Удивительные вещи происходят порой. Стечение всяческих сил, событий в один день так шарахнут, что, прибежав домой, тут же засядешь писать вот этот самый текст. Текст, который давно собиралась написать. С лета хотела рассказать об этой далёкой истории и моем исследовании, начавшемся в ноябре 2014 года на КРЯККе.
Тогда на стенде Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» я взяла открытки на тему культурных связей России и Швейцарии. Дома рассмотрела открытки и поразилась, увидев на одной из них изображение девушки на фоне большой реки, заснеженных деревьев и чумов, а в окружности стилизованного глобуса темнел знакомый силуэт часовни на Покровской горе в Красноярске!
Олимпия Риттенер - гласила надпись, а на обороте открытки сообщалось: «В XIX веке аристократы предпочитали воспитание своих детей выходцам из Европы. «Отправьте меня как можно дальше!», - заявила молодая учительница Олимпия Риттенер (1862 - 1950) женевскому агентству. Её желание исполнилось: в 1883 она почти два месяца проведёт в пути - ведь Транссибирской магистрали тогда ещё не было - чтобы стать воспитательницей в одной зажиточной семье Красноярска. Ни однообразие провинциальной жизни, ни 35-градусный мороз не помешали храброй и любознательной девушке открыть для себя Россию: она с восторгом пишет о встречах с коренными жителями Сибири, великолепии зимних ландшафтов и словно с полотна сошедших вечерних пейзажах».
Путь О. Риттенер в Красноярск
Этого было недостаточно, чтобы удовлетворить моё любопытство. На другой день я отправилась на КРЯКК и первым делом обратилась с вопросами к девушкам на стенде «Про Гельвеция». Они обещали помочь и связаться со мной после возвращения в Москву. Уже скоро в моем распоряжении были копии двух материалов об Олимпии Риттенер.
Луи-Жюль, Луиза и маленькая Олимпия Риттенер
Хутор Эшесби вблизи Пейерна, где семья Риттенер проводила лето. Фото : гугл-панорамы
Олимпия Риттенер
Дом отца Олимпии в Верже (Пейерн)
Так начиналось моё исследование. Этой темой я занималась почти два года, с большими перерывами, конечно, и не на работе, потому что с работой она никак не связана. Переписывалась со швейцарцами Моник Бонаноми (единокровная племянница Олимпии Риттенер) и Питером Коллмером. Питер многое разъяснил и прислал интересные материалы, которых нет в сети (статья К. Сидорко). Летом, наконец, закончила статью, подготовила публикацию, которая вошла в наш сборник «Библиотечная жизнь Красноярья», вып. 25. Материалы статьи передала нашим библиотечным экскурсоводам, и они вовсю использовали их для проведения экскурсий.
Каменный двухэтажный флигель (пр. Мира, 22), в котором жила семья А. П. Кузнецова. Фото М. Терешковой
Фрагмент схемы «Историческая канва» Центрального района г. Красноярска
Позже статью, в несколько ином варианте, опубликовали в сборнике Красноярского научно-учебного центра кадров культуры «Непрерывное образование в сфере культуры. Вып. 13». Сейчас готовится еще одна публикация.
И вот ведь совпадения! Сегодня как раз была на лекции «Гуманитарного лектория» у нас в библиотеке об Арсении Арсеньевиче Ярилове - муже Александры Кузнецовой. (Именно её гувернанткой была Олимпия Риттенер.) И поговорила с лектором - Д. Хоменко, рассказала ему о хакасских впечатлениях Олимпии, об упоминании ею И.П. Кузнецова-Красноярского, о котором говорилось в лекции.
И вот выхожу из библиотеки, а мне звонит подруга и сообщает, что про мою Олимпию говорили только что в новостях, а на сайте Города Примы опубликованы отрывки из её писем! Оказывается, той же темой занимаются сотрудники краеведческого музея!!!
Вот так сошлись звёзды, дорогая Олимпия :) Многие годы о тебе не знал почти никто, никто тобой не интересовался. И тут - такой успех! :)
Ну ладно, это эмоции. Мою статью вы можете найти в уже упомянутой
"Библиотечной жизни Красноярья. Вып. 25". Идите по ссылке и скачивайте PDF, открывайте страницу 25. Да, это статья «”Новое краеведение” в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края и сибирская история швейцарской гувернантки». По страницу 42 - это собственно инфа о моем исследовании: всей этой истории из 1880-х, о швейцарской гувернантке Олимпии Риттенер, её красноярских хозяевах Кузнецовых, её подопечной Александре Кузнецовой (впоследствии Яриловой), даче в Узун-джуле и многом другом интересном, а также «новом краеведении» в нашей библиотеке.
URD: если у вас не получилось скачать файл, возможно это из-за блокировки всплывающих сообщений, установленной у вас в браузере. Можно попробовать сделать так: щелкните мышкой на ссылку скачивания и выберите "открыть ссылку в новой вкладке".
А со страницы 43 - перевод фрагментов записок Олимпии о путешествии из Петербурга в Красноярск и её писем из Красноярска и Хакасии (1883-1884 гг.). Это интереснейшие тексты, прочитайте полностью! Переводил с французского Николай Чепурных, огромное спасибо ему за эту работу! Перевод особой литературной обработке не подвергался, поэтому он, на мой взгляд, сильно отличается от перевода Н.Ф. Гавриловой. Надеюсь, мы скоро сможем прочитать эту работу музейщиков полностью. Я с нетерпением буду ждать, во всяком случае. Уверена, узнаю еще много нового!
А еще есть желание поехать в Хакасию, поискать всё-таки то, что осталось (если осталось) от кузнецовской дачи (где неоднократно бывал В.И. Суриков, между прочим!). Находила сообщение на одном форуме, что кузнецовское здание еще живо! Правда, сообщению тому лет десять, а то и больше. Ну, про это тоже есть в моей статье.
Приятного вам чтения!
Дорога в Аскиз. Фото А. Зайченко
Панорама озера Баланкуль. Фото А. Зайченко
Благодарю всех, кто помогал мне в этой работе, особенно Александра Ульверта, Рузану Саркисян, Наталью Анатольевну Черникову, Людмилу Брунову, Марину Терешкову, Наталью Владимировну Фефелову, а также моих дорогих друзей, что слегка подпинывали :)
А еще директора библиотеки Татьяну Лукиничну Савельеву.