1040. Радиотехнический завод: прогулка, карты, воспоминания

Apr 09, 2011 15:21

В 1950-51 гг. завод переезжает на новую (нынешнюю) территорию. Это место в те годы называлось «итальянские казармы». Д.М. Ширман вспоминает, что первое подразделение завода, начавшее работу на новой площадке, был «слесарно-каркасный цех № 2, размещавшийся в помещениях бывших казарм, каких-то остатках церкви, объединенных в корпус № 3». Получается, что одновременно со строительством новых корпусов, использовали старые помещения казарм. Вот еще: «главный конструктор завода располагался в кабинетике с промокшими и гниющими углами» (явно старое!).

Жили заводчане в домах на Красномосковской, Демьяна Бедного, многие указывают в воспоминаниях адрес общежития на Омской, 26. Тогда это была окраина города. Оттуда ходил заводской автобус, однако часто на работу добирались пешком через Алексеевку и Николаевку.



Дома 25 по Демьяна Бедного сейчас нет. Зато есть очень похожие: № 33, 31. Облезлый желтый это № 33, розовый - 31:


И с солнечной стороны:




Омская, 26:




Соседний дом с Омской, 26 - пр. Свободный:


А.В. Фефелов вспоминает, что в 1957 г., когда он пришел впервые на завод, от казарм осталось последнее строение - кузница (перед входом в КБ). Заводоуправление размещалось в том же здании, что и КБ. А в здании, где сейчас заводоуправление, размещался техникум. Проходная была на ул. Декабристов. По периметру завода (Декабристов, Бограда, Робеспьера) стояли одноэтажные деревянные бараки. На том месте, где сейчас сквер на Маркса, тоже были одноэтажные бараки.

Заводоуправление на Маркса (адрес Декабристов 19/1):








А вот что пишет В.В. Кравченко (пришел на завод в 1959): «Завод был окружен деревянными бараками, оставшимися от «итальянских казарм». Новым корпусом было заводоуправление, это здание  строилось для технического училища, но вскоре отошло заводу. Специально для завода были выстроены два корпуса: один на углу улиц Маркса и Робеспьера, где сейчас находится КБ, второй большой корпус - вдоль улицы Декабристов. Остальные здания  строились позже.

Здание с башенками на углу ул. Маркса и Робеспьера во времена Хрущева было спорным: считалось несоответствующим современной архитектуре. Хотя архитекторами был задуман въезд на улицу Маркса от Красной площади с двумя башенками на зданиях, расположенных на противоположных сторонах улицы. На жилом доме башенку успели сделать, а производственное здание осталось с каким- то нелепым завершением и деревням шестом на крыше вместо башенки. (Вторая башенка была построена совсем недавно)



Первыми из «итальянских казарм» были снесены деревянные бараки по ул. Бограда и Робеспьера. Вместо них возникли кирпичные четырехэтажные здания.. К весне 1961-го планировался снос длинного одноэтажного барака вдоль улицы Маркса. Но судьба распорядилась иначе. Барак сгорел зимой в самые лютые морозы…»

Заводской корпус на Робеспьера:




Корпус по Бограда:




Э.Г. Думчева, приехавшая на завод после окончания Казанского авиационного института в 1960 г., пишет: «Первые впечатления: одноэтажный вокзал царских времен. .. Захолустье жуткое. Никаких троллейбусов и трамваев и прочих транспортных средств. Почтовый № 1 все знают и мне показали направление. Из зданий были только заводоуправление, котельная, кузнечный цех, здание КБ и всё! Остальное было огорожено высоким забором с колючей проволокой».

Молодые специалисты жили на Омской, 26. Это было новое трехэтажное здание, где высота комнат  более 3 метров, большой коридор, кухня, ванная. Осваивали «чудесные окрестности: реки, сопки, тайгу, Столбы!», ходили на концерты гастролировавших артистов. «С большим удовольствием мы коллективно и регулярно ходили в ресторан «Север», иногда в ресторан аэропорта (нынешняя Взлетка) или железнодорожного вокзала, которые работали круглосуточно с небольшим перерывом. Весной и осенью там было много геологов: геологические партии со всего Союза осваивали сибирские просторы, вели изыскательские работы. Это была своеобразная публика, осенью возвращавшаяся «с полевых».

С. П. Панько вспоминает, что в те времена устраивались настоящие волейбольные сражения в парке Горького. «Команда заводских волейболистов выходила в майках с интригующим названием наискосок через грудь - ЗОБГПП - Завод Около Бани, Где Пиво Продается! Пиво в те времена было большой редкостью, и чаще всего его продавали на разлив из больших бочек именно в банях…» (моя версия про бани ниже). Часто ходили на Ману, сплавлялись от Берети, любили ходить в пещеры: обе Караульные, Торгашинскую, Орешную и др.

