1710. Сабатино Москати. Древние семитские цивилизации

Jul 15, 2014 11:03

Сабатино Москати (1922-1997) - известный итальянский лингвист, историк и археолог. Был профессором семитской филологии в Римском университете, основал Центр по изучению финикийской и пунической цивилизации. За свои научные труды Сабатино Москати получил множества наград.

Книга «Древние семитские цивилизации» - единственная работа этого признанного историка, которая есть в нашей библиотеке. Эта книга публиковалась в более ранних редакциях, но, как говорит сам автор: «с каждым новым изданием я изменял и дополнял книгу с учетом последних археологических открытий и прогресса исторической науки в целом. Поэтому каждое следующее издание не просто перевод, а новая книга» (с. 8).



Рассказывая о древних семитских цивилизациях, автор выделяет следующие народы: вавилоняне и ассирийцы, хананеи, древние евреи, арамеи, арабы и эфиопы. Три региона, на котором расселились эти народы - Аравия, Сирия-Палестина и Месопотамия. Взятые вместе, они образуют географическую единицу, которая в свое время стала сценой важнейшего акта драмы человеческой истории.

Общность семитских народов рассматривается Москати в связи с общностью семитских языков в фонологии, синтаксисе и словарном запасе, дается характеристика артикуляции и морфологии семитских языков. Книга будет полезна при изучении истории древних языков, особенностях их распространения.

Так, самая древнейшая разновидность семитского языка относится к аккадской языковой группе - это языки вавилонян и ассирийцев. Этому есть подтверждение - самые первые документальные свидетельства дошли до нас из Аккада. Значительная часть аккадской литературы посвящена лингвистическим вопросам. Вавилоняне и ассирийцы оставили нам каталоги знаков и словари. В каталогах перечислены разные клинописные знаки и приведено их значение. В словарях дано соответствие двух месопотамских языков - шумерского и аккадского. Есть также словари синонимов, даже более полные, чем современные. Сохранились уникальные трактаты по астрономии, математике, географии, медицине, химии, зоологии и ботанике. Расцвет жречества, астрологии и науки позволил Месопотамии достичь небывалого развития.

Отличительной чертой древней ближневосточной цивилизации является первенство религии, которая пронизывала каждую сторону жизни, составляя ее внутреннюю суть. Так, вся семитская история, литература, право и искусство обязаны своим происхождением, содержанием и способом выражения религии. Литературные тексты того времени полны историй о богах и их деяниях, в них излагаются месопотамские мифы о сотворении Вселенной.

Самые древние литературные сюжеты зародились на Ближнем Востоке и в дальнейшем отразились в мировой литературе. Так, миф о творении приведен в аккадской поэме Энума Элиш («Когда наверху»). Аккадская версия эпоса относится ко времени правления первой вавилонской династии и имеет целью прославление Мардука - верховного божества и создателя Вселенной.

Другой миф о древних героях превзошел все остальные и распространился далеко за пределы Месопотамии. Это известный миф о Гильгамеше. Гильгамеш - человек, желающий получить бессмертие. Эпос примечателен тем, что в нем отразились относительная субъективность и современное отношение к жизни, по сути мрачное и пессимистичное. Не только герои не могут избежать смерти, но и вообще тропа славы ведет к могиле.

На основе ранней шумерской традиции была построена широкая дидактическая и поучительная литература - и прозаическая, и поэтическая, богатая мудрыми советами и поговорками. Например:

«Не делай зла противнику своему;
Отвечай добром тому, кто сделал тебе зло;
Поступай справедливо с врагом своим…
Жалость порождает благосостояние,
Жертва продлевает жизнь,
Молитва искупает грех.

Несколько поговорок:

«Мой сосуд еще не иссяк, и я не чувствую сильной жажды».
«Если я не пойду сам, кто пойдет вместо меня?»
«Он освятил храм раньше, чем начал его строить».
«Ты берешь поле врага, а враг берет твое».

В древних текстах можно встретить «вечный» вопрос, который волновал людей тысячи лет назад, и который люди задают и сегодня: почему хороший человек испытывается страданием?

Я вынес все в этой жизни и даже больше;
Я оглядываюсь вокруг и вижу только зло.
Мои страдания усиливаются, справедливости нет…
Все же я думал только о молитве и служении богам,
Мольба - моя забота, жертва - мое правило;
День поклонения богам - моя радость,
День шествия моей богини - мой доход и мое богатство;
Почитание царя - мое счастье,
Музыка для него - мое наслаждение… » (с. 78-79).

«Вклад семитов в человеческую культуру велик и положителен. Во-первых, само средство, с помощью которого мы выражаем свои мысли в письменной форме, алфавит, возник на семитской земле - в Ханаане. Но семиты и другими способами повлияли на культурное развитие Средиземноморья. Аккадцы поставляли литературные темы, законодательные концепции, астрономическую информацию и математические знания. Арамеи дали человечеству язык, ставший средством переноса на запад знаний о них самих и о других семитских культурах. Арабы при посредстве своей политической организации создали условия для объединения в одном большом государстве представителей разных цивилизаций, а также внесли вклад в астрономию, математику, навигацию и другие науки.

Но самый большой вклад семиты сделали в религию. Концепция единого Бога, революционная для политеизма Античности, была ядром религии древних евреев. Она была перенесена в европейский мир благодаря христианству, а в Азию и Африку - исламу. Так получилось, что три величайшие религии нашего времени - иудаизм, христианство и ислам - зародились на небольшом участке семитской территории. Семиты стали верить в единого Бога намного раньше, чем эти религии отправились покорять мир. Когда же данный процесс начался, успех оказался впечатляющим. Под их натиском рухнули даже более сложные религиозные системы весьма продвинутых народов - греков и римлян» (с. 252).
Так, рассказывая о каждом из народов, автор дает нам представление о языке, обычаях и верованиях, литературе, искусстве и архитектуре того времени. Взятые вместе, эти сведения позволяют увидеть глубинную нить, которая связывает цивилизации и продолжает жить в наше время.
Желаем Вам приятного и полезного чтения!

Резник Марина Васильевна,
библиотекарь отдела городского абонемента

книги, история

Previous post Next post
Up