1765. Роковой вопрос. О рассказе Елены Родченковой «Дом дуры»

Nov 18, 2014 10:42

Рецензия на рассказ Елены Родченковой «Дом дуры» ( Нева N 2, 2014. Рассказы).
Там зима стоит полгода.
Верят там в любую блажь.
Там почти что нет народа
И один сплошной пейзаж.

Скоро, к вящему покою,
После всех своих щедрот
Станет вся страна такою:
Кто уедет,
Кто помрет.

Д. Быков
Кто не мечтал задать свой вопрос президенту, чтобы выдать на всеобщий слух огромной страны наболевшую проблему? Но когда в единственном вопросе одной дозвонившейся из деревенской глухомани женщины сразу целый ворох этих проблем и все - несовместимые с нормальной человеческой жизнью - это как холодной водой из ведра: «Скажите мне, пожалуйста, как нам выжить? Старшего сына прислали из Чечни в гробу … Остался младший. Батька их спился. Муж мой. Похоронила. Колхоз распустили, деревня вся вымерла, работы нет. У нас здесь зима, дорога нечищеная, живут пять семей, одни старики. Школу в соседней деревне закрыли. В лесу волки. Вожу ребенка в город с ружьем… Скажите, как нам выжить?... Да, сама я иногда пью. Злоупотребляю алкогольными напитками. Но ведь и таким надо выживать как-то, всем надо жить!»

С этого острого вопроса, который, надо полагать, в прямой эфир не попал, а был переадресован местным властям, и закручивается все действие в рассказе.
Через неделю к Инне (так зовут героиню) нагрянула многочисленная и враждебно настроенная комиссия. Охота на «ведьму», так подкузьмившую репутации всего района, выливается в угрозу забрать у нее единственного сына и провоцирует открытый «конфликт с властью».

Реплики местного стража порядка, прояснившего ситуацию на следующий день и обвинившего новоявленную «преступницу» в сопротивлении властям, достойны то ли комедий Шекспира, то ли рассказов Зощенко:
«Заболела ты крепко, девка, ум потеряла, Комиссии погромами и поджогами, расстрелами и повешением угрожала? Волосы рвала? Щеки царапала людям при исполнении?;
«Признавай вину, так и запишем: глупая я, плохо образованная, позвонила президенту с целью совместного решения проблем жизни страны. Желала посоветоваться о планах на будущее…».

Но Инна на то и русская женщина, пусть и пьющая, чтобы не сдаваться: в горящую избу войти, если потребуется, и коня на скаку остановить, и непрошенных гостей выдворить и единственного сына защитить… А если не останется надежды на власть и государство, то она вполне справится собственными силами, объяснив ситуацию маленькому сыну просто и ясно: «Я - твоя родина. А ты - моя».

Целый месяц они прячутся от комиссий и держат «оборону», превратив свой дом в крепость в прямом смысле слова. Когда же в один из дней избу окружит целый наряд милиции, то померещится Инне на мгновение, что штурмуют ее жилье немецкие оккупанты с автоматами и овчарками. Однако у «дуры» уже припасен заранее разработанный, весьма хитрый план побега, который Инна в конце концов успешно реализовывает, так что финал этой трагикомической истории можно назвать относительно счастливым, хоть и отдает «хэппи-энд» горечью вечного и неразрешимого противостояния государства и маленького человека.

Блестящий остросюжетный рассказ, созданный в гротескном стиле, а вся «чернуха» с лихвой компенсируется яркой авторской иронией с точным попаданием в яблочко. Ничего лишнего - чистейший и лаконичный образец настоящей русской литературы!



В. Максимов "Кто там?". 1878 г.

Ольга Кургина

книги, рецензии

Previous post Next post
Up