С.П. Панько вспоминает, что в здании нынешнего заводоуправления до переезда сюда завода размещался батальон войск МВД (позднее батальон стал полком, потом переехал в здание на Лесной - ныне акад. Киренского, и вырос до дивизии. Когда же здесь был техникум, или техническое училище, я так и не поняла). «Мы пацанами любили залезать через забор, отделявший территорию двора батальона от ул. Декабристов, благо он был невысоким, да и никто не ругался, и глядеть на тренировки солдат… Матушка моя работала в радиокомитете, который размещался в здании костела… Я часто бывал у матушки на работе, где под самой крышей находилась прекрасная библиотека, и я часами сидел там, читая книги. А еще там была очень хорошая и большая фонотека с пластинками фирмы звукозаписи «His master’s voice», которые они потихоньку выбрасывали, поскольку на смену пришли магнитофонные записи. Я таскал домой эти пластинки пачками, чтобы потом, увы, тоже выбросить!..



Про итальянские  казармы добавлю, что их еще называли чехословацкими, причем это наименование было более распространено в Красноярске, чем первое. Оно восходило ко времени гражданской войны, когда в казармах стояли чехословацкие войска…

Но почему же эти казармы называли итальянскими? Совершенно случайно я прочитал в книге воспоминаний знаменитого сварщика академика Патона следующую историю. По образованию Патон был строителем  железнодорожных мостов… И, как строитель, Патон принимал участие в создании железнодорожного моста через Енисей. А в конструкции моста широко применялся способ соединения элементов с помощью клепки. В Росси не было необходимого количества клепальщиков, и их рекрутировали из других стран и особенно много - из Италии. Для проживании рабочих и были построены казармы, которые прозвали итальянскими».

Я взяла книгу воспоминаний Патона. Он никогда не был в Красноярске, не участвовал в проектировании нашего моста. Зато учителем Патона был Лавр Дмитриевич Проскуряков, который и проектировал мост. Патон несколько раз пишет о нашем мосте, но об итальянских казармах и итальянцах, строивших мост, ничего не нашла. Наверное, есть какая-то другая книга... К тому же казармы начали строить гораздо раньше строительства моста. Закладка моста через Енисей состоялась в 1896 году, работы по сборке и склепке пролетов велись в 1898 г., а вот рассматриваемая территория активно застраивалась уже в 1891 г. Об этом свидетельствует план, который я сфотографировала в музее. Схема-план "Красные казармы" включает военные городки 2, 5, "А" и "В". В экспликации указана площадь, объем помещений, год постройки и инвентарная стоимость в рублях.



Коричневые здания казарм по Робеспьера, да и многие другие на плане, построены в 1891 г. для размещения пехотного батальона. Вполне возможно, что позже итальянские рабочие жили здесь или где-то по соседству, поскольку в некоторых источниках говорится, что итальянские казармы располагались на Плац-Парадной площади (Красной).

Это место на карте Красноярска 1894 г.:


Видно, что территория уже застроена. Далее карта 1906 года:


Обозначение 57 на карте - казармы пехотного батальона. 7 - военная церковь.

Ну и карта 1924 года, церковь, похоже, еще цела:


В годы гражданской войны в Красноярске находился итальянский полк. Г.В. Листвин мне рассказал, что он размещался на территории казарм. Получается, что вместе с чехословаками.
Уже после похода в музей мне попалась публикация (в журнале "Литература Сибири" № 2 за 2010 г., с. 185-189) Л. Серебрянниковой, которая делится воспоминаниями деда - Ивана Назаровича Смолянинова - о Красноярске в годы гражданской войны, в частности пишет о чехах, расквартированных "в итальянских казармах, что на Плац-Парадной (ныне Красной) площади. От казарм в настоящее время остался один двухэтажный дом из красного кирпича".

Что же это за дом? Может этот? - Красная площадь, 17: построен 1902 г. В 1908-11 гг. здесь находилась канцелярия 30-го полка:


Рядом есть еще один старый дом, во дворах (Красная площадь, 5), но он штукатуренный. Зато может это те самые бани, куда ходили пить пиво заводчане в 1960-х годах? Двухэтажный каменный дом построен в 1912 г. крестьянином И.М. Флейшером и купцом В.А. Мейеровичем специально для торговых бань. В 1960-е здесь были бани? Поделитесь, кто знает.


С нетерпением жду ваших версий и поправок!

прогулки, Италия, Красноярск, музеи

Previous post Next post
Up