Эссе "Моя библиотека" финалистов конкурса "Библиотекарь года ГУНБ - 2017" (4)

Jun 28, 2017 16:08

Продолжаем знакомить вас с эссе финалисток конкурса профессионального мастерства «Библиотекарь года Государственной универсальной научной библиотекой Красноярского края - 2017». Сегодня эссе победителя конкурса Надежды Рогиной.




Эссе «Моя библиотека»

Моя библиотека - Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края. Для одних это - «большое серое здание с колоннами», для других - «центр информации и досуга». Я не обижаюсь, когда слышу про «серое здание». Пусть адрес точный не помнят, может и внутри никогда не были, однако знают, слышали о ней, значит зайдут когда-нибудь… Наверняка зайдут, я постараюсь.

А ещё не обижаюсь потому, что мне иногда кажется, что моей любви к ней хватит на пару тысяч человек никогда сюда не пришедших, а то и больше…
Впервые я её увидела в конце девяностых. Большая, правда, заблудиться можно. «Скорее всего, для ученых, раз уж называется научная», - так думала я, шестнадцатилетней девочкой приезжая в Краевушку на курсы английского.

Наше более тесное знакомство состоялось в начале двухтысячных. Тогда она мне очень не понравилась! Помню, в институте было задание - подготовиться к семинару, нужны были книги корифеев отечественной психологии, и найти их можно было только в Краевой библиотеке.

В первый же день решила для себя, что ходить сюда буду не часто. Только по самой крайней необходимости. Огромные очереди, чтобы заказать книгу в хранении, после, - прогулки по залам с картонным номерком в руках, ожидая, когда найдут и принесут твои книги. Потеря времени, сил, трудность в поиске нужной литературы в карточном каталоге. Покидала библиотеку я уставшая и крайне недовольная тем, что нужную книгу нельзя взять домой: «выдана читателю!». Избегала Краевой научной как могла. Однако она «преследовала» меня постоянно. Подготовки к семинарам, практическим занятиям, написание контрольных, курсовых и дипломных работ требовали необходимой литературы. И я снова и снова возвращалась в библиотеку. Постепенно свыклась с поиском книг в каталоге, заполнением требований, ожиданием с книгохранения нужных книг…

Могла ли я знать тогда, что эта библиотека станет для меня любимой работой, средоточием моих самых светлых помыслов, души и добрых дел. Это случилось, когда я стала библиотекарем.
Менялась я, менялась и она вместе со мной. Сегодня её можно по-настоящему любить, она выросла и достойна восхищения. Она другая! Она не просто дом с книгами… Она нечто большее!

* * *

Интересно, с чего начинается библиотека? К примеру, театр начинается с вешалки. А библиотека с чего? Во времена, когда я была читателем, она для меня начиналась…с пакета. Я всегда дома искала пустой пакет с ручками, прежде чем отправиться в библиотеку. Знала заранее - с пустыми руками книжную обитель не покину. А с чего начинается библиотека для человека, желающего в ней работать? Наверное, с института культуры. А может со знания алфавита? Все верно! А еще…со знакомства с директором.

Девять лет назад устроилась я работать в свою библиотеку в Отдел городского абонемента. Почти месяц трудилась, а директора библиотеки так и не видела. Так уж вышло, что принята была заочно. Секретарь обо мне начальству доложила, сама провела собеседование и с легкой руки некой Савельевой (на тот момент, для меня это была лишь фамилия, что «на слуху») я была принята на работу. Частенько доводилось слышать от коллег фамилию директора библиотеки, но как же было неловко от мысли, что не знаю этого человека в лицо!
Кстати, первое время, чтобы не попасть впросак, не прослыть невежливой, на всякий случай, здоровалась со всеми подряд, как в деревнях приято. Читатель ли, уборщица, библиотекарь, - не имело значения, всем щедро перепадало мое «здравствуйте».

И вот однажды сижу на выдаче… Утро, настроение превосходное, читатели книжками шелестят… Заходит стройная блондинка в отдел, элегантная, в годах, с цепким взглядом. Подходит, пристально смотрит на меня, улыбается и вдруг спрашивает: «Как вам, Наденька, работается? Всё ли устраивает? Всё ли хорошо?»

