Евгения Некрасова «Молодильные яблоки»: повесть. Знамя. 2016. N 3.
Повесть, виртуозно следующая традициям фантастической прозы Гоголя и Салтыкова-Щедрина, перекликающаяся с ней не столько сюжетно, сколько стилистически, замечательна, в первую очередь, искрометным афористично-каламбурным языком, метко обозначающим (или разоблачающим?) столь всем нам хорошо знакомые характеры и явления.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/107800/343026738.2/0_130bcd_e0265ebf_orig.jpg)
Начинается повествование с банального и вполне реалистического описания быта обыкновенной российской семьи. Во главе этой семьи бабушка - восьмидесятилетняя Ангелина Ивановна, которая вполне соответствует по кротости характера и самоотверженности служения ближним своему редкому имени.
Она не брюзжит, не стонет и не ропщет - просто тащит на своих хрупких плечах все домашнее хозяйство. Готовка-уборка-стирка - это ее наиглавнейшие обязанности, в то время как другие члены семьи и вовсе самоустранились от каких-либо домашних дел и заняты исключительно своими переживаниями либо похождениями: «Домашние - так уж и быть - пользовались ее услугами, изредка покрикивая за пропущенную со старческого сослепу пыль или разваренную кашу».
Взрослая дочь - нервная, «обдающая всех безысходной злобой» - несчастлива в браке. Зять Ангелины Ивановны - «шут», «полнеющий, лысеющий, туда-сюда скачущий» - не пропускает ни одной юбки: «Он знал, что на местном рынке вялых самцов он - заводной и прибаутистый - в самом своем толстом и немолодом виде всегда найдет женщину для потехи и даже чувства». Двадцатипятилетний Ваня, старухин внук - компьтерный наркоман: «Пиксельный беженец… - не студент и не работник. Студень, застывший в своей форме-комнате».
И только бабушка-ангел, понимающая, что вся ее троица неправильно проводит свое земное время, тем не менее, служит своим близким, как может, стараясь, чтобы все были здоровы и накормлены. Причем только она одна из всего семейства по-настоящему умеет радоваться жизни, ведь есть у нее замечательная отдушина - сад с любимыми яблонями, которые в отличие от двуногих домочадцев всегда платят ей взаимностью.
Но внезапно случившееся несчастье круто меняет жизнь Ангелины Ивановны, причем в самую неожиданную и сторону. Лишившись по вине хитрых мошенников всех накопленных денег и документов, она, пройдя через необходимые бюрократические мытарства, получает новый паспорт с ошибкой-мечтой любой зрелой женщины: по недогляду паспортистки 1935 год рождения волшебным образом превращается в 1985!
Вот тут-то и начинается все самое интересное и сказочное - паспорт с новой датой рождения превращается в средство Макропулуса: бабушка-ангел час от часу молодеет на глазах, обретая молодое тело и прежние стать и прыть: «В электричке по пути домой Ангелина Ивановна убежала от контролеров»; «Молодость не вторая, а новая - никогда ни у кого такой».
Новая молодость сулит и новую жизнь: Ангелина Ивановна, быстро освоив необходимые компьютерные технологии, с легкостью устраивается на работу в компьютерную фирму по своей прежней профессии бухгалтера и заводит роман с молодым сослуживцем, впервые в жизни испытав те чувства, кои были ей неведомы в браке.
Причем несмотря на резкую «смену возраста», по отношению к близким она по прежнему остается по-ангельски кроткой, терпеливой и безропотно заботливой матерью, тещей и бабушкой. Однако домашних такие перемены совсем не радуют: «Ольга безответно звала мать. Зашла к сыну - мир пошатнулся. Вместо головы Вани-ванюши-валенка - тридцатилетняя голова ангела, раньше сухонького и горбатенького - теперь сильного и статного. Внук учил бабушку делать копи-пейст».
О чем, собственно, все эти фантазии на тему повторной молодости на фоне обыденной и безрадостной действительности? О краткости земного человеческого века, о нереализованности лучших, хранящихся в душе каждого чувств? А, может быть, о том, что счастья много не бывает, тем более, что судьба в этом отношении щедра избирательно - к редко встречающимся в природе «баловням», новая же молодость - уникальный шанс урвать несправедливо недополученное? У каждого будет свой ответ, а у нашей фантастической повести - свой финал: кого-то он, возможно, и огорчит, но только не саму героиню, поскольку источник жизненных сил и счастья чудесным образом спрятан в ней самой, а не во внешних изменчивых обстоятельствах.
Кургина Ольга