «Утро стрелецкой казни» И. Флейшера стала победителем конкурса.

Фрагменты из краткого анализа сочинения, проведенного С. Войткевич: «Начнем с композиции «Утра», в которой обозначаются 2 раздела. Композитор называет их «Ожидание казни» и «Покаяние» <…> Первый раздел значительно больше второго, и тому можно найти объяснение. Художник не раз подчеркивал, что на картине он стремился передать не сам момент казни, а страшный момент ее ожидания и то состояние, в котором пребывают приговоренные к повешению, то ощущение роковой неизбежности, которым пронизано для стрельцов последнее утро их жизни. Поэтому столь важным в музыкальном «Утре» становится лейтмотив литавр, пронизывающий первый раздел произведения и обрамляющий его. Обозначим его как лейтмотив казни. Тем самым на уровне формы реализуется идея предопределенности, неотвратимости страшного момента <…> И. Флейшеру [удалось] не только передать в музыке образы и эмоциональное состояние картины Сурикова, но и усилить их с помощью средств музыкальной выразительности».

В процессе подготовки премьеры «Утра» у И. Я. Флейшера родилась идея совместить исполнение сочинения с видеорядом, чтобы точнее донести до слушателя замысел. На свет появился необычный проект, реализованный благодаря усилиям художественного руководителя Красноярского камерного оркестра, заслуженного артиста Российской Федерации М. И. Бенюмова, чей оркестр исполнял «Утро», и директора гуманитарного института Сибирского федерального университета М. В. Румянцева, смонтировавшего фрагменты картины Сурикова в мини-фильм.

Игорь Флейшер «Утро стрелецкой казни»

image Click to view



Впервые «Утро стрелецкой казни» И. Флейшера было исполнено в стенах Красноярского художественного музея им. В. И. Сурикова 19 января 2008 года, а 24 января - на сцене Красноярского театра опера и балеты.

Владимир Пороцкий «Суриковская Русь»
24 января 2008 года на суд красноярских зрителей было представлено уникальное музыкальное произведение - симфония для оркестра русских народных инструментов. Ее автором стал композитор Владимир Пороцкий, долгое время живший в Красноярске, а потом уехавший Германию. Симфония называется «Суриковская Русь», впервые она была исполнена красноярским Русским филармоническим оркестром, которым в те годы руководил Анатолий Бардин.

В основе симфонии - три знаменитые картины Василия Ивановича Сурикова: «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком» - и все это как бы на фоне «Автопортрета» художника (пролог и эпилог). Продолжительность симфонии 28 минут, они вбирают в себя всю жизнь художника. Причем В. Пороцкий рассказывает нам не просто о живописце, а о колоссе, выдающейся личности, которая переживает о судьбах России, страдает, надрывая свою душу.

В одном из интервью Анатолий Бардин сказал: «Я бы назвал эту симфонию лирической. «Боярыня Морозова», например, вообще начинается с песни о женской доле. Туман, сыр, дубочек, мгла, звучит голос одинокой страдалицы, просто женщины. А уж потом предстает боярыня воительницей, когда ломается, крушится ее судьба, а вместе с нею и судьба Родины. Прозвучит в симфонии и народная песня Красноярского края «Енисеюшка», это когда мы в своем музыкальном путешествии по суриковской выставке подойдем к «Покорению Сибири...» Там есть уникальный композиторский прием, когда известная песня советских времен «Шумел сурово брянский лес» читается обратно и звучит уже как знаменитая «Дубинушка». И всюду слышится плеск Енисея, тут уж наши ударники стараются. В общем, фантастическая мистерия получается! Несмотря на сильное лирическое звучание симфонии, Русь предстает в ней не лакированной, а со всеми ее противоречиями, со всеми ее размышлениями до исступления. И сквозной темой звучит: Сибирь покорить невозможно, можно только покориться ей и любить ее».