- Всё отлично! - отвечаю я, тоже с улыбкой, а про себя думаю: «Надо же! Я её знать не знаю, а она меня по имени… Ещё и интересуется… Вот ведь любопытная какая! Откуда взялась? Ясно, что в библиотеке работает, интересно, в каком отделе такая осведомленная?»

Незнакомка быстро прошлась по залу, бросив беглый взгляд по сторонам и удалилась. А я подозвала шёпотом коллегу, и кивнула в сторону удаляющийся блондинки: «Кто это?»
На меня смотрели удивленно и возмутительно: «Как это кто? Директор библиотеки - Татьяна, Лукинична Савельева. Ты что!?». Так я и познакомилась с директором.

* * *

Некоторые библиотекари любят вспоминать первого читателя, которому они нашли книгу. Я не помню. Последующих было так много, что первый незаметно навсегда стерся из памяти. Зато хорошо запомнила волнение, даже легкую панику, охватившую меня, когда впервые одна оказалась на консультации. Фонд огромен… Тысячи книг! Расстановка в фонде по отраслям едва-едва усвоена! В кармане брюк скомканный листочек - собственной рукой бегло начерченный…Нет, не план побега из библиотеки в случае не выполнения заявки, скорее что-то отдаленно напоминающее схему расположения книг в фонде по отраслям. Очень стыдно было доставать эту шпаргалку: увидят коллеги - решат, что я совершенно бестолкова, не могу фонд выучить. Но хуже - если это заметит читатель, - наверняка уличит в некомпетентности.

Первая же заявка на книгу застала меня врасплох. Шифр - едва знакомый, название книги не говорит ни о чем. Я схватила заявку и с последними признаками уверенности в себе быстро скрылась за стеллажами. Там я тихонько достала заветный листочек со схемами и шифрами…А когда нашла в фонде требуемую книгу, да еще гораздо быстрее, чем ожидала, счастью моему не было границ, - словно я нашла настоящее сокровище. И так было целую неделю. Каждое нахождение книги превращалось в тихую личную победу, маленький праздник.

* * *

Нередко библиотекари наделяют книги качествами живых существ. Например, говоря, что книги «прячутся», «убегают», «ставятся не туда…». Забавно слышать такое! До определенного момента я была твердо убеждена, что либо у библиотекаря в руках не хватает сноровки, либо он просто невнимателен. Но однажды книжки «пошутили» и со мной…
При расстановке коллега жаловалась, что книги с полки постоянно на нее «прыгают».

- Ставить не умеешь, - сказала я, водружая очередной том Бальзака на самую верхнюю полку. - Вот, посмотри, как я это делаю: чуть с наклоном на другие книжки, чтоб опора была. Так точно ничего не упадет!

И только я это произнесла, как Бальзак с глухим стуком очутился на моей голове, а за ним один за другим обрушились на меня все, стоящие на полке тома.
 - Ой! - воскликнула я. - Похоже, книжки объявили мне войну!

С тех пор я помалкиваю, когда заходит речь о том, что книги «живые». Лучше их зря не гневить.

Моя библиотека сегодня - это не просто читатели и книжки, это огромный мир: выездные мероприятия, к людям, которые ждут моих лекций; обзоры литературы; записи на радио. Это статьи в библиотечный блог, выставки художников, проекты, работа в профкоме, виртуальные базы и библиотеки, курсы повышения квалификации, акции, книжные выставки, увлекательные командировки, встречи с писателями. Это особый мир, который растет и ширится стремительно, с каждым днем всё больше и больше затягивая в свою стихию, поглощая целиком. Иногда мне кажется, что он, этот мир, вот-вот станет для меня необъятным, и я упущу что-то важное. Но этого, к счастью, не происходит, да и не должно произойти пока я всем сердцем и душой люблю этот особый, мощный, невероятный, притягательный и такой нужный мир - мою библиотеку.

Март 2017 г.

Эссе Екатерины Точилиной
Эссе Людмилы Бруновой
Эссе Юлии Аржевитиной
Эссе Марии Машуковой

конкурсы, наша библиотека, библиотеки, библиотекари

Previous post Next post
Up