Владимир Пороцкий «Суриковская Русь»

image Click to view



Хорхе Андрес Боссо «Я, Суриков - русский казак»
Согласитесь, необычное сочетание - аргентинский композитор и суриковская тема! Однако, такую идею Хорхе Андресу Боссо дали сами красноярцы. В 2007 году композитор вместе с Дорой Шварцберг (скрипачка) приехал в Красноярск с концертной программой. В общении, которое состоялось после концерта, возникла идея создать произведение о Василии Сурикове. Предложение было неожиданным, но очень интересным. Как признался сам композитор: «Я согласился, но прежде чем приступить к сочинению, пришлось провести очень большую работу. В Европе было трудно найти материалы о жизни и творчестве Сурикова, информация об этом великом художнике оказалась скудна. Поэтому я часами просматривал фотографии, репродукции его творений, стараясь вспомнить, оживить те чувства и ощущения, которые испытал в красноярском музее и в Третьяковской галерее в Москве. Но потом из Красноярска, благодаря музыкантам Александру Шендрику, Ларисе Маркосьян и Михаилу Бенюмову, я получил бесценный материал: интервью, которое Суриков дал поэту Максимилиану Волошину в 1913 году. Дора Шварцберг - известная скрипачка, мой друг и соратник - перевела этот текст. Для успешной работы над своим произведением мне необходимо было как можно больше узнать о Сурикове - художнике и человеке. Чуть позже мы познакомились с письмами Сурикова и мемуарами его внучки Натальи Кончаловской. Могу сказать, что весь материал изучался тщательно, каждая страница была значима, каждая фраза важна».

Жанр своего произведения Хорхе Андрес Боссо определил как «образы для смешанного хора, детского хора, бас-баритона, сольной скрипки, сольной виолончели, русского народного ансамбля, струнного оркестра и ударных». В произведении пять частей: «Казачья колыбельная», «Краснояры сердцем яры», «Agnus Dei. Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова (два эпизода)», «Я, Суриков - русский казак». Для воссоздания русского национального колорита Боссо цитирует хорошо известные слушателю мотивы и темы народных песен, старинных романсов. Музыкальная цитата привлекает его своим символическим характером - она становится знаком эпохи, национальной культуры, со всеми уходящими в даль прошлого ассоциациями. В исполнительский состав включены русские народные инструменты. В результате сочетания знакомых каждому слушателю мелодий и своеобразного авторского подхода к их трактовке родилось необычное сочинение.

Премьера «Образов» состоялась 26 декабря 2008 года, в рамках III Зимнего Суриковского фестиваля искусств. Для исполнения этого грандиозного сочинения было привлечено около четырехсот музыкантов: инструменталистов и хоровиков из лучших коллективов Красноярска: хорового ансамбля солистов «Тебе поемъ», образцового детского хора «Камертон», Красноярского камерного оркестра, ансамбля народных инструментов «Русколань», хора студентов Красноярской академии музыки и театра, ансамбля ударных инструментов «Тимбалес» и ряда других. Сольную партию доверили солисту Мариинского театра, Народному артисту России Виктору Черноморцеву, управлять оркестром пригласили главного дирижера Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии Александра Скульского, сольную партию на скрипке исполнила Дора Шварцберг, а на виолончели солировал лично автор произведения - Хорхе Андрес Боссо.



Во время первого исполнения произведения Хорхе Андреса Боссо велась профессиональная аудио- и видеозапись произведения, что позволило выпустить компакт-диск «Я, Суриков - русский казак». Он есть в фонде некоторых красноярских библиотек, в том числе нашей. Приходите смотреть и слушать!

Владимир Примак «История Мастера»
«История Мастера» - оратория для чтеца, меццо-сопрано, баса, смешанного хора и симфонического оркестра была написана норильским композитором Владимиром Примаком, автором идеи и главным консультантом постановки стала доктор искусствоведения, профессор Людмила Гаврилова.

Основная идея музыкальной драмы «История Мастера» - воплотить в звуковом мире оратории страницы русской истории, воспринятые сквозь призму художественного мышления выдающегося живописца и осмысленные в новом историческом контексте композитором - нашим современником.

Исходным импульсом для рождения концепции оратории стали размышления искусствоведов о значении православной символики в творчестве Сурикова. Библейский смысл числа «семь» и семи свечей авторы связали с семью самыми значимыми в творчестве художника картинами. Это предопределило количество частей оратории, которую предварят Пролог - Явление Мастера, а завершает эпилог - Уход Мастера.

В либретто Владимир Примак использовал стихи М. Волошина, В. Захарова, интервью В. Сурикова М. Волошину, «Откровение Иоанна Златоуста» (Апокалипсис), молитву старца Симеона, Третий псалом Давида, Славословие, «Повесть о боярыне Морозовой» (летопись XVII века), казачий песенный фольклор.

Премьера состоялась 24 января 2012 года на сцене Большого концертного зала Красноярской филармонии. В постановке было задействовано около двухсот артистов: Красноярский хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ», руководимый К. Якобсоном, камерный оркестр под управлением М. Бенюмова, студенческий хор и симфонический оркестр Красноярской государственной академии музыки и театра, хор краевого театра оперы и балета, а также приглашенные артисты.

Владимир Примак «История Мастера»

image Click to view



Опера «Суриковъ» (композитор Петр Казимир, автор либретто Сергей Вавилов)
Концертное исполнение оперы «Суриковъ» состоялось на сцене Театра оперы и балета города Красноярска 5 февраля 2012 года. Создатели оперы - красноярцы: Петр Казимир, доцент Красноярской государственной академии музыки и театра, дирижер Красноярского камерного оркестра, автор музыки к драматическим спектаклям; Сергей Вавилов, актер, продюсер и режиссер-постановщик концертных программ.

По словам Сергея Вавилова, авторы «не ставили задачу писать музыкальную биографию Сурикова, потому что ее многие и так знают… Нас интересовало другое - внутренний мир художника, его духовная высота. Нам хотелось увидеть Сурикова как бы внутри его полотен, понять его взаимоотношения с персонажами его картин, показать его таким, каким его еще не видел никто - в творческом замысле, в душевных терзаниях, в его "магических снах"».

Одним из действующих лиц оперы стал сам Суриков. Он запел... баритоном. Его партию исполнили два артиста - народный артист России Владимир Ефимов и молодой солист Александр Михалёв. А еще пели Ермак, Репин, Павел Михайлович Третьяков... На сцене были представлены наиболее значимые и образные эпизоды оперы, исполнены колыбельная матери, под которую любил засыпать маленький Вася, дуэт братьев Суриковых, Масленица, ария Ермака и самого Сурикова, тоскующего по Красноярску и другие номера.

Надо сказать, что опера вызвала неоднозначную оценку зрителей. Нелестный отзыв был оставлен на страницах профессиональной прессы: «недостаточно музыканту - бесспорно талантливому - владеть мастерством оркестровки, строительством куплетной формы и способностью ассимилировать стили разных эпох, создавая вторичный музыкальный материал. Надо еще обладать качествами оперного композитора - иметь авторскую интонацию, уметь развивать образы и тематизм, подчиняя все драматургическим задачам, - при условии, что они заложены в либретто, которое в этой работе с точки зрения музыкально-театрального произведения не выдерживает никакой критики…» (Музыкальная жизнь. - 2012. - № 2. - С. 65).

«Суриковъ», литературно-музыкальная композиция по книге Максимилиана Волошина  (автор, режиссер Людмила Гаврилова)
Литературно-музыкальная композиция «Суриковъ» создавалась на протяжении нескольких лет и также постепенно представлялась красноярским зрителям. Вот как об этом рассказывает Людмила Гаврилова, режиссер постановки, доктор искусствоведения, профессор Краснояркой академии музыки и театра: «В этом году [2015] мы представляем полную композицию, в 2013 году показывали ее первую часть, в 2014-м вторую, теперь к ним добавляется третья, и композиция завершена. Когда задумывала эту постановку, не предполагала, что получатся три части. Но материал - музыкальная, текстовая основа - был очень объемным. Мы использовали не только книгу Максимилиана Волошина, но и сохранившиеся высказывания Василия Сурикова, фотографии, эскизы, картины…»



Диск с записью литературно-музыкальной композиции есть в фонде отдела литературы по искусству ГУНБ.

В постановке принимали участие различные красноярские творческие коллективы и артисты. Им удалось добиться интересного звучания слова и оркестра. В видеоряде, сопровождавшем действие на сцене, использовались фотографии, эскизы, рисунки, репродукции картин, чтобы слушатель мог погрузиться в атмосферу жизни и творчества Сурикова.

Запись второй части композиции «Суть исторической картины - угадывание» есть в сети:

image Click to view



Оратория «Суриков - сын земли красноярской» (композитор Олег Проститов, поэт Анатолий Третьяков)
В рамках юбилейного Х Зимнего суриковского фестиваля искусств в Красноярске состоялась премьера оратории «Суриков - сын земли красноярской». Ее авторам стали красноярские композитор Олег Проститов и поэт Анатолий Третьяков. Кстати, этот творческий союз известен многим жителям краевой столицы как авторов гимна города Красноярска.

Рассказывая о работе над ораторией, Олег Проститов отметил: «В основе моей музыки - впечатления от картин Василия Ивановича, от его личности. Мне не раз приходилось проводить концерты в суриковском доме-усадьбе, я смог прочувствовать уникальную атмосферу старого казачьего дома, семьи живописца».

Оратория состоит из десяти частей, на протяжении которых развертывается история жизни и творчества великого красноярского художника. Есть тут прославление Сибири, Енисей-реки, на берегах которой родился великий Суриков, воспоминания о детстве, повседневная жизнь Красноярска более чем столетней давности и др.

Премьера состоялась 29 января 2016 года. В исполнении оратории принимали участие: хоровой ансамбль солистов «Тебе поемъ» (худ.рук. заслуженный деятель искусств РФ Константин Якобсон), хор студентов Института искусств (худ.рук - лауреат Всероссийского и международного конкурсов Николай Балышев), Красноярский академический симфонический оркестр (худ. рук. Владимир Ланде). Солисты: лауреат международных конкурсов, солистка ансамбля «Тебе поемъ» Елена Стромило (сопрано), солистка ансамбля «Тебе поемъ» Юлия Абакирова (меццо-сопрано), лауреат международных конкурсов, солист Красноярского театра оперы и балета Евгений Мизин (тенор), лауреат международных конкурсов, солист Красноярского театра оперы и балета Алексей Бочаров (баритон). Дирижер - Владимир Ланде.

В завершении хочется отметить, что многие из перечисленных произведений впервые были представлены на суд публики в рамках проводимого ежегодно в Красноярске Зимнего суриковского фестиваля искусств. Помимо уже названных на сцене красноярских театров в разные годы звучали и другие произведения, связанные с тематикой суриковских картин. Так в 2015 году в Красноярске прозвучала хоровая опера Родиона Щедрина «Боярыня Морозова», в 2017 году - литературно-музыкальная композиция «Покорение Сибири Ермаком» (по мотивам «Истории Государства Российского» Николая Карамзина). Год 170-летия В. И. Сурикова также не станет исключением, уже завтра на сцене Малого зала филармонии в рамках закрытия XII суриковского фестиваля состоится премьера литературно-музыкальной композиции под названием «Степан Разин».

Похабова Ксения Юрьевна,
зав. сектором отдела краеведческой информации

Красноярск, Суриков, музыка

Previous post Next post
Up